Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Султанмахмут Торайгыров

Султанмахмут Торайгыров - e-history.kz
Имя Султанмахмут Торайгыров
Дата рождения 1893
Место рождения Баянаул, Баянаульский округ
Дата смерти 1920
Поэт-демократ, публицист и литературный критик.

Поэт и писатель, один из ярких представителей казахской литературы начала XX века. Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году в Баянаульском районе Павлодарской области в семье бедняка. Отец — Шокпыт (Абубакир) всю жизнь был наемным работником. Когда Султанмахмуту исполнилось три года, умерла мать Зуфун. Первые уроки грамоты Султанмахмут получил у отца, а потом учился у сельского муллы Мукана, который переводил арабские, персидские фольклорные произведения и сам сочинял стихи. Подражая учителю, будущий поэт стал упражняться в написании стихов. В 1902–1911 годах он обучался в различных школах, медресе.

В 1911 году слушал лекции учителя-новатора Нуралы, получившего образование в Троицке. Нуралы выписывал газеты и журналы, выходившие на казахском, татарском языках, читал художественную и историческую литературу. Все это также с увлечением прочитывал и Султанмахмут. Это способствовало его изучение литературы, стал сам сочинять стихи и рассказы: стихи «Дін», «Сарыбас», Соқыр сопы», «Оқу», «Кезек қашан келеді», очерк «Зарландым». В этих произведениях молодой акын показывает недостатки старого обучения и достоинства новых методов обучения, а также ставит вопросы религиозного, морально-этического содержания.

В ноябре 1912 года С.Торайгыров едет в Троицк, желая продолжить образование. Обучаясь там, он написал стихотворения «Оқудағы максат не?», «Анау-мынау», «Қандай», «Зарлау». В 1913–1914 годы он работает в редакции широко известного журнала «Айкап». Для С.Торайгырова это были плодотворные, творческие годы. Появились его роман «Қамар сұлу», статьи «Қазак тіліндегі өлен кітаптар жайынан», «Өлен және айтушылары» и др., а также ряд стихотворений.
Летом 1914 года Торайгыров вернулся в свой родной аул. Осенью едет в Семипалатинск на учебу, но не смог поступить. До осени 1916 года работает учителем в Катонкарагае. Здесь он написал роман «Кім жазықты?».

Осенью 1916 года С.Торайгыров поступил в Томске на курсы русского языка. Это помогло ему ознакомиться с русской классической литературой, изучить историю, философию, географию.

В марте 1917 года в Семипалатинске он работает младшим секретарем в казахском комитете. В газете «Сарыарка» публикуются его статьи, стихи, где он восхваляет руководителей партии Алаш.

В 1917–1920 годах Торайгыров написал поэмы «Адасқан өмір», «Кедей» (состязания городского и степного акынов), а также ряд стихотворений «Шәкірт ойы», «Гүл», «А, дүние», «Сарыарқаның жаңбыры», «Жас жүрек», «Неге жасаймын?» и др. В этих произведениях четко обнаруживаются его демократические взгляды.

Однако вскоре С.Торайгыров разочаровывается во Временном Правительстве и проводимой политике, что получило отражение в его стихотворениях («Жас жүрек» и другие, выпущенные в газете «Сарыарка» в 1917 г.).

По состоянию своего здоровья, он летом 1918 года вернулся в Баянаул.

Здесь он работал учителем, писал стихи, поэмы. В эти годы С.Торайгыров читает множество политической, философской литературы.
Он жаждет больших перемен в обществе. Установление в Казахстане советской власти придает ему сил и уверенности. В своих произведениях «Адасқан өмір», «Кедей» и др., поэт поддерживает революцию, надеясь на установление справедливого общества.

В декабре 1919 года, после падения Колчака, в Сибири, Павлодаре установилась Советская власть. С.Торайгыров едет в Павлодар, где председатель уездного революционного комитета Г. Жигарев назначает его председателем ревкома Шидертинской волости. Ему было поручено вести агитацию за Советскую власть, объяснять ее политику.
Но болезнь не дала ему возможности поработать, и через всего 2–3 месяца он уходит с работы. Во время болезни, в начале 1920 г., он приступает к своей поэме «Айтыс», которую так и не успел завершить. В поэме он стремится критически оценить взгляды и программу партии Алаш.

С.Торайгыров прожил всего 27 лет. Но несмотря на это, он сумел оставить потомкам ценное литературное наследие. Его произведения многожанровы, богаты по тематике, глубоко содержательны. Их основная особенность — реалистичность и народность. Акын в своих произведениях правдиво изображает жизнь своего народа того времени, поднимает самые злободневные вопросы социально-общественной жизни. Гуманизм произведений Султанмахмута Торайгырова получило высокую оценку в казахской литературе.

Использованная литература и источники
1. Қазақ жазушылары. ХХ ғ. Анықтамалық. Алматы: Ана тілі, 2004 ж.
2. Исторические личности / Сост. Тогисбаев Б., Сужикова А. — Алматы: «Алматыкитап Баспасы», 2009. — 312 стр.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?