Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Актуальные вопросы социальной политики на современном этапе

29619

Анализ мировой и отечественной политической практики показывает, что особое значение, особую ценность в современных условиях приобретают такие черты государства, которые определяют его отношения с обществом, социальны­ми группами и отдельными гражданами. Их цивилизованный характер, уважение прав человека, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правового, демократического государства. В мировой теории и практике государственного строительства с середины ХХвека в качестве его комплексной сущностной характеристики все больше утверждается понятие «со­циальное государство» (от немецкого Sosilstaat). Впервые социальный характер го­сударства официально был провозглашен в Основном Законе ФРГ в 1949 г.

В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или от­сутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или мень­шей степени де-факто являются социальными государствами. Обязанности государ­ства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установле­ны, в частности, Конституциями Швеции, Испании, Португалии и других стран. Эту тенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы и СНГ.

Так, например, согласно своим Конституциям, «Румыния является правовым, демократическим и социальным государством», а Республика Польша – демократи­ческим, правовым государством, осуществляющим принципы социальной справед­ливости . Российские ученые при внесении в текст Конституции Российской Фе­дерации положения о социальном государстве считали, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедли­вости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» . Строитель­ство социального государства нашло также отражение в Конституциях ряда стран СНГ - Республики Беларусь (статья 1, принятой в 1994 г.); Республики Таджикистан (статья 1, 1994 г.). В Конституции Кыргызской Республики, принятой в 1996 г. также предусмотрены нормы социальной ориентации .

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции провозглашается, что “Ре­спублика Казахстан утверждает себя ... социальным государством ...”. Это общее положение означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания усло­вий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адек­ватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны таких, как: право граждан на социальную помощь от безработицы, на отдых, на установленные законом продолжительность рабоче­го времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 24); гарантированность минимального размера заработной платы и пенсии, соци­альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (статья 28); право граждан на охрану здоровья, на бесплатное получение гарантированного объема медицин­ской помощи, установленного законом (статья 29); гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного выс­шего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благо­приятной для жизни и здоровья человека (статья 31); государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27); создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными за­коном нормами (статья 25).

В анализируемом положении пункта 1 статьи 1 Конституции применен обо­рот «утверждает себя», что подчеркивает поступательность развития Казахстана как социального государства, придает характер необратимости и направленности процессу социализации. Утверждение Республикой себя социальным государством предполагает также развитие в казахстанском обществе социального партнерства и конструктивного оппонирования.

Таким образом, Республика Казахстан, конституционно утвердив себя демо­кратическим, светским, правовым и социальным государством, поставила перед со­бой задачу формирования гражданского общества. Однако это длительный процесс, требующий «постоянных синхронных усилий всех субъектов конституционных правовых отношений: народа, социальных групп, граждан, государства, его органов, должностных лиц».

Опыт зарубежных стран показывает, что успешное функционирование соци­ального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной служащей интересам всех слоев общества.

Для достижения этого уровня Казахстаном учитывается позитивный опыт развитых стран мира в строительстве правового, демократического и социального государства, особенно, в вопросах формирования социальной политики в условиях переходного периода.

В этих целях разработана национальная модель социальной политики, ко­торая включает в себя реформирование системы трудовых отношений и занятости населения, переход к накопительной пенсионной системе, введение новых видов государственных социальных пособий, замену натуральных льгот выплатой еже­месячного специального государственного пособия, внедрение адресной системы оказания социальной помощи.

В стране стали внедряться: система обязательного социального страхования, ведутся разработки и внедрение новых государственных социальных стандартов, был принят Трудовой кодекс РК, в котором закреплен переход к новой модели тру­довых отношений, основанной на сбалансированности интересов участников трудо­вых отношений и развитии социального диалога.

Устойчивое экономическое развитие и активная политика содействия занято­сти привели к росту экономической активности населения и снижению уровня без­работицы. Стабилизировались трудовые отношения и выросли доходы населения.

В ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева вопросы социальной политики занимают центральное место и по существу стано­вятся целеполагающими для перспективной и текущей социальной политики пра­вительства. Так, в 2008 году в своем Послании «Повышение благосостояния граж­дан Казахстана – главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев наметил основные параметры социальной политики. В частности, предложен очередной па­кет мер по повышению заработной платы бюджетникам, пенсий и социальных по­собий .

Важно отметить, что впервые в данном Послании подчеркивается роль стан­дартов качества жизни в социальной модернизации общества и повышении качества человеческого капитала. Эта политика получила дальнейшее развитие и в Послании главы государства «Через кризис к обновлению и развитию» 2009 года, где подчер­кивается, что в условиях нестабильности в финансовой сфере и возможных негатив­ных влияний международной ситуации на экономику страны социальные програм­мы государства не будут секвестрированы.

Поэтому, как и предусматривалось, в 2010 году зарплата бюджетников и сти­пендии с 1 апреля увеличена на 25 процентов, а в 2011 году - еще на 30 процентов. Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25 процентов, и на 30 про­центов в 2011 году. При этом к 2011 году размер базовых пенсионных выплат воз­растет до 50 процентов от размера прожиточного минимума. Государство также под­держало студентов, оставшихся без средств, чтобы оплатить учебу. В течение 2009 года государство дополнительно выделило 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов.

Базовые расчетные показатели на 2010 год также утверждены с повышаю­щим коэффициентом. Так, статьей 9 Закона о республиканском бюджете на 2010 год установлены с 1 января 2010 года: минимальный размер заработной платы – 14 952 тенге; размер государственной базовой пенсионной выплаты – 5 981 тенге; мини­мальный размер пенсии – 12 344 тенге, средний – 21 500 тенге, максимальный-34020 тенге; месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 1 413 тенге; величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 14 952 тенге. Таким образом, с первого января т.г. более чем 1 млн.600 тыс. пенсио­нерам повышены размеры пенсий на 25 %. С учетом увеличения размера базовой пенсий с 5 487 тенге до 5 981 тенге, составившей 40% от уровня прожиточного ми­нимума минимальный размер пенсий составит 18 325 тенге, средний – 27 482 тенге, максимальный - 40001 тенге. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК рост среднего размера пенсионных выплат составляет свыше 5 раз: с 4 270 до 21 500 тенге. В республиканском бюджете на 2010 год для осуществления всех расходов предусмотрено более 426 млрд. тенге и на базовые выплаты – более 120 млрд. тенге [8].

В основу социальной политики закладываются стандарты качества жизни, соответствующие современным требованиям. Об этом заявлено на заседании Прави­тельства республики 22 декабря 2009 года Министром труда и социальной защиты Г. Абдыкаликовой.

В соответствии с разработкой новых национальных стандартов качества жизни министерство намерено поэтапно повышать пенсии и к 2015 году довести уровень средней до 60% по отношению к средней заработной плате. Начата также работа по разработке новой модели продуктивной занятости. К 2020-му году, по подсчетам аналитиков, доля высококвалифицированных специалистов увеличится до 50%. При этом уже через пять лет безработицу предполагается снизит до 5,5%, а еще через пять лет до 5% [9].

Поэтому практически важным становится переход к планированию уровня жизни населения на основе рационального потребительского бюджета, который раз­рабатывается на основе научно обоснованных норм и нормативов на потребление материальных благ и услуг. Разработка рационального бюджета означает формиро­вание национального стандарта для среднего класса. Разработка социальной и эко­номической политики тогда может осуществляться на основе устранения разрывов между принятыми стандартами и фактическим потреблением материальных благ и услуг.

Важность такого подхода определятся тем, что к настоящему времени сни­зился уровень социальных притязаний большей части населения республики. Не­достаточное внимание к этой проблеме может привести к дальнейшему снижению качества человеческого потенциала или к усилению социальной напряженности в обществе.

В этой связи Министерством труда и социальной защиты до 2015 года с уче­том изменений в составе потребительских расходов населения планируется внести изменения в структуру прожиточного минимума, что должно привести к увеличе­нию его величины.

Кроме того, предполагается рассмотреть возможность перехода к определе­нию прожиточного минимума «на основе медианного дохода, как принято в боль­шинстве стран Европейского сообщества».

Всё это должно привести в соответствие государственные социальные стан­дарты – минимальный размер заработной платы, минимальные пенсии и пособия, пороговый уровень оказания социальной помощи и поддержки.

Определить, насколько эффективна данная социальная политика, можно ко­нечно, используя различные параметры и индикаторы. Полагаю, однако, что об эф­фективности данной социальной политики свидетельствуют социальная стабиль­ность, растущее благосостояние населения, международное признание и реальные возможности ставить перед собой амбициозные цели вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее развитых стран мира.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Энциклопедический юридический словарь. - М.:ИНФРА-М., 1997. - С. 293

2. Конституции государств Европейского Союза. - М., 1997. - С. 8, 187, 423, 371

3. Баглай М.В. Конституционное право Рос. Федерации. - М.,1997. - С. 118-119

4. Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграция. Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2000 г. - С. 52

5. Конституция Республики Казахстан. Ведомости Парламента РК, 1996 г.,

№4, статья 217

6. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий. Под

ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жеті жарғы,1998. - С. 9, 13

7. Послание Президента Республики Казахстан 2008 года «Повышение благо­состояния граждан – главная цель государственной политики». – Астана, 2008 г.

8. Казахстанская правда. 7 января 2010 г.

9. Казахстанская правда. 23 декабря 2009 г.

С.З. Баймагамбетов 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?