Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Каракалпакстан в составе Казахстана

9573
Каракалпакстан в составе Казахстана - e-history.kz

Сейчас Каракалпакстан – это суверенная республика в составе Республики Узбекистан. До этого, на протяжении многих лет, регион был как частью Узбекской ССР, так и в составе РСФСР. Однако был в истории Каракалпакстана был небольшой период, когда на заре зарождения казахской национальной автономии, с 1925 по 1929 гг., Кара-Калпакская автономная область была частью Киргизской АССР. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о том, что предшествовало смене административного статуса региона

Завоевательные походы Российской империи в земли Средней Азии во второй половине XIX века некоторые ученые-историки называют частью «Большой игры». Желание увеличить свое влияние в регионе проявляла Великобритания, затеявшая в 1837 году англо-афганскую войну. Российская империя к тому времени уже захватила ряд территорий на юге Западной Сибири для «обеспечения защиты южных границ от набегов кочевников». Когда английские войска добрались до южного берега Амударьи в 1841 году, российская сторона собрала т.н. «Бухарскую экспедицию», с помощью которой исследовала естественногеографические особенности региона. Через некоторое время российские войска начали свои завоевательные походы в Среднюю Азию, которые завершились на исходе XIX века. 

Хивинское ханство, на землях которой позже появится Каракалпакстан, вошло в вассальную зависимость от Российской империи 12 августа 1873 года. Подписанный странами мирный договор лишал Хиву 2/3 территории, права заключать межгосударственные договоренности с соседними ханствами без одобрения со стороны империи, а также прав на Устюрт, восточное побережье Каспийского моря, левобережья Сырдарьи и многого другого. В тому же 1873 году на отошедшей России территориях была создана новая административная единица – Амударьинский отдел, который вошел в состав Сырдарьинской области лишь в 1887 году. Позже, в 1918 году, сама Сырдарьинская область стала частью Туркестанской АССР, а двумя годами позже Амударьинский отдел стал самостоятельной областью. 

Согласно Первой всероссийской переписи населения 1897 года, на территории Амударьинского отдела жило 194 473 человека, 3 111 из которых проживали в городе Петро-Александровск. Кроме того, по этой же переписи, помимо самих каракалпаков (48%), в регионе проживали киргиз-кайсаки (24,2%), узбеки (17,7%), русские (1,6%) и представители прочих тюркских национальностей (7,0%).

Вскоре Российская империя прекратила свое существование. Коммунисты, занявшие власть, начали процесс выделения в составе нового государства новых административно-территориальных единиц, вошедшее в историю как «Национальное размежевание в СССР».

Этому, к слову, предшествовало создание первой каракалпакской административной территории. Сначала на Первом съезде Советов Хорезмской Народной Советской Республики в 1920 было создано совместное казахско-каракалпакской отделение. После начала политики национального размежевания Хорезмская НСР была ликвидирована, а ее территория перешла в состав Каракалпакской области, Узбекской и Туркменской ССР.

 

«Каракалпаки достигли своей национальной государственности только с установлением советской власти. Таким образом, многовековая мечта объединения каракалпакской земли стала реальностью»

«История Каракалпакской АССР». 1974 год

 

Идея о национальной идентичности, ставшей поводом для выделения каракалпакского субъекта, была резко отвергнута исследователем национально-территориального размежевания Центральной Азии Арне Хоугеном:

 

«Вряд ли имеются доказательства в пользу того, что каракалпакская идентичность сыграла значительную роль в социальных или политических отношениях. Историография каракалпаков также не дает достоверных доказательств о «многовековой мечты объединения каракалпакской земли». Судя по историческим сведениям, значение каракалпакской идентичности оставалось очень ограниченным вплоть до размежевания. Беннигсен и Лемерсье-Квеккей в 1961 году пришли к выводу, что концепция каракалпакского национального субъекта была «искусственной». По их мнению, имелось мало оснований чтобы отличить каракалпаков от узбеков и казахов: «Ничто, кроме своеобразного диалекта, не выделяет каракалпаков от их узбекских двоюродных братьев или казахских братьев, ни их исторические традиции, ни их социальные и культурные традиции, которые находятся на середине между казахами и узбеками». Для некоторых западных ученых создание каракалпакской области служит доказательством того, как плохо размежевание соответствует этническим реалиям или свидетельством стремления советской власти воспользоваться минимально возможными шансами для осуществления своего плана»

«The Establishment of National Republics in Soviet Central Asia»

 

Автор труда Арне Хоуген считал, что поначалу каракалпаки не предъявляли никаких требований по образованию национальной административно-территориальной единицы, но процесс размежевания уже был запущен в других регионах. Более того, несмотря на то, что коммунистическая партия Хорезма уже подготовила план по реорганизации республики по этническому признаку, исполнительное бюро ЦК Хорезмской республики отказалось от от этого разделения и 12 июня 1924 года Политбюро ЦК РКП (б) приняло решение сохранить Хорезм единственной многонациональной республикой Центральной Азии. 

В ответ на это хорезмские коммунисты отправили в Центральную Комиссию просьбу присоединить Амударьинскую область к Хорезму. По мнению А. Хоугена, выполнение Центром этой просьбы можно было расценивать как акт национального размежевания, ибо население Амударьи в значительной степени состояло из каракалпаков. Это решение трудно считать актом национальной борьбы каракалпаков за независимость, однако после того, как инициатива была доведена до народа, который стал лелеять мечты о «большой Каракалпакской области», 26 июня 1924 года Хорезмской Республике пришлось просить Центр изменить свое решение в пользу размежевания. 

Большая Каракалпакская область спровоцировала национальные требования. Среднеазиатское бюро ответило на требования каракалпаков, учредив специальную комиссию. Результатом работы этой комиссии стало постановление Политбюро от 25 сентября 1924 года об образовании Каракалпакской автономии в составе Киргизской (Казахской) АССР. В ее состав были переданы Ходжейлинский и Кунградский районы бывшей Хорезмской республики, а сам Хорезм был окончательно упразднен и разделен. 

Интересно, что с постановлением Политбюро вопрос о статусе Каракалпакстана формально решен не был. За этим последовал ряд сессий ВЦИК и Президиума ЦИК Киргизской (Казахской) АССР, которые подтвердили создание автономии, а позже определили ее территорию и образовали областной революционный комитет. Впоследствии, в феврале 1925 года во время Учредительного съезда образоание автономии было закреплено законодательно. Кроме того, в ходе этого же съезда был избран Президиума автономии и члены исполкома. 

Во время Всеказахского съезда Советов в апреле снова был поднят вопрос о статусе Каракалпакстана, утвердившиеся 11 мая 1925 года на Всероссийском съезде Советов. Экономические и поли­тические предпосылки для преобразования ККАО в АССР создались уже тогда, когда Каракалпакия находилась в со­ставе Казахской АССР, оказывавшей всевозможную помощь Каракалпакской Автономной области.

Правовой статут тогдашней Каракалпакии определялся утвержденным Президиумом ЦИК Казахской АССР 12 ноября 1926 г. специальным «Положением». Высшими органами государственной власти и управле­ния на территории Каракалпакской Автономной области являлись областной съезд Советов, а в период между съездами Советов — избираемый им Областной Исполни­тельный Комитет и его Президиум. Все они были непосред­ственно подотчетны Всеказахскому съезду Советов, ЦИКу КазАССР и его Президиуму. Здесь, важно отметить, что в отли­чие, от губернских съездов Советов и их исполнительных комитетов, исполком Каракалпакской автономной области наделялся весьма значительны­ми и ответственными правами и полномочиями:

 

  1. Полнота власти при решении «вопросов земельных, внутреннего управления, народного образования, здравоохранения, социального обе­спечения и местного хозяйства и бюджета, сообразно с национально-бытовыми особенностями области», 
  2. При Президиуме ЦИКа Казахской АССР учреждалось его постоянное представительство, Облисполком имел право назначать своих полномочных представителей в среднеазиатские республики для разреше­ния экономических вопросов, связанных с интересами обла­сти, и самостоятельно распоряжаться передвижкой кредитов в пределах утвержденной сметы.
  3. Особые статьи «Положения» трактовали, помимо админи­стративно-территориального деления Каракалпакской Авто­номной области, различные вопросы, связанные со структу­рой, правами и обязанностями органов власти и управления, принципами и формами ее взаимоотношений с Казахской АССР и др.
  4. Признание каракалпакского языка государственным, как язык основной национальности области. Для области вводился особый порядок приостановление и отмены актов областных органов.
  5. В свою очередь облисполком Каракалпакской автономной области и его прези­диум имели право приостанавливать проведение в жизнь рас­поряжений Народных Комиссариатов Казахской АССР — в исключительных случаях: при явном несоответствии дан­ного распоряжения как условиям жизни и быта области, так и законам и постановлениям центральной власти под кол­лективную судебную ответственность членов Президиума, облисполкома с немедленным доведением о том до сведения Президиума ЦИК, СНК и соответствующего Народного Ко­миссариата Казахской АССР.
  6. При Президиуме ЦИК Казахской АССР состоял назначаемый Областным Исполнительным Комитетом Каракалпакской Автономной области и утверждаемый Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Каз АССР представи­тель этой области, на которого было возложено представи­тельство и защита ее интересов во всех центральных учреж­дениях Казахстана. Этим обеспечивалась национально-территориальная автономия каракалпакского народа, входив­шего тогда в состав не союзной, а автономной республики.

 

Все это вкупе отражает государственно-правовой статус Каракалпакской автономии и ее административную связь с Казахской республикой. Позже, 20 июля 1930 года, Каракалпакстан вышел из состава Казахстана и остался в непосредственном подчинении РСФСР. Полтора года спустя, 30 декабря 1931 года ВЦИК постановил преобразовать Каракалпакскую автономную область в автономную союзную републику. 20 марта 1932 года преобразована в Кара-Калпакскую АССР. 

5 декабря 1936 года автономия была передана в состав Узбекской ССР.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?