Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История казахской дипломатии

3119
История казахской дипломатии - e-history.kz

Фото: картина Нурлана Килибаева

 

С 2009 года в Казахстане отмечают 2 июля как День дипломатической службы. История казахской дипломатии восходит ко временам становления Великого Шелкового пути, а первые упоминания о казахских посольствах относятся ко временам расцвета Казахского ханства.

Читайте также: Немного о дипломатии в период Казахского ханства

 

Одним из начальных этапов становления международных отношений древнейшего Казахстана можно назвать торгово-дипломатические контакты во времена функционирования Великого Шелкового Пути. Начиная со II века стали укрепляться торговые отношения между народами и дипломатические связи между странами Востока и Запада. 

Южный Казахстан являлся воротами ВШП на Запад и служил крупным торгово-обменным центром. Так, в Таразе была найдена китайская фарфоровая посуда, а также сохранились остатки ювелирных изделий и серебряных ваз из Византии. Ярким примером существования дипломатии в древнейшем Казахстане является сотрудничество с Китаем, которое продолжается по сей день.

В период Казахского ханства, существовавшего на территории современного Казахстана в XV - XIX вв., дипломатические отношения имели свои особенности. 

С переселения кочевников в западное Семиречье в 1465 году ханы Керей и Жанибек проявили свои яркие дипломатические способности, искусство ведения переговоров, и сумели образовать свое государство в казахской степи.

Основными дипломатами того времени являлись ханы и султаны, одной из основных обязанностей которых являлось ведение переговоров с соседними государствами. До нас дошло множество документов, подтверждающих активные дипломатические отношения Казахского ханства: послания, письма и переписки ханов с правителями других государств. Важно упомянуть восточные письменные материалы, в которых описаны успешные военные походы казахских правителей. Среди них: «Тарих-и аламара-йи Аббаси», «Шараф-наме-йи шахи», «Бахр ал-асрар», «Имамкули-хан-наме». Согласно данным произведениям, дипломатические переговоры от имени государства могли вести ханы, султаны, военачальники, ходжи, специальные послы и гонцы. Основной целью внешней политики казахские ханы ставили расширение, сохранение и возврат территорий Казахского ханства, урегулирование военных конфликтов с соседними государствами, развитие торговли и создание эффектных союзов с иностранными государствами.

Начало стремительному развитию внешнеполитических отношений было положено при Касым хане. В своде его законов «Қасым ханның қасқа жолы» отдельно был выделен раздел о посольском обычае, нормах международных отношений и переговоров. 

Следующим важным лицом в истории казахской дипломатии является сын Касым хана – Хакназар хан (1538-1580 гг.), с чьим именем связано ликвидирование раздробленности и разногласий внутри ханства. Умение мирным путем решать даже внутриполитические конфликты – признак высокого уровня дипломатических навыков. 

Тауекель хан (1586-1598 гг.) сумел усилить дипломатические отношения между Казахским ханством и Российской империей. В 1594 году хан отправил казахское посольство по главе с Кулмухаммедом в Москву, чтобы наладить добрососедские отношения и решить военные и торговые вопросы. 

Неотъемлемой частью истории стали имена великих биев: Толе-би, Айтеке-би и Казыбек-би. Именно они обладали высочайшими дипломатическими качествами, ораторским мастерством и силой слова, способной урегулировать межгосударственные вопросы. Так, Казыбек-би путем мирных переговоров сумел решить вопросы, тревожащие Россию, Бухару и Хиву, а освободить из джунгарского плена Абылай султана. 

Всех последующих ханов также можно назвать искусными дипломатами. Казахское ханство поддерживало дипломатические контакты с соседними государствами, включая Китайскую империю, Российскую империю, Персию, Хивинское ханство и др. Казахи вели переговоры с этими государствами по вопросам торговли, границ, мирных договоров и других важных вопросов. Так, казахско-русские отношения начали свое активное развитие после завоеваний Ивана Грозного в 1552 году. Постепенно начал происходить обмен посольствами, что было необходимо для установления дружеских отношений и прогрессивного развития экономических связей. Кроме того, Казахское ханство служило для Московского государства «окном» к южным странам, что усиливало необходимость в налаживании добрососедских отношений. Внешняя политика Казахского ханства была в значительной степени определена борьбой за влияние и ресурсы в регионе Центральной Азии. В своих дипломатических отношениях казахи пытались балансировать между различными силами и стремились сохранить свою независимость и автономию. Следует отметить, что Казахское ханство не обладало такой же степенью организации и системы дипломатических отношений, как современные государства. Казахи вели переговоры и заключали соглашения на основе традиционных обычаев и договоренностей. Существовали определенные договора, условия которых должны были выполняться без малейших погрешностей. Исторические источники выделяют 3 типа договоров:

- Первый вид предполагает достижение мира при условии выступления хана со всем войском на стороне своего партнера. Возможна и частичная военная поддержка — передача какого-либо отряда, возглавляемого военачальником или султаном и т.д. 

- Второй вид договоров предусматривает выплату дани. Упоминается и особый вид мирного договора, который подкрепляется брачным союзом, а платежи предусматриваются лишь в будущем. 

- Третий вид договоров связан с определенными уступками территории или права сбора налогов. 

Соблюдение договоров, активное сотрудничество с соседними государствами, налаженная система добрососедских отношений говорят о высоком уровне дипломатии в Казахском ханстве, которая играла важную роль в развитии государства. Благодаря этому казахские ханы могли регулировать споры и защищать свои интересы перед другими крупными державами того времени. 

Дарья Молотовская

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?