Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Связь переселенческой политики царизма с духовной экспансией в Казахстане

29518

СВЯЗЬ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЦАРИЗМА

 С ДУХОВНОЙ ЭКСПАНСИЕЙ В КАЗАХСТАНЕ

 (на основе работ представителей

казахской интеллигенции начала ХХ века)

Садвокасова Закиш Тулехановна – д.и.н., профессор кафедры

 истории Казахстана ЕНУ имени Гумилева

   В трудах лидеров казахской интеллигенции поднимаются много проблем, беспокоивших казахскую нацию. К ним можно отнести  вопросы о земельных отношениях, судьбе родного языка, состояние грамотности, христианизации, нравственности, протест против колониальной политики, государственное устройство, судопроизводство и другие. Некоторые из проблем тесно переплетены между собой, взаимосвязаны. К примеру, невозможно оторвать процесс заселения казахских земель русскими переселенцами от духовной экспансии.

   О притеснениях в духовной жизни казахов не раз отмечал в своих выступлениях А. Бокейхан.  Он, используя статистические данные, указывал на рост количества переселенцев, невозможность остановить стихийное движение «на Ишим», так как, «окрестности которого издавна славились своими угодьями, лучшими во всей Акмолинской области: прекрасной пахотной землей, заливными лугами, достаточным количеством леса и изобильными рыбой и дичью старицами (прежние русла рек) и озерами» [1, с.56].  

  Задача русского царизма состояла не только в том, чтобы наделить участками русских безземельных крестьян. В открытом письме членам Государственной Думы в 1912 году А. Бокейхан писал о том, что «Переселенческое Управление озабочено не одной раздачей казенной земли в Киргизской степи лицам «всех сословий», … а также подготовкой киргизского народа к восприятию православно-христианского вероучения» [1, с.409]. В пример А. Бокейхан приводит документы, которыми руководствуется производитель работ по землеустройству. Основное содержание их сводится к созданию смешанных казахско-русских поселков. Выполнение указанных мероприятий обязательно так как «по мнению священного синода, киргизское население Степных областей и Туркестанского края может быть подвинуто к восприятию православно-христианского вероучения» [1, с.409]. Такие действия Синода еще больше вызывают недовольство А. Бокейхана и казахское общество тем, что после Указа царя от 17 апреля 1905 года о свободе религии «священный синод находит возможным свое вмешательство в дело веры инославных в форме давления на хозяйственную жизнь 5-миллионного киргизского народа» [1, с.409]. Этот факт является показателем того, что церковь постоянно использовала любую возможность для распространения православия. В свою очередь представители казахской интеллигенции не оставляли без внимания такие действия и выступали против них.

  С осуждением колониальной политики царизма выступал также известный политический деятель, который, как и многие представители казахской интеллигенции удостоился ярлыка «буржуазного националиста» – М. Чокаев. Сравнивая методы колониальной политики европейских стран и России,  М. Чокаев отмечал: «Если захват территории странами Европы сопровождался приходом торговли и индустрии, в русском случае он сопровождался приливом бесконечной массы крепостных – крестьян. Иногда эти крепостные крестьяне приезжали перед военными…Колонизация Туркестана Россией была проведена без никакого плана, без знания, какое количество земли было свободной для колонизации» [2,  с.55].

  Но, нам думается, что какая бы колонизация не была; плановой или беспорядочной, как в случае с Россией, она ничего хорошего не могла принести  казахскому народу. В любом случае колонизация проводится в политических интересах государства. Цели могут быть различны: использование полезных ископаемых и дешевой рабочей силы, сбыт некачественных товаров, удаление из страны порочных элементов общества, занятие земель и т.д. Последствия колонизации чаще всего были одни: притеснение и угнетение местных жителей. В случае царской России с казахским народом, автор книги об Ж. Акпаеве Мухтар Кул-Мухаммед считает, что политика самодержавия вообще была направлена на уничтожение «одного из древних народов Центральной Азии» [3, с.233], подразумевая под ним казахов.

  В своей монографии «Ж. Акпаев: Патриот. Политик. Правовед» М. Кул-Мухаммед пишет: «Мало кому известно, что переселенческое управление при Министерстве внутренних дел России разработало план изъятия оставшихся у казахов пригодных для сельского хозяйства земель в период с 1916 года по 1930 год. Этот план разрабатывался в глубокой тайне…» [3, с.233]. Можно представить последствия осуществления этого плана. Нельзя исключать вероятность того, что дальнейшее изъятие земель привело бы к тому, что их надо было заселять русскими крестьянами. И без того царское правительство постоянно нацеливало местные власти на то, чтобы местное население растворилось в русской крестьянской массе. 

  Результатом объединения представителей национальной интеллигенции было появление одной из содержательных петиций – Каркаралинской петиции от 25 июня 1905 года. Она была не единственной в истории противоборства русского царизма и казахского общества. Петиции составлялись до нее и после. Требования также были различны. Отличительной особенностью Каркаралинской петиции является обстоятельный показ действительности, выдвигаемые требования и количество поставленных под ней подписей – 12767 [4, л. 58]. Всего же в Степном крае под различными петициями подписалось не менее 25 тысяч казахов. Понятно, что последствия для людей, участвовавших в подготовке текста петиций и подписавшихся, были обычными. Карательные органы по указу властей должны были выявить неблагонадежных и наказать их. Как писал М. Тынышпаев: «Теперь генералу Сухотину ничего не остается, как сослать все киргизское население в Сибирь, а самому царствовать в безлюдной степи» [5, с.27].

  Казахи, вместе с другими народами, населяющие Россию нес все тяготы имперской политики, которая старалась вытравить все национальное. Такими способами можно было вырастить поколение, оторванное от нитей прошлого своего народа.

  Таким образом, национальное самосознание, наиболее ярко выраженное в деятельности лидеров казахской интеллигенции, привело к борьбе за независимость. Не только  угнетение и притеснение народных масс привело к свержению самодержавия. Не следует забывать о том вкладе, который внесли представители национальной интеллигенции в борьбе против царизма и его колониальной политики. Интересный вывод делают историки Уральского отделения Российской Академии Наук, при раскрытии причин распада СССР. Они считают, что одна из них заключается в «росте национального самосознания и стремлении к самостоятельности у коренного населения» [6, с.14]. Они приходят к заключению, что кадровая и национальная политика КПСС привела к «…появлению национальных элит. Они стали доминировать над «некоренными» национальностями и стремились уйти из-под контроля союзного центра. Многие национальные лидеры мечтали стать во главе независимых государств» [6, с.14]. История повторяется. Национальная интеллигенция, как высокообразованная часть своего народа, всегда искала пути к независимости родной страны. А вместе с ней и сохранение нации.

1.Ә.Бөкейхан. Таңдамалы. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1993.

2. Сапанов С. Мустафа Чокаев о колониальной политике царской России в Туркестане // Саясат. -  № 3 - 2001.

3. Кул-Мухаммед М. Жакып Акпаев. Патриот. Политик. Правовед. - Алматы: Атамұра, 1995.

4. Петиция киргизов Каркаралинского уезда // ЦГА РК. Ф.64; Оп.1, д.2053.

5.  Тынышпаев М. История казахского народа. - Алма-Ата: Қазақ университеті, 1993.

 6. Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад  СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. РАН. – № 5, 2003.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?