Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахстан в панораме всемирно-исторических изменений

29500

  К.Т. Жумагулов

д.и.н., профессор, заведующий кафедрой всемирной истории, историографии и источниковедения КазНУ им. аль-Фараби, Почётный профессор Геттингенского университета 

КАЗАХСТАН В ПАНОРАМЕ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Уважаемые коллеги!

Годы независимости после 1991 г. дали возможность объективно заняться проблемами национальной истории.

В предстоящем 10-и томном издании истории Казахстана назрела необходимость показать историческую роль и место Казахстана в региональной и глобальной истории.

Древнейшая, древняя, средневековая, новая и новейшая история Казахстана неразрывно связана с теми глобальными, эпохальными процессами, которые происходили в регионе Центральной Азии, Евразии и мире. Отсюда, мы не можем исследовать историю Казахстана в отрыве от всемирно-исторического процесса.

Казахстан является прямым наследником величия древних каганатов и улусов-государств. История саков, сарматов, гуннов, тюркских каганатов, тюргешских, огузских, карлукских государств, монгольских улусов, Золотой Орды и Казахского ханства стали основой истории государственности Казахстана.

Предки казахского народа на протяжении двух тысячелетий играли значительную роль в развитии государств от дальнего Востока до Западной Европы, от Сибири до Индостана. Перемещаясь на огромные расстояния, племена и союзы племен не раз изменяли этническую и государственную картину Евразии.

При освещении древней истории этноса необходимо дать подробный материал о сакской истории и цивилизации, которая шла параллельно с эллинской цивилизацией на Западе.

Ранняя история Казахстана – это часть глобальной тюркской истории. Здесь очень важно подробно осветить историю гуннов (хунну) и их взаимоотношения с Ханьской империей на Востоке и обеими Римскими империями на Западе.

Необходимо дать материал о том, что во главе эпохального процесса в Азии и Европе стоял именно гуннский союз племен своим продвижением на запад евразийского континента. Во второй половине IV в. н.э. началось тем самым Великое переселение народов, являвшееся переломным этапом во всемирной истории в целом.

В течении с IV в. и далее происходит пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его политический, этнический и культурный облик. Это период гибели прежних рабовладельческих порядков и зарождения новых общественных отношений и цивилизации средних веков в Евразии и мировом масштабе в целом.

Назрела необходимость введения в научный оборот редчайших письменных исторических источников по ранней истории тюрков и Казахстана на латинском, греческом и раннегерманских и скандинавских языках, имеющиеся в библиотеках Европы. Это прежде всего хроники Аммиана Марцеллина, Аполинария Сидония, Клавдия Клавдиана, Гидация, Марцеллина Комита, Орозия, Иордана, Приска Панийского, Проспера Тиро, Иоанна Антиохийского, Менандра Протектора, Феофилакта Симокатты, Псевдо-Маврикия, Льва Диакона, Григория Турского, Павла Диакона и др.

Особую ценность представляют уникальные документы и материалы в научных фондах и музеях Ватикана, а также в материалах интерьеров собора Святого Петра – главного католического храма мира. Здесь и папская переписка, хроники, свидетельства очевидцев тех лет, экспонаты, которые могут пролить яркий свет на характер международных отношений бурного периода мировой истории.

  Мне удалось обнаружить весьма ценные сведения по образу могущественного правителя гуннов – Аттилы. Эти данные позволяют объективно воссоздать подлинный облик Аттилы, как крупного государственного деятеля, совершавшего великие деяния. С полным основанием Аттилу следует считать одной из наиболее выдающихся личностей I тысячелетия.

Согласно латинским хроникам и другим источникам по своей территории и по влиянию империя Аттилы географически охватывала почти все 4 части света: с востока на запад и с севера на юг (древнетюркское: tört bulun, казахское «дүниенің төрт бұрышы»).

Результаты археологических раскопок в регионах гуннских поселений, представленные в музеях Европы свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития ремёсел, торговли, материальной культуры, военного искусства и других сторон общественного строя гуннского общества [1].

В выставке и экспозициях исторического музея Шпейера (Германия) 2007-2008 гг. были представлены также великолепные образцы ювелирного искусства гуннов. Это золотые и серебряные диадемы, колты, кулоны, серьги, наконечники гривен, фибулы и мн.др., которые перекликаются по своему стилю и образу с ювелирным мастерством казахов.

Большой интерес на выставке вызывают знаменитые гуннские бронзовые котлы, найденные в Европе, по которым можно проследить сходство с сакскими аналогами, хранящимися в том числе в Центральном Госмузее Казахстана.

Один из главных акцентов выставки в Шпейере сделан на быт гуннов, как представителей, по оценке немецких ученых, особой «кочевой конной цивилизации» (ReiternomadischeKultur), которая охватывала и другие стороны общественного развития [2].

После распада Гуннской державы в европейских степях остались кочевать многочисленные племена, которые упоминаются в ряде раннесредневековых греческих и латинских источников. Среди этих кочующих этнических групп выделялись авары. Истории Аварского каганата VI-VIIIвв., как части тюркской истории, необходимо уделить должное внимание в многотомном издании.

Под властью аварского кагана Баяна находились многие народы, ранее подвластные Гуннской державе. Входившие в это объединение кочевые народы начали, видимо, формироваться в единый этнический комплекс со своей культурой, преобладающим языком которого стал тюркский язык.

При реконструкции истории Аварского каганата многое достигается с помощью археологии. Данные археологии последних десятилетий ХХ в. свидетельствуют о хозяйстве, ремеслах, материальной культуре Аварского каганата. Авары принесли с востока два связанных друг с другом нововедения: железные стремена и сабли однолезвийные, слегка изогнутые клинки, предназначенные для нанесения скользящего удара. Со времени кагана Баяна археологии последних десятилетий XX в. известны богатые захоронения вождей, знатных людей (Fürstengräber), в частности, в районах между Тиссой и Дунаем [3].

Историю тюркских каганатов раннего средневековья необходимо неразрывно связывать с историей Запада и Востока, т.е. с историей Византийской империи, Китая, Индии…

В последующие периоды средневековой истории следует, на наш взгляд, обратить внимание на историю Казахстана времен крестовых походов. Здесь, конечно мамлюкское государство и кипчаки периода правления султана Бейбарса.

При написании проблем сложения казахской народности и становления Казахского государства многое нужно сделать по детальному показу истории Золотой Орды, которая первоначально входила в состав огромной Монгольской империи. Орда долгое время была самым сильным государством Центральной Азии и Восточной Европы. Помимо степных просторов Казахстана среди её владений были Русь, Хорезм, Крым, Северный Кавказ, Западная Сибирь. С золотоордынским двором стремились поддерживать дружеские связи европейские короли и римские папы, византийские императоры и турецкие султаны. Свидетельством этого являются, в частности, жалованные грамоты золотоордынских ханов Тохтамыша польскому королю Ягайло, Улуг-Мухаммада турецкому султану Мураду II, сохранившиеся до нашего времени и мн. др. Необходимо тщательно изучать свидетельства письменных источников, в том числе, на иностранных языках западного и восточного происхождения с привлечением данных археологии, этнологии, лингвистики и других смежных наук.

Позднее средневековье и раннее новое время с XVI- по первую половину XVII в. в мировой истории – это эпоха Великих географических открытий и начала возникновения колониальной системы. В большинстве стран Западной Европы к началу XVI в. в основном завершился процесс политического объединения национальных территорий и образования централизованных государств. Казахстан здесь не был исключением.

Во втором десятилетии XVI в. Касым-хан окончательно утвердил своё господство над обширными степными пространствами казахской территории.

Казахское ханство постепенно вовлекалось в международные отношения того времени.

Международные отношения в мире в XVIII в. характеризовались военно-политическими конфликтами и борьбой за колонии. В XVIII в., как и ранее в XVII в., история народов Востока была неразрывно связана с колониальной политикой европейских держав. В этот период были заложены основы колониальной системы, отвечавшей интересам крупной торговой буржуазии.

Наряду с западными державами Россия при Петре I и Екатерине II предприняла походы на расширение границ Российской империи. Тем самым началось проникновение и на территорию казахских жузов.

С самого начала XVIII в. казахские ханства переживали глубокие потрясения, вызванные дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Хану Тауке на время удалось преодолеть межродовые усобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений.

В это время происходила отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии.

XIX в. был веком бурных революционных потрясений, буржуазных революций, принявших самые разнообразные формы: восстания, гражданские войны, национально-освободительные движения.

Что касается Казахстана, то здесь происходят: восстание под предводительством султана Саржана Касымова (1825-1836 гг.); народно-освободительные восстание по предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова; национально-освободительная борьба под предводительством хана Кенесары (1837-1847 гг.).

В виду регламента нашей конференции я не могу далее останавливаться на заключительных моментах истории Казахстана в контексте мировой истории. Тем более некоторые вопросы новой и новейшей истории Казахстана были освещены уже в докладе академика Асылбекова М.Х. и есть выступления на секционных заседаниях.

______________________

1.  Жумагулов К.Т. Данные европейской археологии по истории гуннов ІV - V вв. -Материалы республиканской научно-практической конференции "Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия" (14 дек. 2005г.). Алматы КазНУ, 2006., С. 10-14.

  1. Жумагулов К.Т. Материальная культура и военное искусство гуннов в экспозиции исторического музея города Шпейера (Германия) –Материалы Международной научно-практической конференции «Вклад ученых КазНУ имени аль-Фараби в реализацию программы «Культурное наследие: достижения и перспективы развития». (Алматы, 27 февраля 2009 г.). – Алматы, 2009. - С17-19.

3.  Germanen, Hunnen und Awaren. Schätze der Völkerwanderungszeit. Nürnberg, 1987

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?