Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Жанарбек Акби: БАЙ-ОЛГЕЙ – КРАЙ ВОЛЬНЫХ КАЗАХОВ

985
Жанарбек Акби: БАЙ-ОЛГЕЙ – КРАЙ ВОЛЬНЫХ КАЗАХОВ - e-history.kz
Портал National Digital History никогда не обделял своим вниманием жизнь и быт, историю и традиции, культуру и этнографические ценности казахов, живущих в ближнем и дальнем зарубежье

Одни из них – казахи Монголии, проживающие на востоке Алтая. Большая часть проживает в Баян-Ольгейском крае. Другая часть - в столице страны Улан-Баторе, а также в центральных округах Налайхан, Дархан, Орхон, Эрдэнэт, Ховда, Тов, Хэнтай, Сэлэнгэ.

Нам удалось побеседовать с известным альпинистом, независимым журналистом, краеведом, блогером Жанарбеком Акыби о том, как и когда казахи заселили округ Кобда, восточную сторону Алтая. В разговоре с Жанарбеком Акыби мы вспомнили и позабытые имена известных личностей.

 

- Жанарбек ага, как мы знаем, казахи стали переезжать в Монголию во второй половине XIX века. А точнее, в какие года? В чем главная причина их переезда? Какую общественную активность проявляли казахи?

- В источниках говорится, что казахи Монголии в 1860-е годы стали населять территорию Кобды. В связи с тем, что на Алтае (Синьцзянь) сократились пастбища для скота, и из-за нехватки становищ, род Кереев – шеруши и другие рода перебрались в сторону Кобды. В начале ХХ века местные казахи внесли предложение о включении их в состав нового правительства Богдыхана.

В 1921 году Монголия установила полную самостоятельность. Казахи Кобды в это время активно участвовали в работе государственных собраний. Казахи приглашались и участвовали на ежегодных парламентских собраниях. После этого Мукан Жылбайулы стал заместителем Совета по делам национальных меньшинств. Позже, в 1932 году, Мукан Жылбайулы был назначен Послом Монголии в Москве, и 9 месяцев проработал на этой должности. С этого периода казахи стали активно участвовать в общественной жизни.

 

- Баян-Ольгейский округ был образован в 1940 году. Это один из первых национальных округов казахов, проживавших за рубежом. Мы слышали, что в образовании округа огромную роль сыграли наши сородичи-казахи. Кого из политических деятелей вы можете назвать, кто стоял у истоков этого дела? Возможно, есть люди, чьи имена остались не известны?

- Вопрос уместный. Есть много личностей, чьи имена никогда не изучались, нет исследований о биях Жылкышы, Кобеш, которые первыми переселили Баян-Ольгейских казахов в Кобду. Было бы не лишним знать о девяти биях из рода шеруши, известных как «Тоғыз қасқа», которые поддерживали Жылкышы бия в борьбе за власть. Об этих деятелях знают местные жители, но о них не знают в Казахстане. Когда казахи перебрались на территорию Кобды и обосновались там, у нас были батыры, которые охраняли свой народ. Один из них – Қырыққанбас (Смагул) батыр. Смелый батыр, прозванный казахским «Робин Гудом». Его имя легендой передается из уст в уста среди Баян-Ольгейских казахов. Особенно в легендах о Смагул-батыре (Қырыққанбас), Назар-батыре. На самом деле, они дети одного предка.

В 1914 году Министр внутренних дел округа Кобды Сандыг прибыл и вручил Киюбаю Акышулы печать, означавшую власть над казахами Кобды, и огласил указ Богдыхана, определившего территорию от Дэлууна, озеры Тулба до Ташанты местом населения казахов. О жизни Киюбая мы знаем мало. Мы забыли о батырах, видевших кровопролитную бойню «Тулба коль» за освобождение беглых белогвардейцев и ветеранов дальневосточной войны. Абсолютно ничего не знаем о Баян-Ольгейском воинском соединении, отправившемся на помощь к Оспан батыру при освобождении Алтая.

Глава Монголии господин Х. Чойбалсан тепло относился к казахам, дал им отдельный округ, при этом использовал казахских воинов в войне против Гоминдана. Молодое поколение не знает о героических поступках партизан под командованием Б. Каби, одного из первых руководителей Баян-Олгея. После Каби Баян-Олгеем руководил Женисхан Дузелбайулы. Он известен, как один из основоположников и деятелей Баян-Олгейского округа. Женисхан аксакал познакомил руководителя страны маршала Чойбалсана, прибывшего в Кобду, с местными жителями, а на следующий год стал одним из первых деятелей, основавших Баян-Олгейский округ. По специальному поручению Чойбалсана он лично организовал отряд добровольцев от Баян-Олгейского округа и отправил 1500 человек в помощь Оспан батыру для освобождения Восточного Туркестана, но по специальному политическому решению об этой его заслуге ничего не говорится. В 1943 по 1951 год Женисхан Дузелбайулы был руководителем округа.

Мало сведений о Курманхане Мухамадиулы, возглавлявшем Баян-Олгей после Женисхана Дузелбайулы. Только сейчас начали говорить о его политической деятельности, его имя дали Музыкальному драматическому театру Баян-Олгея. Среди монгольских казахов были и министры – Мукан Жылыбай, Ром Жуанганулы. Ром Жуанганулы руководил Баян-Олгеем в 1959 - 1970 годы. В период его правления наступил расцвет искусства и спорта, духовной культуры. Из Казахстана поступало огромное количество художественной литературы, газет и журналов. В Баян-Олгее интенсивно развивалось строительство. Строились новые здания. Среди них здание Казахского радио, ставшего основным информационным источником казахов Монголии. Строительство 300-метровой антенны проводилось с помощью Чехословакии. Был прогресс и в строительстве дорог. Была установлена связь между жителями краевого центра и районов. Ром очень много сделал для казахов Баян-Олгея, но казахи Монголии стали забывать и его имя. И таких личностей очень много, всех в одной теме и не упомянешь.

- Как казахи Монголии смогли сохранить свои казахские корни?

- Административный центр казахов Баян-Олгея относился Кобдинскому округу. В 1940 году руководитель страны Х. Чойбалсан образовал Баян-Олгейский округ. Правительство избрало первым руководителем округа Б. Кабия. В то время казахи боялись правительства, партии. Казахи Булгун-сумынского округа перекочевали в Китай. В Синьцзяне шла война, ситуация была не стабильной. Они снова перекочевали в Баян-Олгей, организаторы побега были пойманы и расстреляны. Следующим руководителем страны был Женисхан Дузелбайулы. Его вклад неоценим. Во-первых, этот человек расселил людей на Баян-Олгее и основал первый городок. Построил Клуб искусства. Клубом руководил поэт Б. Актан. Он приглашал на работу в клуб артистов, обучавшихся в Улан-Баторе. С образованием Баян-Олгейского округа открылся издательский отдел и выпускалась первая местная газета на казахском языке «Өркендеу». С 1942 года выпускался журнал «Үгітші». Правительство сильно их не притесняло, дало больше свободы. Из Казахстана приезжали специалисты в сфере искусства, образования, просвещения, местного управления. Они обучали казахов.

Вторая причина, местные жители не позабыли традиции и обычаи казахского народа, большинство из них умело занимались скотоводством. Кочевали на джайляу, устанавливали юрту, обозначали зимовки. Не отошли от кочевого образа жизни. Благодаря этому, сейчас у них огромное количество скота. Потому что, скотоводство – исконное занятие народа, идущее из глубины веков. Одежда, еда и быт напрямую связаны со скотоводством.

В-третьих, первые руководители Баян-Олгея и Женисхан и Ром были родом из прославленного аула домбристов, кюйши – аула Бешен. В пору правления Рома Жуанганулы, в 1960-ом году, коллектив Баян-Олгейского театра дал 10-дневный концерт в столице Улан-Баторе, жители которого были поражены казахскими песнями и танцами, именно в ту пору артисты группами получали звание «Заслуженный артист». В 1965 году в Баян-Олгее работало радио, которое целый час вело вещание на казахском языке, это тоже способствовало приобщению местных жителей к искусству.

- Жанарбек ага, скажите, стремление к сохранению национальных ценностей существовало у казахов Монголии издревле? Или так воспитало общество?

- Мы не можем сказать, что так воспитало общество. Потому что, общество служило идеологии чужой страны. Они были против духовного богатства, традиции и сознания казахов. Особенно в пору красного коммунизма старались уничтожить религию, национальные ценности, отдалить от традиции и обычаев. Были книги на уровне сплетен и учебники, превозносившие коммунистическую идею. Были указания сверху. Но ничто это не сломило казахов Монголии. Они сохранили любовь к своей нации и старались сохранить традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Приведу примеры из жизни. В 1928 году в Монголии вводилась новая система управления страной и в Улан-Батор из Баян-Олгея была приглашена группа казахской молодежи на обучение. Среди них были – Зайсанов, Шолтай, Женисхан, Бигайша, Кузнай. В Улан-Баторе их кормили едой чужой нации, служили на языке той страны. Молодежь во главе с Женисханом Дузелбайулы обратились с письмом правительству, где просили направить их на обучение в Казахстан. Руководитель страны Х. Чойбалсон направил их на обучение в Москву, из Казахстана были приглашены преподаватели, которые для них вели обучение на их родном языке. Впоследствии М. Зайсанов стал генералом, Шолтай стал народным учителем, Женисхан собственноручно образовал Баян-Олгей. Если такие личности смогли сохранить национальные ценности в те нелегкие времена, почему бы нашей молодежи не прославлять это искусство в нынешнее мирное время? И сегодня казахи Баян-Олгея хранят духовное наследие предков, которые вели кочевой образ жизни, прославляют национальную кухню, традиции и обычаи, искусство и культуру.

Еще хочу рассказать. В 1937-1938 годы во время политических репрессий в Монголии были задержаны, повешены, расстреляны баи, бии, представители духовенства. В те страшные годы, когда люди со страхом ждали, кого же следующим расстреляют, в Баян-Олгей приехал маршал Х. Чойбалсан. Он приехал чтобы поздороваться и поприветствовать самого старого жителя среди казахов Зымыран апа, на тот момент ей было 105 лет. После этой встречи Зымыран апа стала крестной матерью Х. Чойбалсана.

И даже в такие тяжелые времена стар и млад Баян-Олгейских казахов сохранили свой национальный дух, воспитывали потомков, свободно говорили на родном языке, и это традиция продолжается и по сей день.

Казахи Монголии еще раз доказали, что они гордые и мужественные, в тот момент, когда Казахстан обрел свою независимость. Стар и млад, которые занимали ответственные должности, общественные деятели, деятели культуры и искусства, преподаватели и спортсмены направились на родину. У них была мечта, чтобы их дети и внуки достигли таких же высот на своей родной земле. Думаю, они этого добились, их мечты осуществились.

- Что сегодня думают казахи Баян-Олгея о своей исторической родине?

- Если раньше мы только слышали легенды и рассказы о Казахстане, то с 1990-х годов половина жителей Баян-Олгея переехали на историческую родину – в Казахстан. В тот момент в Казахстан переехали немало талантов, мастеров и деятелей искусства, ученых и представителей других отраслей. Поэтому, мы тесно общаемся с нашей исторической родиной, в курсе последних новостей о Казахстане. Имеем возможность смотреть национальный канал и слушать казахское радио. Наши дети читают книги, газеты и журналы, полученные и Казахстана. Еще раз хочу сказать, что казахи, проживающие за рубежом, каких-то косых взглядов на историческую родину не имеют. Если будет предложен хороший проект, связанный с переселением казахов зарубежья, то уверен, что этот переезд будет и дальше продолжаться. Пусть все будет хорошо на нашей родине!

Благодарю за беседу!

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?