Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Люди «Якольской землицы»

1896
Люди «Якольской землицы» - e-history.kz

Фото: Н. Гоголев

 

С целью изучения опыта Республики Казахстан по составлению образовательных программ, Астану посетила делегация работников образования Республики Саха (Якутия). Представители Дальневосточного региона России посетили столичную школу-лицей №60. Учителям было интересно сравнить сферу образования в Казахстане и России, а историкам поделиться своим опытом и интересными знаниями. Среди членов делегации был учитель истории и обществознания Якутской городской классической гимназии Павел Гоголев. Павел Николаевич поделился с порталом Qazaqstan Tarihy своими впечатлениями.

 

- Здравствуйте, Павел Николаевич. Почему вас так назвали?

- Имя, как вы видите, у меня христианское, потому что в XVIII веке очень активно шла христианизация якутов, а крещенным предоставляли определенные налоговые послабления. Тем не менее, многие из нас остались язычниками с христианскими именами. Мой дедушка родился до революции, поэтому был крещен, а в годы Советской власти был коммунистом.

- Скажите пожалуйста, что вы думаете о тюркских корнях, которые исторически связывают наши народы?

- Филологи, изучая лексику якутского языка, пришли к выводу, что 60% лексики якутского языка относится к тюркской группе, 30% - к монгольской группе, а остальные 10% - неизвестного происхождения. Доля тюркских слов более чем велика. Якуты являются одним из тюркских народов, причем самым северным народом. До сих пор в науке нет точных данных о том, как тюрки пришли в Якутию. Еще в советское время наши этнографы выдвинули предположение, что примерно в XIII-XIV веках, именно в период монгольских завоеваний, они могли уйти далеко на север от беспокойных соседей. Там уже жили тунгусские народы – предки современных эвенов и эвенков, соответственно, у нас очень много географических наименований на эвенском языке, даже больше, чем на якутском. Есть предположение что наши предки переселились с региона озера Байкал на Среднюю Лену. Якуты были более воинственные, и вынудили часть тунгусов уйти на север, они стали эвенами, а часть ушла на юг, они стали эвенками.

Согласно народным преданиям, предками якутского народа является Омогой Баай. Он первым пришел на Среднюю Лену. Через некоторое время пришел Эллэй Боотур. Он женился на нелюбимой дочери Омогой Баай, так они обосновались в великой долине Туймаада, на месте, где сейчас стоит наша столица Якутск. Нас называют якуты, но самоназвание нашего народа – Саха, а некоторые говорят ураангхай. Это, возможно, и подтверждает частичное монгольское происхождение нашего народа, так как в истории было несколько племен с монгольскими истоками, называвших себя урянхайцами.

- Тогда почему ваш народ известен под именем якуты?

- Когда в XVII веке на Среднюю Лену пришли первые русские землепроходцы, они столкнулись на западе Якутии с тунгусами, которые сказали, что дальше на востоке живут Яко. Возможно, это эвенкийское произношение слова «саха», поэтому русские достигнув наших пределов знали, что здесь живут «якольские люди», а местность в донесении царю назвали «якольской землицей», а потом в результате фонетических изменений появилось слово Якутия. Так это название и осталось в истории.

- Расскажите пожалуйста, как вы ведете работу по сохранению родного языка, истории, культуры, традиций и обычаев?

- Честно признаться, наш язык находится сейчас в уязвимом положении. Современная молодежь мало говорит на родном языке, даже если и использует, то только разговорный. Соответственно, литературный язык начинает терять свою популярность, к сожалению. Мы осознаем эту проблему и наши ученые, руководители, правительство тоже ищут пути решения этой проблемы и предлагают различные варианты сохранения традиционной культуры и родного языка. Родной язык лучше всего сохранился в сельской местности, а городское население стало более русскоязычным. Хотя наша школа, которую я представляю, считается русскоязычной, в нашем городе есть много национальных школ, где обучение ведется на родном якутском языке.

После распада Советского Союза, в 90-е годы ХХ века в Якутии активно шел процесс пробуждения национального самосознания, при первом президенте Якутии Михаиле Ефимовиче Николаеве в мае 1991 года была утверждена Концепция национальной школы в Республике Саха (Якутия). Это дало возможность реализовать конституционное право на воспитание и обучение детей на родном якутском языке в школах и дошкольных учреждениях.

- Как в Якутии отметили 100-летие основания автономии?

- Да, в этом плане ведется большая работа. В 2022 году наша республика отметила 100-летие своей государственности. В 1922 году отцы-основатели нашей республики Максим Аммосов, Платон Ойунский и Исидор Барахов потребовали создания якутской автономии и добились этого в 1922 году. К этому юбилею наши историки подготовили трехтомное академическое издание по истории Якутии. Стоит отметить, что Максим Аммосов имеет отношение и к истории Казахстана, в 30-е годы он работал в обкоме партии Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областей Казахской ССР и даже успел побывать Первым секретарем Компартии Киргизской ССР. 

В нашей республике действительно прошло очень много мероприятий, каждое муниципальное, государственное учреждение проводили юбилейные мероприятия в течение всего года, научно-практические конференции, в том числе мероприятия для детей, подростков, молодежи, и заканчивая самыми масштабными мероприятиями. 

Национальный праздник лета Ысыах

Недалеко от нашего города примерно в десятке километров есть священная местность Ус-Хатын, там сейчас создан большой этнографический комплекс, на базе которого каждое лето в 20-х числах июня три дня подряд проводим национальный праздник летнего изобилия – Ысыах. При этом на празднике принимают участие представители всех народов, проживающих на территории Республики Якутия. Сотни тысяч человек собираются в одном месте и трое суток (как раз в июне наступают белые ночи) празднуют наступление долгожданного лета, потому что у нас очень долгая зима. Только в июне у нас наступает настоящее лето: зеленеет трава, лиственницы вовсю раскрываются, березы вовсю становятся зелеными. Лето у нас длится буквально два месяца. Июнь, конечно, уже лето, в 10-х числах июля обычно приходится пик жары, а потом, к концу месяца, белые ночи заканчиваются, ночами начинает рано темнеть, постепенно наступают холода, к концу августа у нас уже наступает золотая осень. Вот такое лето в Якутии.

- Говорят, Якутск – самая северная столица в мире.

- Наверное, наша столица не самая северная, но самая холодная. Летом температура может подниматься до + 35 С, а зимой опускается до – 50 С. Прошедшая зима, по мнению метеорологов, была самой холодной зимой десятилетия. Пятидесятиградусные морозы держались два месяца, и два месяца в Якутске стоял густой морозный туман.

- В Астане отменяют занятия при минус тридцати.

- У нас сидят дома при минус пятидесяти. А при минус сорока девяти дети приходят учиться в школу.

- Какие впечатления на вас произвела наша столица, казахстанские граждане, молодежь?

- Мы прибыли в Казахстан с целью познакомить наших детей с казахской культурой, историей родственного братского народа, пришли изучить опыт Казахстана в сфере образования. Учителя кафедры иностранных языков нашей школы в рамках межкультурного обмена через преподавателей ЕНУ им. Л.Н.Гумилева смогли выйти на учреждения образования Астаны. Сейчас идет второй этап образовательного тура. Три дня мы были в Алматы, восхищались красотой горного массива Тянь-Шаня, Алатау, потом оказались в Астане. Когда мы ехали с аэропорта в гостиницу нас поразила, в первую очередь, новая современная архитектура Астаны, а затем нас впечатлили талантливые дети. Меня, как ревнителя родного языка, восхитил тот факт, что все дети говорят на родном казахском языке. Я лично посещал урок казахского языка, все отлично говорят на казахском языке, меня это очень сильно воодушевило и вдохновило.

- Надеюсь, после посещения Казахстана вы с новыми силами возьметесь за языковую проблему и возрождение родного языка. 

- На самом деле, это мое личное мнение, проблема родного языка зависит, в первую очередь, от семейного воспитания, от позиции родителей и детей, в том числе по вопросу языка. Сейчас с нами прилетели дети, которые очень хорошо говорят на родном языке, хотя в школе они якутский язык практически не изучают. Все это благодаря семейному воспитанию. У нас в городе есть школы как с русским языком обучения, так и с якутским. Когда родители отдают своего ребенка в школу, они на добровольной основе выбирают язык обучения. В процентном соотношении классов с якутским языком обучения становится все больше. Здесь еще играет роль такой фактор, как активная миграция в последнее время много людей переселяются из сельской местности в город, в какой-то степени это тоже влияет на выбор родного языка. При этом, городское население стремительно растет, школ не хватает. Сейчас в Якутске более 50-ти школ, каждый год строят новые школы и пристройки, но несмотря на это мест не хватает, школы работают в две смены с 8 часов утра и до 19 часов вечера. 

- Расскажите, пожалуйста, о специфике религиозных отношений в Якутии. Насколько сохранились у населения традиционные культы?

- В религиозном плане, несмотря на наличие православия, в нас до сих пор сильно сидят языческие культы. В первую очередь, это поклонение силам природы, у нас такая суровая природа, что наша жизнь и смерть, особенно у наших предков, зависели от воли природы. Поэтому все природные силы обожествлялись. У каждого озера, у каждой реки, ручейка, у каждого леса есть «иччи» - духи. 

Обряд поклонения Огню

Мы очень почитаем огонь. Дух огня Хатан Тэмиэрийэ является одним из самых почитаемых божеств, как и Күрүө Дьөһөгөй, покровитель коневодства. Верховные божества называют Айыы, они сидят на самом верху верхнего мира, божества ниже статусом называют иччи. Христианские традиции мы тоже отмечаем, но с местным колоритом. Например, популярным праздником является Рождество. Но не в чистом виде, а со смесью язычества. 

Мечеть в Якутске

Ислам не получил большого распространения среди коренных народов, но сейчас к нам приезжают много представителей мусульманской религии. У нас одна из самых северных мечетей в мире! Наша республика является примером мультикультурализма и дружбы народов!

- Большое спасибо за содержательную и интересную беседу! Надеюсь, эта поездка оставит только хорошие воспоминания!

- Спасибо!

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?