Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Нужен ли историк государству?

2066
Нужен ли историк государству?  - e-history.kz
Историческое образование – это своего рода «лакмусовая бумажка», характеризующая состояние общества и государства. Она не является величиной постоянной и видоизменяется вместе с развитием общества

Многие вопросы и само отношение к современному историческому образованию тесно связаны с процессами второй половины 1980-х годах, когда начались серьезные преобразования в обучении истории. В Казахстане это было связано, прежде всего, с демократическими процессами, позволившими по-новому рассмотреть исторические процессы, вывести из тени имена великих исторических деятелей,

 Каково положение в этой сфере на сегодняшний день нам рассказала заведующая кафедрой истории Казахстана ЕНУ им. Л.Н. Гумилева доктор исторических наук, профессор Мусабалина Гульнар Тлеугазиевна.

 - Гульнар Тлеугазиевна, заканчивается очердной учебный год и перед вами вновь стоит задача нового набора будущих историков страны. Как вы привлекаете выпускников на историческую специальность?

- На нашем факультете стало традицией проводить День открытых дверей для выпускников общеобразовательных средних школ. Ежегодно мы приглашаем школьников не только города Астаны, но и из многих регионов Казахстана. Хочется сказать, что все учащиеся приходят с большим удовольствием. У нас всегда очень насыщенная программа. День открытых дверей дает возможность каждому ребенку ознакомиться с нашим факультетом, специальностями и программами, обсуждаем проблемы трудоустройства выпускников исторических факультетов. . Главная специальность на факультете – это история. Мы имеем три уровня подготовки: бакалавриат, магистратура и докторантура.

  

- В чем преимущество исторического образования?

- Я считаю, что специальность история – это классическая специальность. Получив такое образование выпускник нашего факультета находит работу во всех отраслях экономики. Это связано с тем, что историческое образование насыщенно историческими фактами и нужно отметить, что дисциплины, которые она изучает разного профильного характера. Это исторические науки и археология, этнология, основы предпринимательства, и психология управления и т.д.. То есть выпускник исторического факультета окончив историю становится специалистом высокого класса. Он владеет умением работать с архивными источниками, умеет общаться, быть коммуникабельным, умение выражать свои мысли анализировать события, кстати, это то же сегодня очень важно для нас. Также специалисты, обладающие глубокими историческими знаниями, могли бы работать во многих социально значимых областях, в первую очередь, в сфере медиа индустрии и массовых коммуникаций.

- Обучение на факультете ведется на двух языках?

 - Хочется сказать, что у нас проблемы с набором в группы с русским языком обучения. Если казахские группы укомплектованы по 21-25 человек в группе, то в группах с русским языком обучения у нас собираются максимум десять человек. Мы стараемся работать в этом направлении, разговариваем с учителями истории с русским языком обучения, уже два года подряд проводим для них семинары специально для учителей истории на русском языке. Стараемся привлечь внимание, раскрыть эту специальность и вызвать интерес у наших выпускников именно с русским языком. Кроме того, на нашем факультете открыты полиязычные группы. То есть группы с английским языком обучения. Сегодня, ссылаясь на потребности нашего общества, мы говорим о взгляде на будущее, о модернизации духовного сознания человека, сегодня очень важны три критерии: полиязычность, умение ориентироваться в современных событиях, умение быть востребованным в обществе, это очень важные качества. Я считаю, что, закончив специальность «История», каждый выпускник найдет свое место в обществе и будет востребован нашим государством.

 - Что можно сказать о качестве современного выпускника, поступающего на исторический факультет?

- За четыре года качественно обновился состав абитуриентов, которые выбрали всемирную историю. Это связано с тем, что к нам поступают обладатели «Алтын белгі», победители конкурсов международных проектов, победители республиканских конкурсов научных проектов. Это дает нам большой плюс. Кроме этого, мы проводим конференции для старшеклассников. Применяем разные формы научного сотрудничества: школьные конкурсы научных проектов, конкурсы, эссе, научные семинары.

- Этого достаточно?

- Нет конечно. Мне хотелось сказать, что основной упор надо делать на работу с учителями истории. С родителями школьников, потому что именно родители оказывают основное влияние на формирование выбора профессии школьника. Это мы заметили во время работы приемной комиссии. И мне хотелось бы сказать: 

«Уважаемые родители, прежде чем выбрать ту или иную специальность, надо подумать, а кем станет ваш ребенок, какие у него будут перспективы, что он сможет показать, какой личностью он станет, как он себя реализует в будущем, создаст даст ли эта профессия ему хлеб».

Со своей стороны, мы тоже стараемся вести работу с учителями школ и родителями, ходим по школам на родительские собрания, работаем со школьными учителями истории.

- Вы можете нарисовать портрет вашего первокурсника?

  - За последние четыре года в основном приезжали из регионов, т.е. районов Казахстана, но за последние два года стало больше приезжать из городов Казахстана и из самой Астаны, и нас это радует. То есть потребность в учителях истории растет. Я думаю, что перспектива будет именно за выпускниками городов.
 

- Желаем успехов в вашем нелегком, но благородном труде!

- Спасибо, такие у нас проблемы, будем их решать.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?