Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Научно-технический прогресс и хозяйственная реформа 1965 г.

3307
Научно-технический прогресс и хозяйственная реформа 1965 г. - e-history.kz
В промышленности республики были достигнуты определенные успехи в реконструкции и техническом перевооруже­нии предприятий, внедрении новой техники, прогрессивной техноло­гии.

Важнейшим фактором социально-экономического развития об­щества является научно-технический прогресс. В широких масшта­бах достижения научно-технического прогресса внедрялись в 60-е гг.: интенсификация производства за счет электрификации и химиза­ции, оснащение предприятий высокопроизводительным оборудова­нием большой единичной мощности, механизация и автоматизация участков, цехов, предприятий и т. д.

В горнодобывающей промышленности полностью были механи­зированы основные процессы добычи угля: зарубка, отбойка и достав­ка в очистных забоях, подземная откатка и погрузка в железнодорож­ные вагоны и т. д. По оснащенности современными средствами труда, применяемой технологии ведущие горнодобывающие предприятия республики находились на уровне лучших предприятий мира, а по отдельным видам оборудования даже опережали их. Все шире приме­нялись прогрессивная система подземных разработок, высокопроиз­водительное оборудование, скоростное бурение, механизировались погрузочно-транспортные процессы20. На металлургических пред­приятиях в больших объемах применялся кислород как интенсификатор технологических процессов. На Балхашском горно-металлур­гическом комбинате был внедрен процесс переработки медных кон­центратов непосредственно в конверторах.

Коренным образом изменилась технология и техника поисково-разведочных работ, нефтедобычи, нефтепереработки. В1965 г. на 308 нефтяных скважинах была осуществлена комплексная автоматиза­ция и телемеханизация процессов добычи нефти, 198 тыс. т нефти было добыто путем применения методов искусственного возденет на пласты21. В машиностроении внедрялись прогрессивные методы литья, непрерывно совершенствовалась техника сборных, кузнечно-прессовых и других цехов.

И все же высокопроизводительные процессы и технологии внед рялись крайне медленно. В конструкциях выпускаемых изделий не использовались новые прогрессивные материалы-полимеры, древопластики и др. В электроэнергетике менялась структура оборудова­ния, вводились на электростанциях агрегаты крупной единичной мощности, увеличилось количество агрегатов, работающих на высо­ком давлении; внедрялись автоматика, телемеханика и электронно-вычислительная техника.

Таким образом, в промышленности республики были достигнуты определенные успехи в реконструкции и техническом перевооруже­нии предприятий, внедрении новой техники, прогрессивной техноло­гии.

В то же время достижения науки и техники внедрялись в произ­водство с огромным трудом и не благодаря, а вопреки существовав­шему хозяйственному механизму. Предприятия и целые отрасли практически не были заинтересованы в повышении технического уровня продукции, поскольку над ними довлели план, объем, вал.

Промышленность, как, впрочем, и вся экономика республики, развивалась за счет расширения производственных площадей, вовле­чения в хозяйственный оборот новых источников сырья, увеличения численности кадров. Углубилась диспропорция между добывающи­ми и обрабатывающими отраслями промышленности, при которой приоритетное развитие получили добывающие отрасли. Вследствие сложившейся системы высокоцентрализованного административ­ного планирования и ведомственного управления, не обеспечивав­шей комплексного подхода к решению вопросов охраны природы, недостаточного уровня демократии и гласности, отсутствия экологи­ческой культуры, развитие индустрии сопровождалось резким усиле­нием воздействия вредных отходов на окружающую среду. Ситуация усугублялась вследствие преобладания в экономике экономически «грязных» сырьевых отраслей, в которых использовалась несовер­шенная, природофобная технология22.

В 60-е гг. все отчетливее стала проявляться нежизнеспособность бюрократического управления народным хозяйством. Понимая не­обходимость перемен, тогдашние руководители страны предприняли попытку проведения глубоких экономических преобразований.

Еще в 1959 г. в подчинение Казахстана были переданы все пред­приятия (29) цветной металлургии, на базе которых образовано соответствующее министерство. В последующие годы в ведение республики перешли еще 144 промышленных предприятия легкой и пищевой, химической, металлургической и других отраслей промыш­ленности, в том числе крупнейшие Семипалатинский, Уральский и Петропавловский мясокомбинаты и др. Это значительно улучшало управление предприятиями на местах, способствовало их развитию, резко изменило структуру промышленной продукции по формам подчинения и т. д.

Пленумы ЦК КПСС, состоявшиеся в марте, сентябре и октябре 1965 г., наметили мерыпо улучшению управления промышленностью, совершенствованию планирования и усилению экономического сти­мулирования производства. В соответствии с ними предусматрива­лось расширение сферы действия хозрасчета на предприятиях и в отраслях, устранялась излишняя регламентация деятельности пред­приятий, расширялась их хозяйственная самостоятельность, рацио­нально использовались такие важнейшие экономические рычаги,как прибыль, цена, премия, кредит. Повышалась материальная заин­тересованность работников и коллективов в более высоких плановых заданиях, в полном использовании производственных фондов, рабо­чей силы, материальных и финансовых ресурсов, в совершенствова­нии техники производства и улучшении качества продукции. К концу 60-х гг. на новую систему планирования и материального стимулирования в республике перешли 1467 промышленных пред­приятий, или более 80% от их общего числа23. Хозяйственная рефор­ма придала определенный импульс экономическому развитию рес­публики. Но уже с самого начала реализации реформы, преимущес­тва и возможности, заложенные в новых принципах планирования и экономического стимулирования, использовались неполно. Вновь созданная система экономического управления сдавала позицию за позицией (участились корректировки планов, ограничивались права предприятий, усилился диктат центра и т. д.). Реформа как бы оста­новилась на уровне предприятий, не дойдя до конкретного рабочего места, с одной стороны, и не затронув эшелоны управления—с другой. Попытки двинуть реформу вниз вылились в экономическое экспери­ментирование.

Не было сделано коренной перестройки системы управления вследствие отсутствия политических предпосылок. Оставив неиз­менной политическую систему, руководство страны пыталось совмес­тить, несовместимое: административные и экономические методы управления. Это привело к нарастанию бюрократизма и ограниче­нию самостоятельности предприятий, что незамедлило сказаться на падении темпов экономического роста и нарастанию отставания от мирового уровня в ряде областей техники. В экономике усилились инфляционные тенденции, темпы роста цен и размеры дотации, рост вала, прибыли и зарплаты. Реформа не стимулировала повышения качественных показателей производства. Ориентируя экономику на экстенсивные факторы роста, она во многом способствовала разви­тию затратного механизма.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?