Home Prominent figures Dzhangildin Alibi

Dzhangildin Alibi

One of the leaders of the Central Asian uprising in 1916, Civil War hero, a great statesman

Dzhangildin Alibi Togzhanovich (1884-1953) - one of the leaders of the Central Asian uprising in 1916, Civil War hero, a great statesman - that's about all there is to know about Dzhangildin stingy on the facts of encyclopedias. In Central Asia, especially in Kazakhstan, his name is covered with legends, while in Crimea almost nobody knows.

And yet, the fate of this remarkable man is related to the Crimea. This is eloquently proved by the fact that immortalized his rebellion he is coming from ... Simferopol. And in 1917, he returned to Simferopol establish Soviet power.

And before to explain this phenomenon, the story of our hero essay about a legend - Alibi Dzhangildin.

He was born in 1884 in the village of Koydagul Turgay County. Family - the poorest nowhere. It was not difficult to predict the fate of the poor nomad, had he not met with the missionaries of the young Alibi. During these years, the endless steppes headed Russian priests who had to attach the "wild people'' to the true faith. Dodger kid lively response to all new, learned reading and writing, and on and marvel at all: he was sent to study at the Pedagogical Seminary.

Life in the big city, and then Kazan was one of the largest cities in Russia, at first stunned, and then carried away by Man. He moved to Moscow, where he tried to continue his studies at the Theological Academy, but political events that hit the country, and seized it. Alibi excluded from the academy, and even betray "anathema." But it is a little worried about the young Kazakh. He has engaged in self-education, worked as a reporter for newspapers.

Having started to explore the world, Alibi could not stop. And then he makes a totally unexpected and even shocking announcement in Moscow and St. Petersburg newspapers. Ad sense was that he would invite the company of people who want to walk with him around ... around the Earth.

Responded to two: from St. Petersburg Field Engineer and teacher at the Moscow Institute of Commerce Korovin.

In 1908, they began to travel around the world. On the day of friends were on forty or fifty miles. In the villages they gave lectures in cities staged toll evening.

Already in Europe Dzhangildin mastered the photographic work, and it becomes the main source of income. Dzhangildin photographed attractions of some cities, and then sells the photos to others. And so the whole route.

Passed, Poland, Austria, Hungary ... In Budapest Dzhangildin and his comrades were given a wonderful welcome. At a meeting with travelers gathered all the intellectuals of the city. The focus, of course, was himself Dzhangildin. The fact is that during this period the Hungarian intelligentsia especially fond of the history of the origin of his people, who, in their opinion, has come from far beyond the Carpathians steppes. And they saw Dzhangildin brother.

Bursaries young Kazakh, his enlightenment he created a beautiful image. In those years, Russia was represented Europe country of savages and barbarians, but because Dzhangildin sincerely convinced ... stay in Hungary. It is surprising, but left his Russian comrades. Alibi continued the journey alone.

Dzhangildin crossed Serbia, Bulgaria, Turkey, Syria, Palestine, Egypt ... Then the path went through Abyssinia, Arabia, Mesopotamia, Persia, India ... In India Dzhangildin underwent an acute attack of the disease, which can be known only one who ever left their homes. This disease - nostalgia. And no wonder she collapsed on the traveler is in India, stop this long path towards the sun, turn to the north, just beyond the mountains, your native steppes. As he wrote then he Dzhangildin, the temptation to stop trip was great, and only a great force of will, he overcame his desire to go home and re-moved to the east.

India, Ceylon, Indo-China. Taiwan. Japan and finally Vladivostok! In 1912 (four years later), after having walked across three continents. Dzhangildin returned to Turgai steppe.

Even in Turkey, he bought a movie camera and made a few movies. In native steppes Dzhangildin arranged something like field equipment. He went to aouls and camps, shows films about life in Turkey, the other European countries.

The new case involves new assistants. And one of them, the most faithful, becomes Amangeldy Imanov, while a clever hunter, great shooter, the same stretch of knowledge nugget. At Alibi friendships with the few Russian intellectuals  who lived in Turgai. Most of these were political exiles, and their impact on the emerging world of young Kazakhs could not play a major role. The ideas of equality, social, justice and captivate Dzhangildin and his new friend - a fearless Amangeldy lifestyle which more resembled a sort of Robin Hood of the steppe.

Name Dzhangildin before and now enjoys great respect in Kazakhstan. There Turgay region Dzhangildinovsky area. However, if you rename it - do not have to wonder. But, nevertheless, in the history of Kazakhstan Alibi Dzhangildin will remain forever!

Dzhangildin Alibi
  • First name
  • Dzhangildin Alibi
  • Line of activity/Occupation
  • Batyrs, heroes

Главная Персоналии Джангильдин Алиби

Джангильдин Алиби

Один из руководителей Среднеазиатского восстания 1916 года, герой гражданской войны, великий государственный деятель

Джангильдин Алиби Тогжанович (1884-1953) - один из руководителей Среднеазиатского восстания 1916 года, герой гражданской войны, великий государственный деятель - вот, пожалуй, и все, что можно узнать о Джангильдине из скупых на факты энциклопедий. В Средней Азии и, особенно в Казахстане его имя овеяно легендами, в то время как в Крыму почти никому не известно.

И, тем не менее, судьба этого выдающегося человека связана с Крымом. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что на обессмертившее его восстание он выезжает из... Симферополя. А в 1917 году он возвращается в Симферополь устанавливать власть Советов.

И прежде, чем дать объяснение этому явлению, рассказ о герое нашего очерка, о человеке-легенде - Алиби Джангильдине.

Родился он в 1884 году в ауле Койдагул Тургайского уезда. Семья - бедней некуда. Нетрудно было предсказать дальнейшую судьбу бедняка-кочевника, если бы не встреча юного Алиби с миссионерами. В эти годы в бескрайние степи направились русские священники, которые должны были приобщить "дикий народ'' к истинной вере. Смышленый паренек живо откликался на все новое, изучил грамоту, а дальше и вовсе чудо: его направили на учебу в учительскую семинарию.

Жизнь в большом городе, а Казань тогда была одним из крупнейших городов России, сначала ошеломила, а затем увлекла парня. Он переехал в Москву, где попытался продолжить учебу в духовной академии, но политические события, обрушившиеся на страну, захватили и его. Из академии Алиби исключают, да еще и предают "анафеме". Но это мало беспокоит молодого казаха. Он много занимался самообразованием, работал репортером в газетах.

Начав познавать мир, Алиби уже не мог остановиться. И вот тогда он делает совершенно неожиданное и даже шокирующее объявление в московских и петербургских газетах. Смысл объявления был в том, что он приглашал к себе в компанию людей, желающих вместе с ним пешком обойти... вокруг Земли.

Откликнулись двое: из Петербурга инженер-технолог Полевой и преподаватель Московского коммерческого института Коровин.

В 1908 году они начали кругосветное путешествие. В день приятели проходили по сорок-пятьдесят верст. В селах они читали лекции, в городах устраивали платные вечера.

Уже в Европе Джангильдин освоил фотографическое дело, и оно становится основным источником доходов. Джангильдин фотографировал достопримечательности одних городов, а затем продает фотографии в других. И так по всему маршруту следования.

Пройдены Польша, Австрия, Венгрия... В Будапеште Джангильдину и его товарищам был оказан чудесный прием. На встречу с путешественниками собралась вся интеллигенция города. В центре внимания, конечно, был сам Джангильдин. Дело в том, что в этот период венгерская интеллигенция особенно увлекалась историей происхождения своего народа, который, по их убеждению, пришел за Карпаты из далеких степей. И в Джангильдине они видели собрата.

Эрудиция молодого казаха, его просвещенность создали ему прекрасный имидж. В те годы Россия представлялась Европе страной  дикарей и варваров, а потому Джангильдина искренне убеждали... остаться в Венгрии. Как ни удивительно, но остались его русские товарищи. Алиби продолжил путешествие самостоятельно.

Джангильдин пересек Сербию, Болгарию, Турцию, Сирию, Палестину, Египет… Дальше путь шел через Абиссинию, Аравийский полуостров, Месопотамию, Персию, Индию... В Индии Джангильдин подвергся острому приступу болезни, которую может познать только тот, кто когда-либо покидал родные места. Болезнь эта - ностальгия. И неудивительно, что она обрушилась на путешественника именно в Индии; прекрати этот многолетний путь навстречу солнцу, поверни на север, там, за горами, твои родные степи. Как писал потом сам Джангильдин, искушение прекратить путешествие было огромное, и лишь большой силой воли он переборол свое желание идти домой и вновь двинулся на восток.

Индия, Цейлон, Индокитай. Тайвань. Япония и, наконец, Владивосток! В 1912 году (спустя четыре года), пройдя пешком по трем континентам. Джангильдин возвращается в Тургайские степи.

Еще в Турции он купил киноаппарат и снял несколько кинофильмов. В родных степях Джангильдин устроил что-то типа кинопередвижки. Ездил по аулам и стойбищам, показывает кинофильмы о жизни Турции, о других странах Европы.

Новое дело привлекает новых помощников. И одним из них, самым верным, становится Амангельды Иманов, в то время ловкий охотник, прекрасный стрелок, такой же тянущийся к знаниям самородок. У Алиби завязывается дружба с представителями немногочисленной русской интеллигенции, которая жила в Тургае. Чаще всего это были политические ссыльные, и их влияние на формирующееся мировоззрение молодого казаха не могло не сыграть важнейшей роли. Идеи равенства, социальной, справедливости увлекают и Джангильдина, и его нового друга - бесстрашного Амангельды, образ жизни которого все больше напоминал этакого степного Робин Гуда.

Имя Джангильдина и раньше и теперь пользуется в Казахстане большим уважением. Есть в Тургайской области Джангильдиновский район. Впрочем, если его переименуют - удивляться не придется. Но, тем не менее, в истории Казахстана Алиби Джангильдин останется навсегда!

Источник biografia.kz

Джангильдин Алиби
  • Имя
  • Джангильдин Алиби
  • Род деятельности
  • Батыры, герои
  • Дата рождения
  • 1884
  • Дата смерти
  • 14.08.1953