Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История ислама в Казахстане

29817
История ислама в Казахстане - e-history.kz

Сегодня на всем постсоветском пространстве, включая Казахстан, происходят глубинные процессы по восстановлению духовности после падения господствовавшей в течение 80 лет коммунистической идеологии. Возврат к религиозным истокам является наиболее живым и волнующим отражением таких процессов.

Традиционно исповедуемой религией казахов является ислам, который закреплялся на территории Казахстана достаточно длительное время волнообразно. Так, в регион южного Казахстана ислам впервые пришел в 704 (714) году, когда наместником провинции Хорасан стал Кутейба Ибн Муслим аль-Бахили, который вел войны, расширяя территорию распространения относительно недавно (на тот период) возникшего ислама.В 1257-1266 годах правитель Золотой Ордой хан Берке стал первым мусульманином среди правителей Орды, обращать местное население в ислам ему помогали присланные египетским султаном Бейбарсом миссионеры. В начале 14-го века последователем пророка Мухаммада в Центральной Азии был хан Узбек, который распространял ислам как силовым методом, так и дипломатией, а в качестве миссионеров использовал не арабов, а суфиев из числа последователей ХоджиАхмеда Яссауи, в результатечего ислам был объявлен государственной религией Золотой орды. Так, ислам стал объединяющей идеологией для сплочения тюркских племен, впоследствии ставших казахами. Следует отметить, что ислам был консолидирующей основой и при непосредственном создании ханами Кереем и Жанибекомэтно-политического объединения под наименованием «казахи», а затем и поддержании этого сравнительно нового этноса. Об этом могут свидетельствовать, в частности, захоронения хана Аблая и степной аристократии в мавзолее Х.А.Яссауи, а также методология ведения оборонительной войны казахов с царско-российскими завоевателями под предводительством КенесарыКасымова, которая основывалась на исламской концепции защиты родной земли.

Сегодня стало очевидным, что современное распространение ислама в нашей стране происходитв геометрической прогрессии. Так, если летом 2006 г. в мечеть имени С.Гылманив г.Астанав будние дни на полуденную молитву приходило 100-120 человек, то летом 2012 г. – уже 350-400 верующих. И это только самое общее наблюдение.

Если старшее поколение с грузом старой идеологии в сознании испытывает сложности в приобщении к религии, т.к. менять устоявшиеся ценности и привычки в возрасте 50-70 лет достаточно сложно, то молодежь и часть более или менее активного взрослого населения в возрастном промежутке от 15 до 45 лет в силу, должно быть, психофизиологической гибкости проявляют высокую восприимчивость к новым знаниям.

При этом основной силой притяжения является стремление познать истину и прийти к мудрости в жизненном измерении. Такое ментальное наполнение становится идеологией растущего числа мусульман.

Необходимо отметить роль государства в участии в религиозной жизни страны. Политика, проводимая сегодня в Казахстане, в частности, президентом Н.А. Назарбаевым и созданным по его решению Агентством РК по делам религий, направлена на обеспечение межконфессионального согласия в целом. Как известно у нас проживают представители более 130 этносов и 17 религиозных конфессий. Поэтому в целях сохранения мира ведется такая политика, которая не позволяет одним религиозным группам ущемлять права других групп, что сегодня все более актуализируется. И притом, что в любой стране разжигание межрелигиозной розни запрещено и карается законом, на деле обеспечить согласие гораздо сложнее. Таким образом, мы еще раз возвращаемся к роли авторитета религиозных лидеров и духовных наставников, которые для адекватного реагирования на возникающие проблемы должны быть высоко интеллектуальны, иметь жизненный опыт и широкий кругозор.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?