Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О содержании понятия «Историко-культурное наследие»

29800

В культурной политике любого государства особое место занимает изучение, возрождение, сохранение, развитие, распространение и охрана историко-культурного наследия народа. Поэтому достаточно важным и необходимым моментом является уточнение определения «историко-культурное наследие». В словарях и энциклопедиях советского периода полное определение данному термину трудно встретить, однако толкование определения в некоторых случаях встречается в юридических нормативных документах. Но определение в документах юридического характера дается не собственно термину историко-культурное наследие, а понятию «памятники истории и культуры».

В законе «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 11 августа 1978 года в качестве синонима категории «историко-культурное наследие» дано понятие «памятники истории и культуры», которое определяется следующим образом: «Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» [3; 66]. Кроме того, согласно данному закону, памятники истории и культуры подразделяются на следующие направления: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, документальные памятники. Данный нормативный документ основан на законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 29 октября 1976 года. В законодательстве ЧССР дано следующее определение памятникам культуры: это «объект, который свидетельствует об историческом развитии общества, искусства, техники, науки и иных областей человеческого труда и жизни, сохраняет исторический интерьер зданий и архитектурных комплексов или же связан с выдающимися историческими личностями и событиями» [5; 165].

В 1954 году ЮНЕСКО созвала международную конференцию, которая проходила в Гааге  с 21 апреля по 14 мая 1954 года. На конференции приняли участие 56 государств, в том числе СССР и другие социалистические страны. Результатом конференции в Гааге стало подписание Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Заключая этот договор, государства исходили из того, что культурным ценностям в ходе второй мировой войны был нанесен серьезный ущерб, и что постоянное развитие науки и техники создает дополнительную угрозу разрушения памятникам истории и культуры. Известно, что памятники истории и культуры гибнут не только в результате войн и революционных переворотов, они также гибнут в результате невежества и недостатка средств на их сохранение и охрану. Согласно Конвенции 1954 года, ущерб, нанесенный культурным ценностям одного народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества. Поэтому особо важное место в культурной политике государства-участника Гаагской Конвенции 1954 года занимает охрана, сохранение, реставрация, распространение культурного наследия страны.

Однако сам термин «историко-культурное наследие», несмотря на принятие в 1954 году «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», известную под названием «Гаагская  конвенция», наиболее широко в литературе стал появляться после  принятия «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» 1972 года, известной как «Конвенция о всемирном наследии 1972 года». В большей степени данное обстоятельство, видимо, связано с тем, что в последней Конвенции дается определение понятию «культурное наследие». Причиной принятия данной Конвенции стало понимание мировым сообществом разрушительного воздействия  технического прогресса, эволюции социальной и экономической жизни на дальнейшее развитие и сохранение культурного наследия, культурных ценностей отдельных народов в частности и общенациональных культурных ценностей в общем.

Таким образом, для литературы советского периода больше характерно понятие «памятники истории и культуры», нежели историко-культурное наследие.

Отличительным признаком между понятиями «памятники истории и культуры» и «культурное наследие» является то, что культурное наследие включает в себя не только отдельные объекты истории и культуры в форме сооружений, ансамблей, памятных мест, документов и т.д., как памятники истории и культуры, но и явления материальной и духовной культуры, которые имеют особую историческую, эстетическую, художественную, научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений.

У. Джалилов к  «культурному наследию» относит следующие объекты:

  • «памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
  • ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
  • достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии» [1; 7].

В культурное наследие того или иного народа входят культурные ценности как материального, так и духовного характера. Под культурными ценностями археологи и искусствоведы понимают наиболее выдающиеся по свому качеству произведения интеллектуального, художественного, религиозного творчества, архитектурные и иные сооружения, ремесленные произведения, археологические и этнографические раритеты, дающие представление о культуре и истории определенной эпохи. Если рассматривать понятие «культурные ценности» с культурологической позиции, то  в содержание термина  входят такие  понятия, как нормы, традиции, обычаи, стереотипы мышления и поведения,  мнения, которые являются результатом трансляции и усвоения социального опыта определенного народа.

В «Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970) дано следующее определение культурных ценностей: «Культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисленным ниже категориям:

  •  редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы;
  • ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученных и артистов и с крупными национальными событиями;
  • археологические находки и археологические открытия; 
  • составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;
  • старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;
  •  этнологические материалы,
  • художественные ценности, такие как полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов, оригинальные произведения скульптурного искусства из различных материалов, оригинальные гравюры, эстампы и литографии, оригинальные художественные подборки и монтажи из материалов;
  • редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;
  • почтовые марки, налоговые и аналогичные им марки, отдельно или в коллекциях;
  • архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;
  • мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты» [6; 5].

Важнейшим содержательным компонентом в понимании термина «историко-культурное наследие» является процесс накопления и трансляции социального опыта внутри определенной народности, нации по вертикали – от отца к сыну и по горизонтали – внутри страны, семьи в определенный период времени. Известно, что социальный опыт накапливается в процессе совместной жизни и деятельности людей в течение длительного периода времени. После происходит своеобразное разделение результатов и форм социального опыта на тех, которые признаются вредными и деструктивными, и на тех, которые закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, законах, идейных установках. Последние в конечном итоге, накапливаясь, передаются из поколения поколению, с течением времени становясь традициями, обычаями, ценностями, характеризующими именно данную общность, данную культуру. Благодаря трансляции социального опыта, общество сохраняет себя как социальную целостность со свойственной ему культурной спецификой.

В работах российских ученых последних лет – историков, культурологов, философов – дается следующее определение: «Культурное наследие – материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [4; 219].

В целом термин «историко-культурное наследие» трудно поддается четкому определению, но за последние десятилетия по мере роста интереса мирового сообщества и ученых к культурологии, этнографии и истории культуры, толкование этого термина значительно расширилось. Более четкое определение понятиям «культурные ценности», «культурное наследие» даны в международных нормативных документах. Можно сказать, что историко-культурное наследие представляет собой совокупность культурных ценностей, которые имеют историческое, государственное и общенациональное значение и поэтому являются безраздельной и не передаваемой другому субъекту собственностью государства. Если говорить о соотношении понятий «историко-культурное наследие» и «памятники истории и культуры», то последние являются объектами историко-культурного наследия. В Республике Казахстан законодательством утверждено, что историко-культурное наследие казахского народа есть «совокупность культурных ценностей, имеющих государственное значение и в силу этого безраздельно принадлежащих Республике Казахстан без права их передачи иным государствам» [2].

Литература:

1.Джалилов У. Нормативные акты ЮНЕСКО и национальное законодательство по охране культурного наследия. Вопросы его совершенствования // Мир закона. 2005. №6. 

2.Закон Республики Казахстан «О культуре» от 24 декабря 1996 года №56-1.

3.Законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры // Сборник законов Казахской ССР и указов Президиума Верховного Совета Казахской ССР. В 2 томах. Т 2: 1938-1981. А.: Казахстан, 1981. – 351 с.

4.Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече 2000, 2003. – 512 с.

5.Мадар. З. ЧССР. Законодательство и управление в области окружающей среды. М.: Прогресс, 1981. – 288 с.

6.Предотвращение незаконной торговли культурными ценностями. Справочник по выполнению Конвенции ЮНЕСКО 1970 года. / Автор и сост. П. Аскеруд и Э. Клеман. М.: Юни-Принт, 2002. – 261 с. 


Ильясова Г.С. О содержании понятия «историко-культурное наследие» // Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 2. – Петропавловск, 2006.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?