Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Межконфессиональное и межэтническое согласие в современном Казахстане

29651

Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Свобода вероисповедания - это необходимое условие деятельности демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека. Вопрос свободы вероисповедания всегда остается актуальным для Казахстана как для многоконфессиональной страны. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось с современными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама.

Основы многоконфессионального государства заложены законодательством с первых лет существования независимой республики. В соответствии с Конституцией Казахстан является светским государством. Республика Казахстан является ярким примером страны межнационального и межконфессионального согласия. Статья 19 Конституции гласит: «Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность» [1]. Статья 22 провозглашает: «Каждый имеет право на свободу совести» [2]. В Казахстане гарантирована свобода вероисповедания и провозглашено отделение религии от государства.

На современном этапе в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религии и взаимодействие религиозных конфессий между собой и с государственными органами. Республика Казахстан – светское, демократическое государство, в котором каждому гарантирована свобода совести, и приверженцы всех конфессий равны перед законом. Одним из первых законодательных актов нашего молодого государства стал Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый в 1991 году, и обозначивший сформулированные выше базовые принципы конфессиональной политики независимого Казахстана. Главным достижением за прошедшие 22 года стало полное отсутствие межконфессиональных конфликтов, что крайне важно для полиэтничного, поликонфессионального государства. Более того, и на международной арене Казахстан прочно закрепил за собой имидж глобального интегратора, инициатора диалоговых площадок регионального, континентального и мирового уровня. Так, брендом Казахстана стала традиция проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане.

Однако, как показало время, абсолютизация принципа свободы вероисповедания, воплощенная в крайне демократичном свободном религиозном законодательстве, в определенной степени стала причиной уязвимости нашей страны перед рядом вызовов времени и новых угроз – начиная от проникновения в Казахстан псевдорелигиозного экстремизма и терроризма и заканчивая эрозией традиционных ценностей и религиозной идентичности народа. Это обусловило необходимость принятия в октябре 2011 года нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», отражающего потребность общества в более активном участии государства в процессах, протекающих на религиозном поле.

За прошедшее время после принятия Закона сформирована новая правовая база, регулирующая религиозные отношения в Казахстане. В 2012 году приняты подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие правовые аспекты религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений. В частности, приняты постановления Правительства, регулирующие вопросы:

- осуществления миссионерской деятельности;

- проведения религиоведческой экспертизы;

-согласования строительства культовых зданий и передачи религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий, сооружений;

- согласования деятельности иностранных религиозных объединений на территории республики, назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике Казахстан.

В упомянутом Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» систематизирован порядок создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений.

Со слов председателя Агентства РК по делам религий Кайрата Лама Шарифа, сказанным им на конференции «Свобода вероисповедания в Казахстане» (19 марта 2013 г., г. Астана): «…все религиозные организации, действующие на территории Республики Казахстан, до 25 октября 2012 года должны были пройти и успешно прошли процесс обязательной регистрации или перерегистрации. Как известно, по состоянию на 1 января 2011 года в стране действовало 4551 религиозное объединение. После перерегистрации, завершившейся 25 октября 2012 г., их численность снизилась до 3088. Большинство объединений, не прошедших перерегистрацию, просто-напросто фактически не функционировали ввиду крайней малочисленности. Таким образом, регистрация лишь привела юридическую сторону ситуацию в соответствие с объективной реальностью. Кроме того, в ряде случаев произошло укрупнение некоторых религиозных объединений, благодаря чему облегчилось и упорядочилось их взаимодействие с государственными органами. Кроме того, число признаваемых в Казахстане конфессий уменьшилось с 46 до 17 – не путем «сокращения» половины из них, а лишь благодаря тому, что в процессе перерегистрации религиозных объединений была проведена более адекватная их классификация с сугубо научной, религиоведческой точки зрения» [3].

В итоге перерегистрация позволила обновить и получить прозрачные данные о реально существующей религиозной ситуации, которая, подобно мозаике, складывается из деятельности каждого религиозного объединения. Кроме того, была усовершенствована классификация конфессий Казахстана. Число религиозных объединений в Казахстане сократилось на 32% после перерегистрации, в республике установлено 17 конфессий, сообщил в интервью газете «Казахстанская правда» председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф: «…так, ислам в Казахстане представляет Духовное управление мусульман. 19 июня 2012 года зарегистрировано республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана». В настоящее время прошли перерегистрацию в качестве филиалов 2 228 мечетей во всех регионах страны» [4].

По его словам на данный момент практически сформирована единая монолитная исламская организация РК: «Данное республиканское исламское религиозное объединение проповедует исламскую веру суннитского направления согласно учениям мазхаба Абу Ханифы и вероубеждениям имама Матруди, учитывая исторические особенности ислама на территории республики Казахстан. Православие представлено Православной церковью Казахстана, в которой произошли изменения, связанные с выстраиванием ее структуры. 17 октября 2012 года получило свидетельство республиканское религиозное объединение – Митрополичий округ, объединивший 9 епархий и 261 приход. Кроме того, в рамках православного поля начали действовать по новому закону Армянская апостольская церковь и 8 старообрядческих церквей» [5].

По его данным, в Казахстане действуют 79 субъектов Римской католической церкви, завершена регистрация 4 иудейских общин и 2 буддистских объединений. Из действовавших ранее 666 протестантских религиозных объединений прошли перерегистрацию 462, или 69%, остальные пойдут на ликвидацию. Не подала на перерегистрацию большая часть нетрадиционных объединений. Из 48 нетрадиционных организаций зарегистрированы 16 объединений, остальные 32 будут ликвидированы в судебном порядке по обращению Министерства юстиции РК.

Современная конфессиональная картина Казахстана представлена таким образом: в нашей стране проживает более 130 этносов, относящихся к различным религиозным конфессиям. Согласно переписи 2009 года самые многочисленные религиозные объединения представляют ислам (70 процентов от числа всех верующих) и православие (26 процентов). Иудаизм и буддизм имеют примерно равное число верующих (по 0,1 процента). Остальные религии имеют 0,2 процента последователей от общего числа верующих [6].

Немало важно отметить, что все-таки необходимо усиление роли государства в профилактике религиозного экстремизма:

1.  Необходимо в стране разработать действенную концепцию и программу религиозной политики.

2.  Учитывая специфику поликонфессионального казахстанского общества, усиления экстремистки настроенных религиозных общин государство должно вести активную политику в области религий.

3.  Предлагается ввести должность Министра по делам религии.

4.  Необходимо усилить социальную защиту малообеспеченных слоев

казахстанского общества, так как именно они становятся объектом деятельности миссионеров нетрадиционных религий. К ним можно отнести и студенчество, имеющее небольшие стипендии.

5.  Государственные служащие, задействованные во внутренней политике должны проходить курсы повышения квалификации по знанию религиозной ситуации в стране.

6.  Государству необходимо активизировать диалоги и дискуссии с религиозными общинами.

7.  Необходимо упорядочить и усилить контроль за деятельностью религиозных общин. Требовать строгой отчетности.

8.  Сделать заслон распространению нетрадиционных религий, так как они разрушают цельность общества и угрожают национальной безопасности.

9.  Необходимо дифференцированное отношение государства к религиям.

10.   Необходим некоторый контроль со стороны Министерства образования и науки за ходом учебного процесса.

В целом, невозможно отрицать, что принятие и реализация в Казахстане Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и сопутствующих ему нормативно-правовых актов позволила оздоровить религиозную ситуацию в стране, привести деятельность религиозных объединений в соответствие с требованиями времени.

В Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая стабильность и атмосферы созидания и согласия в обществе. Как отметил наш Президент, «наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий» [7].

С укреплением экономики и демократизацией общества ослабнет дестабилизирующий потенциал целого ряда настораживающих тенденций в религиозной сфере. Одним из основных факторов стабильного общественного развития и улучшения благосостояния всех народов является мирный межконфессиональный диалог, на пути которого осуществлен целый ряд заметных шагов. Мирное сосуществование религий, противодействие распространению экстремизма – приоритетные факторы внутренней и внешней политики Казахстана.  

Сейфуллина А.Б.,

научный сотрудник

Института истории государства КН МОН РК


Список использованной литературы

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2007, с. 4

2. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2007, с. 4

3.  http://www.din.gov.kz/rus/press-sluzhba/doklady_i_vystuplenija

4.  http://newskaz.ru/society/20121025/4179139.html

5.  http://newskaz.ru/society/20121025/4179139.html

6. Перепись населения Республики Казахстан 2009 года. Краткие итоги. Астана, 2010, с. 100.

7. Н.А.Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия./ Сост.: А.Н. Нысанбаев, А.Г. Косиченко. Алматы, 2010, с. 266

Источник: Сейфуллина А.Б., «Межконфессиональное и межэтническое согласие в современном Казахстане» // Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых ученых историков «Ғылыми қазына» и отечественная история: вклад молодых ученых»,

 г. Алматы, июнь, 2013 год

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?