Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Институт президентства: редчайший сплав высокой пробы

29648

Вот уже два десятка лет суверен­ный Казахстан являет миру впечатляю­щие примеры стабильности, внутрен­него согласия, неуклонного развития экономики и политической системы. Особое значение в этом процессе, безу­словно, играет политический институт президентства, становление которого мы по праву связываем с идеями и делами Лидера нации – Президента Республи­ки Казахстан Нурсултана Назарбаева. Масштаб его личности, политическое мужество и стратегический талант, спо­собность предвидения и настойчивость в достижении поставленных целей стали стержнем становления казахстанской го­сударственности и уверенного развития страны, успехи которой признаны миро­вым сообществом.

С момента обретения независимо­сти институт президентства стал ядром государственной системы в Казахстане. И в ходе поиска самых действенных меха­низмов построения новой казахстанской государственности происходила моди­фикация многих его аспектов – функций и полномочий Главы государства, форм и методов его взаимодействия с другими ветвями власти.

Это весьма серьезная проблема­тика, которая недавно была всесторонне рассмотрена на международной научно-практической конференции «Институт президентства в Республике Казахстан: история и современность». Но жизнь не стоит на месте, и за совсем недолгое время, прошедшее после форума, мы по­лучили новые свидетельства развития данного института государственной вла­сти. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на две достаточно стабильные функции, которые мы однозначно связы­ваем с институтом президентства в на­шей стране. Они оставались важнейши­ми факторами поступательного развития нашего государства и общества на всех этапах новейшей истории Казахстана, остаются таковыми и сегодня.

Речь идет о функциях стратегиче­ского планирования развития страны и обеспечения реализации стратегических планов. Первая из них осуществляется

при помощи трех основных механизмов: выдвижения стратегий развития стра­ны, государственных программ, утверж­даемых Главой государства, посланий Президента народу Казахстана. Вторая функция также является неотъемлемым атрибутом действующего в Казахстане института президентства.

Мы не зря постоянно говорим о том, что все задуманное нашим Президентом обязательно воплощается, за этим также стоит целый ряд конкретных механиз­мов. Среди них – взаимодействие Главы государства с законодательным органом, прямое участие в законодательном про­цессе на основе права законодательной инициативы и принятия собственных законодательных актов, влияние Прези­дента на формирование и деятельность исполнительной власти, взаимодействие с институтами гражданского общества.

Но наличие и законодательное за­крепление таких механизмов еще не дает полной гарантии эффективной деятель­ности института президентства. Это мы видим на примере целого ряда стран, в том числе государств постсоветского пространства – Украины, Грузии, Кыр­гызстана и других. В отличие от них казахстанский институт президентства продемонстрировал свою исключитель­ную эффективность на всех этапах раз­вития нашего молодого государства.

Ключевым фактором здесь являет­ся роль личности Президента Нурсулта­на Назарбаева. Роль, которая в комплексе с законодательно установленными меха­низмами создала поистине уникальный в мировой практике инструмент пре­образования общества. Это отчетливо проявляется во многих сферах жизни Казахстана. Мало в какой другой стране сегодня есть столь четкое видение путей развития и столь последовательное до­стижение целей. Здесь, на мой взгляд, наиболее ярко проявился талант Нурсул­тана Абишевича как политического ли­дера мирового масштаба.

Главным документом долгосрочно­го планирования жизни страны стала вы­двинутая Главой государства 10 октября 1997 года Стратегия «Казахстан-2030». Вспомните, в тот период Казахстан пере­живал далеко не лучшие времена: про­изводство стояло, свирепствовали ин­фляция и безработица, социальное само­чувствие людей опустилось до нижней отметки. И потому этот устремленный в будущее документ кое-кто в обществе воспринял с иронией и недоверием, чуть ли не как утопию.

Но прошли годы, и мы с вами жи­вем уже в принципиально изменившейся стране, с новыми реалиями и мировос­приятием. И все изменения однозначно подтверждают прозорливость Нурсул­тана Абишевича, полную обоснован­ность выдвинутых в то трудное время стратегических замыслов. Думаю, что принципиально важным является то, что Стратегия-2030 была выдвинута в По­слании Президента народу Казахстана. Вообще, институт посланий главы госу­дарства закреплен в основных законах целого ряда зарубежных стран, среди которых можно упомянуть США, Вели­кобританию, Францию, Российскую Фе­дерацию, Украину и другие. В большин­стве из них благодаря таким посланиям решается ограниченный круг задач. На­пример, президент Франции обращает­ся к нации с посланием в случае угрозы государственности. В Великобритании каждая новая сессия парламента начи­нается с так называемой тронной речи монарха, которая представляет собой программу законодательной работы пар­ламента, предлагаемую правительством. В США послания президента ведут свою историю с 1790 года, когда к Конгрессу обратился первый президент Джордж Вашингтон. Они содержат анализ вну­три- или внешнеполитических ситуаций и, поскольку адресуются непосредствен­но высшему законодательному органу, соответствующие законодательные пред­ложения.

В Казахстане же Послания Главы государства, хотя и оглашаются на со­вместном заседании палат Парламента,

адресуются всему народу. В них дается квинтэссенция государственной поли­тики во всех сферах экономической, со­циальной и общественной жизни, фор­мулируются главные цели развития всей страны на перспективу.

В этом, думаю, одно из принципи­альных отличий нашего института прези­дентства, когда Глава государства подни­мает всех казахстанцев до уровня своих убежденных единомышленников и соав­торов проводимых в стране преобразова­ний. Известный французский дипломат XVIII–XIX вв. Талейран говорил: «Верят только в тех, кто верит в себя». Сегодня эти слова полностью применимы к на­шему Президенту, верящего в себя и в особую миссию Казахстана – соединить потоки развития восточной и западной цивилизаций, и эта вера неустанно под­крепляется масштабными делами, сни­скавшими огромный авторитет нашему лидеру и стране на мировой арене.

Еще один важный аспект – реа­лизация Президентом конституционно закрепленной функции обеспечения со­гласованного функционирования всех ветвей государственной власти. Это до­стигается далеко не везде, вспомните, к примеру, многочисленные случаи проти­востояния исполнительной и законода­тельной власти в ряде стран СНГ. У нас же в этом плане – слаженность действий различных органов на основе единства целевых установок и подходов по прин­ципиальным вопросам государственной политики. Это определяется не только юридическими механизмами, но и таки­ми мощными политическими факторами, как единство народа Казахстана, стабиль­ность и согласие в обществе, поддержка подавляющим большинством казахстан­цев политики Главы государства.

Еще в преддверии распада СССР многие аналитики рассматривали Казах­стан как одно из самых теоретически сла­бых звеньев в плане потенциальной по­литической неустойчивости. Но на деле благодаря мудрости Президента наша страна превратилась в оплот мира, согла­сия и стабильности. Известная на Западе исследователь Марта Брил Олкотт писа­ла: «Трудно отделить процесс государ­ственного строительства в Казахстане от личности его первого Президента».

Одним из наиболее важных, на мой взгляд, направлений, демонстрирующих эффективность института президент­ства, является формирование интеллек­туальной нации в Казахстане. На встрече со стипендиатами программы «Болашак» Нурсултан Абишевич в качестве главной цели национального проекта «Интеллек­туальная нация-2020» назвал воспитание казахстанцев новой формации, превра­щение Казахстана в страну с конкурен­тоспособным человеческим капиталом. Можно с уверенностью говорить, что формирование интеллектуальной нации было и остается одной из основ построе­ния нового казахстанского общества, на­чиная с самых первых стратегических планов Президента страны.

В актовой лекции в КазНУ им. Аль-Фараби Нурсултан Абишевич первым из трех базовых аспектов формирования интеллектуальной нации назвал прорыв в развитии системы образования. В свя­зи с этим нельзя не упомянуть о том, что чтение актовых лекций в крупнейших университетах страны стало в практи­ке Главы государства одним из важных механизмов стратегического планиро­вания. Это явление не имеет аналогов в мировой практике и с успехом исполь­зуется нашим лидером для выдвижения принципиальных положений о повыше­нии конкурентоспособности Казахстана в мире, переживающем глобализацию.

На примере реформирования об­разования четко прослеживается реали­зация упомянутых выше функций ин­ститута президентства. Уже в Стратегии «Казахстан-2030» говорилось о высоко­образованном населении, об укреплении научно-технического потенциала и про­изводстве высокотехнологических това­ров, о разработке и начале осуществле­ния новой модели образования. Практически с первых дней независимости былвзят курс на приведение этой модели в соответствие с мировыми и европейски­ми стандартами. И дело здесь совсем не в слепом копировании зарубежных образ­цов. Главная задача, которую поставил Президент, – подготовка специалистов всех уровней, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на мировом рынке труда.

Доставшаяся нам в наследство со­ветская система образования была по-своему стройной, но главным ее недо­статком был принципиальный отрыв от общемировых тенденций. А это созда­вало серьезные препятствия для между­народного признания дипломов наших специалистов. Решение данной задачи в 90-е годы, время резкого падения произ­водства и роста безработицы, многим ка­залось неактуальным. Однако Президент смотрел на годы вперед, продумывая пути вхождения Казахстана в мировую экономическую систему.

Чтобы обеспечить готовность стра­ны к такому развитию, нужно было не­медленно взяться за выстраивание прин­ципиально новой системы подготовки кадров. И Глава государства, проявив свою несгибаемую политическую волю и научное предвидение, начал твердо про­водить в жизнь новые подходы, преодо­левая инерцию, а иногда и прямое сопро­тивление старой системы образования.

Только благодаря этому Казахстан первым на постсоветском пространстве перешел на двух-, а затем и трехступен­чатую подготовку в вузах (бакалавров, магистров и докторов философии (PhD), что позволило выпускать специалистов с квалификацией, сопоставимой с об­щемировым и европейским уровнями. Ведущие университеты начали между­народную аккредитацию учебных про­грамм, ставшую важным инструментом обеспечения европейского качества обу­чения. Недавно Казахстан официально присоединился к Болонскому процессу, что открыло новые перспективы между­народной интеграции.

В те же 90-е годы Нурсултан Аби­шевич учредил программу «Болашак», по которой десятки тысяч молодых ка­захстанцев получили возможность обу­чаться в лучших университетах мира. В мировой практике столь масштабная программа зарубежной подготовки спе­циалистов также стала уникальным яв­лением, ее успех признан мировым со­обществом, и ряд развивающихся стран стал примериваться к использованию казахстанского опыта.

В свою очередь, потребовалась системная модернизация среднего обра­зования. Главными ориентирами здесь стали массовая компьютеризация школ, внедрение новых учебных программ и современных учебников, последователь­ный переход к 12-летнему среднему об­разованию. Важнейшей инициативой Нурсултана Назарбаева стала идея соз­дания интеллектуальных школ, нацелен­ных на поиск одаренных детей и их под­готовку с акцентом на изучении точных и естественных наук. Такие школы при­званы стать фундаментом воспитания интеллектуальной элиты Казахстана. Все аспекты последовательного развития си­стемы подготовки кадров реализуются в соответствии с утвержденными Прези­дентом государственными программами развития образования. Одним из главных итогов стало увеличение финансирова­ния образования за последние десять лет почти в семь раз.

Мощнейшим фактором модерни­зации страны стал выдвинутый Нур­султаном Абишевичем стратегический план форсированного индустриально-инновационного развития. В условиях мирового экономического кризиса, не обошедшего стороной ни одно государ­ство планеты, Президент Казахстана еще раз подтвердил статус политика глобаль­ного масштаба, безоговорочно входяще­го в число стратегически мыслящих и наиболее эффективных лидеров нашего времени.

Нурсултан Назарбаев не толь­ко проанализировал истоки и причины кризиса, но и предложил системные меры его преодоления для всех уровней (общемирового, регионального, государ­ственного).

На совещании 4 сентября 2009 года Президентом, по сути, предложена принципиально новая модель управле­ния научной сферой. Формируется новая Государственная программа развития об­разования до 2020 года.

Важнейшая недавняя инициатива – выдвижение Нурсултаном Назарбае­вым на заседании Совета иностранных инвесторов целевого плана подготовки и переподготовки специалистов всех уров­ней и отраслей в рамках форсированно­го индустриального развития страны, активное привлечение к его реализации инвесторов. По сути, Глава государства как стратегически мыслящий политик высочайшего уровня собирает воедино все главные ресурсы (образование, науку, бизнес), чтобы с максимальной эффек­тивностью совершить прорыв в новом для Казахстана направлении инноваци­онного развития.

Всем сказанным, конечно, далеко не исчерпываются механизмы, исполь­зуемые институтом президентства в Ка­захстане. Но даже по небольшому их пе­речню и высокой результативности мож­но сделать следующий вывод. Институт президентства в Республике Казахстан в сплаве с ролью выдающейся личности Главы государства как лидера мирового масштаба, является, как говорят мате­матики, «необходимым и достаточным» условием интенсивного развития стра­ны, ее вхождения в мировое сообщество и успешного противостояния всем не­гативным факторам и угрозам. Этот вы­вод подтвержден жизнью, за ним стоит поистине титанический труд и стратеги­ческий талант Нурсултана Назарбаева, вера народа в Лидера нации и в дальней­ший расцвет страны.

Казахстанская правда. – 2010. – 13 июля.

Б.Т. Жумагулов


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?