Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Приоритеты индустриально-инновационной модернизации и возможности их реализации в экономике Казахстана и его регионов»

29321
«Приоритеты индустриально-инновационной модернизации и возможности их реализации в экономике Казахстана и его регионов» - e-history.kz

Нурланова Н.К.,

д.э.н., профессор, зам. директора

Института экономики КН МОН РК

«Приоритеты индустриально-инновационной модернизации и возможности их реализации в экономике Казахстана и его регионов»

Важнейшим фактором индустриально-инновационной модернизации Казахстана и усиления конкурентных преимуществ его экономики является его территориальное развитие. Для того, чтобы выработать политику роста  конкурентоспособности экономики и инвестиций в человеческий капитал необходимы четкие стратегические приоритеты индустриально-инновационной модернизации.

В Казахстане сформирован достаточно крупный производственный потенциал, ставший основой для его развития в качестве независимого государства. Однако он базировался на освоении природных богатств, в результате «сырьевое» развитие вызвало деформированную, однобокую структуру производства, поставило республику в сильную зависимость от конъюнктуры мировых рынков, привело к обострению экологических проблем.

Сырьевой фактор в республике еще долго останется главным источником экономического роста. Однако он должен быть дополнен фактором инновационно-технологического развития.

Как показывает оценка социально-экономической ситуации в республике и анализ хода реализации Государственной Программы ФИИР в отдельных регионах страны, все усилия и предпринимаемые меры затрагивают лишь часть имеющихся проблем. Согласно предварительным данным Агентства по статистике, объем инновационной продукции в 2012 году в Казахстане и регионах,  увеличился по сравнению с 2009 годом в 2,8 раза и составил 312, 1 млрд. тенге, услуг инновационного характера оказано на 18,2 млрд.тенге, что в 2,4 раза больше, чем в предыдущем году, 52,3% всей реализованной в 2010 году инновационной продукции приходится на Павлодарскую область. В 2012 году ситуация остается прежней.

Согласно ранжированию регионов по уровню инновационного развития Павлодарская область занимает первое место, с долей 34,1%, второе место занимает Карагандинская область с долей 14,8% и третье место Актюбинская область – 12,6%.

Однако, несмотря на увеличение объема инновационной продукции за 2007-2012гг. на 54,7%, уровень инновационной активности предприятий за этот же период в целом по республике увеличился менее, чем на 2 процента – с 4,8 до 5,7% в 2011 году и до 6,4% в 2012 году., причем в сырьедобывающей Атырауской области он составил 6,6%, а в Мангистауской - всего 1,1%. нновационная активность российских предприятий почти в два раза выше казахстанских.

Данное обстоятельство свидетельствуют о том, что Казахстан сильно зависим от зарубежных разработок и уже внедренных и используемых технологий, чтобы управлять и модернизировать свою индустриальную основу.

Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационной продукции занимала продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям - 81,2%, продукция подвергавшаяся усовершенствованию составила 6,2%, и прочая инновационная продукция - 12,6%.

В результате по-прежнему остаются не решенными такие проблемы, как (см.слайд 2):

-  существенное отставание геолого-разведочных работ от темпов их отработки;

-  относительно высокая энерго- и ресурсоемкость технологических процессов;

-  недостаточное развитие четвертого (прокат) и отсутствие пятого (готовые изделия) переделов в черной и цветной металлургии;

-  относительно высокий физический и моральный износ основных фондов;

-  низкая доля обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных и наукоемких производств;

-  низкая доля экспорта продукции обрабатывающих отраслей из-за её неконкурентоспособности на внешнем рынке сбыта;

-  относительно высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Исходя из этого, можно выделить стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики (см.слайд 3):   реализация которых обеспечит устойчивый и интенсивный экономический рост Казахстана и его регионов:

1.  Развитие секторов экономики, позволяющих создать эффективные и современные рабочие места для обеспечения занятости населения (туризм;  легкая промышленность; розничная торговля, бытовые услуги, ремонтные работы (включая автосервисы), услуги в области культуры и развлечений и т.п.), а также обеспечить условия для развития малого и среднего бизнеса.

2.  Модернизация базовых отраслей (добыча нефти и газа; горнорудная промышленность; черная и цветная металлургия;  сельское хозяйство; строительство; транспорт и энергетика) с целью повышения добавленной стоимости, производительности труда.

3.  Диверсификация экономики посредством опережающего создания новых высокопроизводительных рабочих мест, в секторах с потенциалом импортозамещения и экспорта (машиностроение и приборостроение; нефтехимическая промышленность; современная пищевая промышленность; строительные материалы и т.п.  

4.  Обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики, которые будут определять рост глобальной экономики в последующие 15-20 лет (высокотехнологичная медицина, биотехнологии; программное обеспечение, телекоммуникации и электроника; новые материалы; альтернативная энергетика и энергосбережение; экологические - «зеленые» технологии).  

5.  Модернизация системы образования и переподготовки кадров. развитие современной базы для «выращивания талантов», необходимых новой экономике; интенсивное развитие сектора профессиональных услуг (консалтинг, инжиниринг, финансовые услуги).

Выбор конкретных приоритетов и проектов научно-технической и инновационной политики требует глубоко обоснованного стратегического подхода.  

Во-первых, это касается направлений науки и техники, Недопустимо использование ограниченных средств государства на поддержку псевдоинноваций, В равной мере опасно концентрировать усилия на реализации изобретений и технологий, время для внедрения которых еще не пришло, и затраченные ресурсы десятилетиями не будут давать отдачи, окажутся омертвленными.

 Во-вторых, экономика Казахстана, как и каждого государства, ее структура, технологические потребности, имеющиеся научные заделы своеобразны и неповторимы. Пагубным и разрушительным может стать механический перенос даже самых эффективных технологий в отторгающую их среду. Значит, требуются тщательный отбор и адаптация тех направлений и элементов в науке и технологиях, которые наиболее плодотворны именно в нашей стране.

  В-третьих, важно учитывать нынешнее положение Республики Казахстан, пережившей за время рыночного реформирования затяжной и глубокий экономический кризис 90-х годов, технологическую деградацию.

В таких условиях тем болееважно переломить негативные тенденции, сформировать селективную научно-техническую и инновационную политику, учитывающую национальную специфику и особенности территориального развития, ориентированную на реализацию обоснованно выбранных приоритетов.

Заметим, что основы селективной политики не выработаны. Приоритеты развития науки и техники столь широки и неопределенны, что под них можно подвести любую НИОКР, любую инновацию, в том числе представляющие вчерашний, а то и позавчерашний день мировой науки и техники. Выбор критических технологий для реализации этих приоритетов тоже во многом случаен и слабо обоснован. Большая часть инвестиций в основной капитал не проходит технологической экспертизы и воспроизводит устаревшую, неконкурентоспособную технику и технологию, а средства, выделяемые на инновации, мизерны.

Поэтому нужны более жесткие подходы к определению технологических приоритетов, предлагаемых для государственной поддержки.

Рассмотрим основные критерии их выбора (см.слайд 4):

Прежде всего, следует иметь в виду необходимость формирования шестого технологического уклада и базовых инноваций, которые будут определять конкурентоспособность товаров и услуг на высокотехнологичном мировом рынке уже в ближайшие годы. Необходима также поддержка пятого уклада, сохраняющего значительный удельный вес в остальных секторах мирового, и особенно внутреннего, рынка.

Технологическая потребность производства должна исходить из следующих требований:

·  повышение уровня реальных доходов и улучшение качества жизни граждан, качественное улучшение образования и здравоохранения;

·  технологическая модернизация и замена основныхсредств, стоимость которых, согласно статистике, к началу 2012 г. составила 29,4 трлн. тенге, степень физического износа - 35,4%. Очевидно, что необходима программа модернизации основных средств на основе технологий пятого уклада с постепенным наращиванием доли шестого;

·  обеспечение ресурсосбережения и экологической безопасности, поскольку лучшие экономически эффективные природные ресурсы быстро истощаются, расходуются крайне неэффективно, расширение же производства приводит к росту загрязнения окружающей среды. Поэтому необходимо освоение принципиально новых материалов, безотходных и малоотходных, энергосберегающих технологий.

Следующий критерий приоритетности - наличие достаточного научного, изобретательского или конверсионного задела для освоения тех или иных базовых технологий. Оценка и отбор разработок новых поколений материалов, техники и технологий, изобретений должны осуществляться, а с принятием нового Закона РК «О науке» уже осуществляются на основе объективной и квалифицированной экспертизы.

Следующий критерий - социально-экономическая эффективность принципиально новой техники и технологии должна учитывать фактор времени. При выборе направлений и проектов индустриально-инновационной модернизации требуется определять следующие виды эффектов:

- прямой экономический (коммерческий) эффект в виде чистого дохода (чистой прибыли) за нормативные сроки эксплуатации техники, отнесенный к интегральным затратам в сферах производства, обращения и потребления за тот же период;

- бюджетный эффект (доходы бюджетов всех уровней в виде налогов, таможенных и иных платежей), отнесенный к затратам за счет бюджетов и предоставленным налоговым и таможенным льготам;

- объем полученной государством и другими собственниками природной ренты (за вычетом доли, включенной в налоги и таможенные платежи), отнесенный к величине вовлеченных ресурсов и интеллектуальной собственности;

- экологический эффект в результате комплексного использования, сбережения природных ресурсов (повышение коэффициента извлечения полезных ископаемых из недр, комплексности переработки сырья, сокращение потерь при транспортировке и переработке) и уменьшения загрязнения воздушного и водного бассейнов, отнесенный к затратам на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды;

- социальный эффект в виде затрат на повышение качества образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п., отнесенных к вложениям в человеческий капитал (бюджетным и внебюджетным затратам на социокультурную сферу).

Ожидаемый эффект определяется как методом прямого счета, так и с использованием экспертных оценок и поправочных коэффициентов. При этом принимается во внимание фактор времени (дисконтируются как эффект, так и затраты).

И, наконец, последний критерий - возможность обеспечения ресурсами приоритетных направлений науки, техники и технологий в период до 2020 г. с учетом ожидаемых темпов роста ВВП и источников для инноваций и инвестиций.

При этом важно оценивать несколько сценариев перспективного ресурсного обеспечения с учетом циклов и кризисов в мировой и отечественной экономике, и связанных с этим колебаний спроса, объема продаж и ресурсов.

Необходимо осуществление предварительной экспертизы для выбора приоритетных инновационных проектов с точки зрения их соответствия вышеперечисленным критериям отбора:

- соответствие целям Государственной Программы форсированного индустриального развития;

- эффективность реализации проекта (экономическая, бюджетная, экологическая, социальная);

- нацеленность проекта на поддержку 5 технологического уклада или формирование 6 технологического уклада;

- наличие научного задела для освоения базовых технологий.

Только в случае положительного заключения принимается решение об обеспечении инвестиционного проекта государственной поддержкой в виде налоговых льгот, грантов, льготных кредитов и т.п.

В результате успешной реализации данного механизма может быть решена проблема слабой ориентированности исследований и разработок на коммерческое применение.

Нами выделено ряд мер государственного регулирования экономики по обеспечению организационных, кадровых и нормативно-правовых условий (см.слайд 5):, которые определяют возможность осуществления эффективной индустриально-инновационной модернизации в стране и ее регионах и на ее основе рост экономики и благосостояния населения:

·  государственная поддержка развития прогрессивных отраслей и производств обрабатывающей промышленности;

·  государственная поддержка эффективного бизнеса;

·  государственное стимулирование эффективного использования научного потенциала и реализации инноваций, ICT-технологий;

·  дальнейшее увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;

·  более широкое использование механизмов возвратного и паритетного финансирования при поддержке прикладных работ, имеющих коммерческую значимость;

·  формирование механизмов долевого государственного участия в финансировании коммерческих научно-технических разработок;

·  развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков;

·  стимулирование трансферта технологий.

Однако возможности модернизации определяются не только мерами и механизмами государственного регулирования, наличием организационных и институциональных предпосылок, но и стартовыми условиями социально-экономического развития страны и ее регионов.

Поэтому необходимо оценить сложившийся потенциал и ограничения индустриально-инновационной модернизации Казахстана и его регионов. Достигнутый в стране в последние годы стабильный экономический рост создает благоприятные условия для осуществления прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны и модернизации промышленности на новой технологической основе. Об этом свидетельствует динамика важнейших макроэкономических показателей (см.слайд 6):

Динамика основных макроэкономических показателей Казахстана за 2000-2011гг.

2000г.

2005г.

2008г.

2011г.

2011г.в % к 2000г.

ВВП на душу населения, доллары США

1 229,0

3 771,3

8 513,5

13100,0

в 10,65 раз

Уровень безработицы, %

12,8

8,1

6,6

5,4

на 7,4 % пункта

Валовый приток иностранных прямых инвестиций, млн. долл

2 781

6 619

19 760

19 017

в 6,8 раз

Инвестиции в основной капитал, млн. тенге

595664

2 420 976

4 210 878

в 7,8 раз

Внешнеторговый оборот, млн. долларов США

13852,2

45 201,5

109 072,5

126 212,7

в 9,1 раз

Коэффициент нищеты, в %, определяемый из расчета 1 доллара США в день (ППС) / Глубина бедности

10,3

7,5

2,3

1,1

Снизился в 9,36 раза

Число абонентов сотовой связи, на 100 человек, чел.

-

35,6

102,6

118,9

в 3,34 раза

Количество пользователей Интернета на 100 человек, чел.

-

4

15,1

31,6

в 7,95 раз

Казахстан, достиг значительных успехов в обновлении национальной экономики. Развитие рыночных институтов, финансового сектора, распространение современных средств связи и телекоммуникаций, приход иностранного капитала привели к тому, что Казахстан вошел в число мировых лидеров по темпам роста ВВП, которые в 2011 г. составили 7,5 %, а в 2012г. – 6,0%, растут инвестиции в экономику (4653,5млрд т. в 2011г.), существенно снизилась безработица за счет создания новых рабочих мест и составила  5,4 %.

В 2012г. по оценкам Всемирного экономического форума экономика нашей страны укрепилась, она впервые за последние 5 лет заняла 51-ю позицию по  индексу глобальной конкурентоспособности среди 144 стран мира. То есть уровень конкурентоспособности Казахстана только за один год повысился сразу на 21 пункт. Для сравнения: Россия  заняла 67-е  место, Таджикистан – 100 и Қырғызстан  127места. Для Казахстана характерны высокие темпы ВВП и его душевой уровень по сравнению с Цетрально-Азиатскими странами (см.слайд 7,8).

Анализ основных экономических показателей в разрезе регионов Казахстана также показывает положительную динамику (см.слайд 9):

Динамика основных показателей развития регионов Казахстана за 2007-2011гг.

Рост в 2011г. по сравнению с 2007г., в %

ВРП

ВРП на душу населения

Инвестиции в основной капитал

Наличие основных средств

Республика Казахстан

212,7

200,1

147,7

210,8

Акмолинская

199,7

203,5

119,1

248,3

Актюбинская

211,1

194,8

171,5

208,1

Алматинская

233,6

195,3

261,4

222,9

Атырауская

270,2

252,3

140,9

171,9

Западно-Казахстанская

203,5

215,5

91,5

192,6

Жамбылская

231,5

229,3

356,1

219,0

Карагандинская

208,1

207,4

166,6

176,0

Костанайская

207,4

206,6

156,3

233,1

Кызылординская

213,6

184,1

215,7

246,3

Мангистауская

235,6

172,4

147,0

259,5

Южно-Казахстанская

233,9

219,2

214,7

264,3

Павлодарская

233,1

257,6

159,8

202,7

Северо-Казахстанская

209,9

233,7

185,0

197,0

Восточно-Казахстанская

194,1

206,6

190,9

214,9

г.Астана

202,6

150,7

134,8

225,0

г.Алматы

181,8

166,8

84,3

225,8

Как видно из слайда 8, валовой региональный продукт (ВРП) и валовой региональный продукт на душу населения за анализируемые 5 лет во всех регионах Казахстана увеличился  в среднем вдвое, и это,  не смотря на то, что за базу сравнения выбран докризисный 2007г. Такая устойчивая положительная динамика свидетельствует о существенном возрастании возможностей для инновационно-технологической модернизации страны.

Однако стартовые уровни регионов Казахстана существенно разнятся. Устойчивой тенденцией развития Казахстана является усиление территориального экономического неравенства. Одной из главных причин является экспортно-сырьевой тип экономического роста, неизбежно усиливающий внутренние диспропорции развития.

В развитии нашей страны имеются жесткие ресурсные, инфраструктурные и институциональные ограничения,

Казахстан не входит в число стран с благоприятными условиями хозяйствования. Контрасты условий жизни в городах и за их пределами, недостаточная социальная и пространственная мобильность людей оборачиваются значительным социальным расслоением общества, что сдерживают развитие страны.

О сохранении ведущей тенденции развития Казахстана - росте регионального неравенства свидетельствует тот факт, что экономика республики концентрируется в ограниченном числе регионов с особыми преимуществами. На долю шести ведущих регионов Казахстана (Атырауская, Карагандинская, Мангистауская, Восточно-Казахстанская области и гг. Астана и Алматы) приходится около 60% ВРП (см.слайд 10).

В этой ситуации Президентом страны в его Послании народу Казахстана поставлена задача создания «…новых эффективных механизмов выравнивания социально-экономических условий в регионах».

Мировая практика показывает, что в условиях догоняющего развития практически нереально ставить задачи равномерного развития всей территории. По мере модернизации экономики догоняющих стран нарастают пространственные различия в уровне развития.

Дилемма в странах догоняющего развития –стимулировать «полюса роста» или продолжать выравнивающую политику,решается в пользу первого типа региональной политики. В результате появляются анклавы модернизации, но наряду с ними существует и отсталая периферия.

В территориальном развитии Казахстана в последнее десятилетие наблюдаются аналогичные тенденции.

В то же время в Казахстану сохраняется традиционная выравнивающая политика государства. Полного отказа от нее не произошло в отличие от большинства стран догоняющего развития. Поэтому не наблюдается катастрофического разрыва в темпах роста наименее развитых регионов и динамично развивающихся сильных регионов. Это, правда, в определенной мере объясняется эффектом низкой базы.

Сформировавшиеся в Казахстане регионы-лидеры роста конкурентоспособности можно разделить на два типа: крупнейшие агломерации страны с крупными городами и ресурсодобывающие регионы с быстрым ростом добычи нефти (Атырауская, Актюбинская, Мангистауская области). Отсутствуют в республике и регионы с высокотехнологичными отраслями машиностроения.

В региональном развитии сложились устойчивые инвестиционные приоритеты: Существующая бюджетная и индустриальная политика не всегда стимулирует развитие основных «точек роста» страны, их экономические ресурсы перераспределяются. В результате замедляются диффузия экономического роста естественным путем – от крупных центров к менее крупным, а затем и на периферию.

К сформировавшимся или формирующимся зонам (центрам) роста в Казахстане можно отнести несколько регионов.

  - крупнейшие республиканские города с наиболее устойчивым ростом на основе агломерационного эффекта, обеспечивающего приток населения и инвестиций;

  - крупные многофункциональные города – центры регионов, их рост обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств, но все слабее поддерживается миграционным потоком населения и пока не получает значительных инвестиций;

- ведущие сырьевые регионы, нефтегазовые и металлургические, рост которых менее устойчив и зависит от конъюнктуры цен на сырье, но значительные бюджетные ресурсы позволяют поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру, и привлекают миграционные потоки. Развитие этих регионов в наибольшей степени зависит от стратегий крупных компаний, поддержанных бюджетными инвестициями в развитие инфраструктуры.

В новых условиях, сложившихся под влиянием глобальных экономических процессов и нарастающих глобальных вызовов, новая региональная политика, должна строится на следующих принципах  (см.слайд 11).

Во-первых, переносом акцента с государственных, безвозмездных субсидий на поддержку децентрализованных инициатив на уровне местных органов власти и самоуправления. Такая политика себя оправдала и дала положительный результат, например, в Италии, Китае.

Во-вторых, стимулированием и поддержкой роста в беднейших регионах, что нашло отражение в активной региональной политике Бразилии, имевшей эффект в относительно бедных северо-восточных регионах страны.

В-третьих, применением комплексного подхода, обеспечивающего использование  конкурентных преимуществ региона и страны и содействие развитию региональных "точек роста". При таком подходе  наибольшее внимание уделяется инвестициям в инновации и научно-техническую сферу, в человеческий капитал, поскольку такие вложения дают наибольшую отдачу.

В-четвертых, в настоящее время в условиях глобализации мировой экономики получил распространение достаточно широкий подход к формированию состава производительных сил, куда, наряду с традиционными элементами, включаются новые, такие как информационные, институциональные, организационные, географическое положение и др..

Перечисленные подходы к осуществлению региональной политики направлены на структурную и инновационно-технологическую модернизацию хозяйства регионов, устойчивый экономический рост, создание условий для выравнивания социально-экономического развития и обеспечение экологической безопасности.

Главными задачами новой региональной политики должны стать (см.слайд 12).

:

- укрепление целостности экономического пространства на основе интенсификации межрегиональной кооперации и эффективного сотрудничества с сопредельными странами и их региональными группировками;

- обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе эффективного использования их человеческого, природно-ресурсного, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества;

- сближение регионов по уровню экономического и социального развития, главным образом путем стимулирования экономического потенциала отставших регионов.

Основными мерами по устранению препятствий на пути инновационного развития регионов должны быть (см.слайд 12):

Ø  Ликвидация административных барьеров для бизнеса (прозрачное таможенное, налоговое администрирование, упрощенные процедуры выделения земли, регистрации начала бизнеса, государственных закупок и других контрольно-разрешительных функции государства).

Ø  Создание конкурентоспособного бизнес-климата  (технические регламенты и стандарты, демонополизация рынков и развитие конкуренции, сильные бизнес-ассоциации и профсоюзы, торгово-промышленные палаты).

Ø  Продолжение реформ государственного управления в образовании, науке, в сферах технического регулирования, защиты конкуренции, интеллектуальной собственности, налоговой, амортизационной, таможенно-тарифной политике.

Ø  Совершенствование законодательства, более качественное нормативно-правовое регулирование, осуществляемое в партнерстве с бизнесом, оптимизация отраслевых программ развития. 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?