Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Сейфуллин Сакен

Сейфуллин Сакен - e-history.kz
Имя Сейфуллин Сакен
Дата рождения 1894
Место рождения Кочевой аул в Акмолинском уезде (ныне Карагандинская область)
Дата смерти 1938
Место смерти Алма-Ата
Основоположник современной казахской литературы, поэт и писатель, государственный деятель, видный член Коммунистической партии большевиков.

СЕЙФУЛЛИН Сакен (Садуакас) (15.10.1894 — 25.02.1938) — писатель, один из основоположников современной казахской литературы, государственный деятель. Родился на зимовье Карашилик ныне Шетского района Карагандинской области.

Образование получил в Нильдинской русско-казахской школе (1905 — 1908), начальной приходской школе (1908 — 1910). Окончил Акмолинское училище (1910 — 1913), Омскую учительскую семинарию (1913 — 1916).

В 1914 году в Казани вышел его первый сборник стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни»).

Деятельность Сейфуллина в области литературной критики началась в журнале «Манас» (1914).

Сейфуллин работал учителем русского языка в ауле Силеты-Бугылы, писал стихи в поддержку национально-освободительного восстания 1916 в Казахстане.

В 1917 году после Февральской революции переехал в Акмолинск (ныне г. Астана), писал стихи, создал организацию «Жас қазақ» («Молодой казах»), участвовал в выпуске газеты «Tipшiлiк», входил в казахскую молодежную организацию «Бирлик» («Бiрлік»).

Пишет одно из первых произведений прозы о судьбе казахской женщины — рассказ «Жубату» («Утешение», 1917).

В декабре 1917 был избран членом Акмолинского Совдепа, назначен комиссаром просвещения.

В 1917 году публикует пьесу «Бақыт жолында» («Путь к счастью», 1917) — произведение в жанре драматургии, призывающее народ к революционной борьбе.
В июне 1918 году в Акмолинске после военного переворота был арестован, попал в «вагон смерти» атамана Анненкова. Был отправлен в Омскую тюрьму, из которой совершил побег (03.04.1919). После побега вернулся в родной аул, затем перебрался в Аулие-Ата (ныне Тараз).

В 1920 вернулся вновь в Акмолинск, где был назначен заместителем председателя исполкома и заведующим административного отдела.
На первом Учредительном съезде Советов Казахстана (04.10.1920, г. Оренбург) избирается членом Президиума ЦИК КАССР.

В 20-е годы Сейфуллин — редактор газеты «Еңбекші қазақ" («Трудовой казах»), журнала «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан»), заместитель наркома просвещения.
Выход в свет его пьеса «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы», 1920)

На 3-м съезде Советов Казахстана (1922) Сейфуллин избран председателем Совнаркома КАССР, член ВЦИК, член Президиума КазЦИК.

Являлся председателем научного центра при Наркомпросе КАССР (07.04.1925), руководителем Ассоциации пролетарских писателей Казахстана (12.06.1925), редактором журнала «Әдебиет майданы» («Литературный фронт»). Преподавал в Кызылординском институте народного просвещения, Институте журналистики в Ташкенте, КазПИ в Алма-Ате.

Его статьи 20-х годов «Әдебиет һәм оның бағыттары» («Литература и её направления», 1922), «Асау тулпар туралы» («О неукротимом тулпаре», 1923), «Қазақ әдебиетінің қысқаша тарихы» («Краткая история казахской литературы», 1924) пользуются популярностью и находят своего читателя.

В 1922 году в Оренбурге вышел сборник стихов «Асау тулпар» («Неукротимый конь»), отдельными книгами изданы поэмы «Домбыра» («Домбра», 1924), «Советстан» (1924), «Экспресс» (1926).

Произведения («Аққудың айрылуы» — «Лебединый плач расставания», «Ақсақ киiк» — «Хромой сайгак», «Сыр сандық« — «Желание души», «Отарба терезесінен» — «Из окна вагона» и другие) посвящены родной степи, внутреннему миру человека, чистой любви и радости жизни.

Сейфуллин — новатор в поэзии, творчески переработав поэтические традиции казахского народа, коренным образом обновил, форму и содержание казахской поэзии, ввел в неё новые темы и образы. Внес изменения в области стиха, преобразовал его строфику, ритмику, синтаксис, интонацию.

Опубликован историко-мемуарный роман «Тар жол, тайғақ кешу» («Тернистый путь», 1927). В нем Сейфуллин показывает борьбу казахского народа против царизма, его участие в революции, борьбу за установление советской власти в Казахстане.
Пишет повесть «Жер қазғандар» («Землекопы», 1927). Публикует статьи «Әдебиет майданында» («На литературном фронте», 1928), «Koшпeлi дәуірдегі казак әдебиет куйлерінен» («Кюи из казахской литературы кочевой эпохи», 1929). Заканчивает произведение «Кокшетау» («Кокшетау», 1929).

Много внимания уделяет сбору памятников казахского фольклора, их исследованию и публикации. Классифицирует их по жанрам, дает им научный анализ, не утративших до сих пор своего значения.

При участии Сейфуллина вышли сборники: «Казақтың ecкі әдебиеті нұскалары» («Образцы древней казахской литературы», 1931), казахский вариант поэмы «Лейли и Меджнун», книги «Қазақ әдебиeті» («Казахская литература», 1932), «Батырлар жыры» («Батыры», 1933), произведения И. Алтынсарина, «Ақан сери — Ақтоқты».

Поэмы «Альбатрос» (1933) и «Қызыл ат» («Красный конь», 1934) показывают позицию поэта к общественным явлениям происходящим в обществе. В поэме «Красный конь» Сейфуллин принципиально оценивает перегибы в ходе коллективизации сельского хозяйства в Казахстане 30-х годов.

В 30-е годы участвовал в дискуссиях по острейшим проблемам литературной жизни, выступал на 1-м съезде писателей Казахстана (1934) и 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934).

В 1935 году выпускает прозу «Айша» (1935), повесть «Жемicтер («Плоды», 1935). Участвует в выпуске школьных учебников по казахской литературе.
Сейфуллин внес вклад в подготовку литературных кадров. Он поддерживал таких писателей, как Б. Майлин, С. Муканов, Г. Мусрепов, Г. Мустафин, Т. Жароков и др. С его помощью публиковались их первые книги, которые Сейфуллин сам редактировал и сопровождал предисловием.
Школу литературного мастерства у Сейфуллина прошли писатели М. Каратаев, К. Бекхожин, Ж. Саин и др.

Произведения Сейфуллина публиковались на многих языках мира. Он — первый казахский писатель, удостоенный ордена Трудового Красного Знамени.
Оставил незаконченные романы «Біздің тұрмыс» («Наша жизнь») и «Сол жылдарда» («В те годы») повествующие о жизни современников.
В 1938 году репрессирован. Расстрелян в Алматы. Реабилитирован (1958, посмертно).

В 1985 году в Целинограде (ныне Астана) создан Мемориальный музей Сакена Сейфуллина. В честь Сейфуллина в Казахстане названы театры, школы, библиотеки, улицы. В честь Сейфуллина в Акмоле (г. Астана) установлен памятник (скульптор Ю. Буштрук). Его имя носит Государственный Аграрный университет (г. Астана), областная библиотека, улица, совхоз в Шортандинском районе Акмолинской области и другие.
О нем написано множество художественных произведений: пьеса С. Муканова «Сәкен Сейфуллин», повесть Г. Мусрепова «Кездеспей кеткен бip бейне» («Однажды и на всю жизнь»), поэмы А. Тажибаева, А. Токмагамбетова, К. Бекхожина; литературоведческие исследования М. Каратаева, Б. Исмаилова, С. Кирабаева, Т. Какишева, Г. Серебряковой и др.

Литература
Казахстан. Национальная энциклопедия. Т. 4. / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2006 — 560 с. — С. 521 — 522.
Акмола: Энциклопедия. — Алматы: Атамұра, 1995, — 400 с. — C. 372


[1] Лит.: Кирабаев С. Сәкен Сейфуллин. - А.-А., 1964: Кәкiшев Т. Қызыл сұңқар - А.-А., 1968; Сатпаева Ш.К.,Адибаев Х.А. Казахская литература. - А., 1993. - С. 140 – 147; Джуанышбеков Н.СакенСейфуллин. Очерк жизни и творчества. - А., 2000.

[1]Сочинения С.Сейфуллина: Тернистый путь. - А.-А., 1964. Стихотворения и поэмы. - М., 1959; Повести и рассказы. - А.-А., 1959. 
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?