
Начало XX века стало временем крушения старых империй и зарождения новых государств. На этом фоне в политической жизни Центральной Азии появилась заметная, но трагически известная личность — Энвер-паша. Его фигура крайне противоречива: одни видят в нем героя, другие — зловещую тень. Тем не менее, он бесспорно повлиял на историю региона, став олицетворением эпохи великих потрясений.
Исмаил Энвер, родившийся в Стамбуле в 1881 году, проявил себя как амбициозный военный и политический деятель Османской империи. Его карьера стремительно развивалась, во многом благодаря активному участию в движении младотурок и ключевой роли в революции 1908 года, направленной на модернизацию страны и восстановление конституционного правления. К 1913 году Энвер достиг поста военного министра и стал одной из трех доминирующих фигур (триумвират вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой), фактически управлявших Османской империей. Будучи приверженцем идей пантюркизма (объединения всех тюркских народов) и панисламизма, он сыграл решающую роль во вступлении Турции в Первую мировую войну на стороне Центральных держав. Это решение имело катастрофические последствия для империи.
После поражения Османской империи в 1918 году и подписания Мудросского перемирия Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша бежали в Германию. На родине османский военный трибунал заочно приговорил их к смертной казни за втягивание страны в войну и их роль в геноциде армян.
В 1919 году в Берлине Энвер-паша установил контакт с представителем Коминтерна Карлом Радеком. Лишенный поддержки и опасаясь выдачи союзникам, Энвер принял предложение о сотрудничестве с большевиками и в начале 1920 года прибыл в Москву. Он предлагал советскому руководству свои услуги по созданию прокоммунистического «Мусульманского союза», обещая установление контроля над Азией. Однако его истинные цели были связаны с реализацией пантюркистских амбиций – созданием великого тюркского государства на территориях бывшей Российской империи, Афганистана и Восточного Туркестана. Советское правительство, в свою очередь, рассчитывало использовать авторитет Энвера для борьбы с басмачеством и укреплением своей власти.
Египетская иллюстрация совместного противодействия Энвера-паши и Мустафы Кемаля-паши Севрскому договору 1920 года (по: Orhan Koloğlu, Gazi’nin Çağinda İslam Dünyasi, - İstanbul: Boyut Yayıncılık, 1994, С. 111.
Прибыв в Бухару в 1921 году, Энвер-паша быстро изменил свои планы и перешел на сторону басмачей – широкого и неоднородного движения сопротивления местного населения против установления советской власти. Басмачество, зародившееся как реакция на политику советского правительства, к моменту появления Энвера характеризовалось разрозненностью и отсутствием единого командования.
Появление столь авторитетной фигуры, как Энвер-паша, с его военным опытом и международной известностью, вдохнуло в движение новую энергию. Он быстро стал одним из ключевых лидеров, стремясь объединить разрозненные отряды под знаменем пантюркизма и создать единый Туркестан. Под его руководством басмаческое движение достигло своего пика, одержав ряд первоначальных успехов, включая взятие Душанбе в 1922 году. Он даже направил ультиматум Москве, провозгласив себя «главнокомандующим Бухары, Хивы и Туркестана» и потребовав вывода советских войск из Туркестана.
Рукописная карта Туркестана, созданная Энвером, опубликована в статье «Şarki Buhara vekazi» // Liwa-el-Islam, № 11-12, 01.08.1922 г. – С.49. (https://thelausanneproject.com/2022/08/04/enver-enigma/)
Однако его пантюркистские цели не всегда находили поддержку у местных лидеров басмачей, таких как влиятельный курбаши Ибрагим-бек, который первоначально отнесся к Энверу с подозрением и даже арестовал его. Ибрагим-бек, считавший Энвера представителем чуждого джадидизма и союзником большевиков, сообщил о нем свергнутому бухарскому эмиру Сеиду Алим-хану в Кабул. Эмир, рассчитывая использовать военный опыт Энвера, назначил его своим наместником (наибом) в Восточной Бухаре, а Ибрагим-бека – его первым помощником. Тем не менее, трения сохранялись, подрывая единство движения. Османский военный опыт Энвера не всегда соответствовал сложной племенной и социально-политической реальности Центральной Азии.
Непосредственная деятельность Энвер-паши была сосредоточена в южных районах Туркестана, в частности на территории Бухарского эмирата, которая сегодня входит в состав Узбекистана и Таджикистана. Территории, впоследствии вошедшие в состав Казахстана, находились севернее основных центров басмаческого движения, возглавляемого Энвером.
Тем не менее, влияние басмачества, активизированного Энвер-пашой, косвенно ощущалось и на казахских землях. Восстание 1916 года, предшествовавшее появлению Энвера, уже продемонстрировало существовавшее сопротивление колониальной политике в регионе. Хотя прямая связь между руководством Энвера и сопротивлением в казахских степях могла быть не столь очевидной, его фигура как символ антисоветской борьбы могла вдохновлять отдельные группы. Есть свидетельства участия казахов в басмаческих выступлениях в соседних регионах, что говорит о трансграничной солидарности и общем недовольстве советской властью.
Более широкое басмаческое движение, в котором Энвер-паша играл заметную роль, внесло свой вклад в общее сопротивление советской власти в Центральной Азии. Это, в свою очередь, могло повлиять на политику, проводимую Советами в Казахстане, возможно, заставляя их действовать с большей осторожностью.
Карта южного Туркестана. Источник: https://www.loc.gov
Советское командование предприняло решительные меры. В регион были переброшены значительные силы Красной армии, включая 11-ю кавалерийскую дивизию, 28-ю отдельную стрелковую бригаду и другие части. Прибыли высокопоставленные советские деятели, такие как С.С. Каменев (главком РККА), Я.Х. Петерс (ОГПУ) и С. Орджоникидзе (ЦК РКП(б)). Орджоникидзе в телеграмме в Москву отмечал: «Положение в Бухаре можно характеризовать почти всеобщим восстанием в Восточной Бухаре; оно по здешним данным приобретает организованный характер под руководством Энвера. Назреванию восстания способствовала деятельность нынешнего правительства, полное отсутствие деловитости его и мародерство, лишение снабжения и обмундирования наших частей…».
Несмотря на первоначальные успехи и попытки Энвера создать централизованную армию (к марту 1922 года он собрал до десяти тысяч бойцов и получил некоторое вооружение из Афганистана), силы были неравны. С мая 1922 года части Туркестанского фронта под командованием В.И. Шорина перешли в контрнаступление. Отряды Энвер-паши потерпели ряд поражений (под Вабкентом, Гиждуваном, Байсуном), и многие басмачи откололись от него. В июне Ибрагим-бек также нанес удар по силам Энвера в Локайской долине. 14 июля Красная армия заняла Душанбе.
4 августа 1922 года (по некоторым данным, 8 августа) Энвер-паша был убит в бою с частями 8-й кавалерийской бригады РККА под командованием Я.А. Мелькумова в районе Бальджуана на территории современного Таджикистана. Его гибель стала тяжелым ударом для басмаческого движения, хотя очаги сопротивления сохранялись до начала 1930-х годов.
Историческая оценка Энвер-паши остается крайне противоречивой. Для одних он – герой пантюркизма, борец за свободу и независимость тюркских народов. Другие видят в нем авантюриста, чьи непомерные амбиции привели к гибели множества людей и усугубили трагедию целых народов. Действия, совершенные им в Османской империи, вызывают множество вопросов и острую критику, являясь неоднозначным этапом его жизни.
В контексте истории Казахстана прямое влияние Энвер-паши было, вероятно, ограниченным. Однако его недолгое, но яркое участие в басмаческом движении стало частью общего контекста сопротивления советской власти в Центральной Азии. Это сопротивление, в свою очередь, косвенно повлияло на формирование советской политики в регионе и на развитие национального самосознания народов, включая казахский.
Энвер-паша остается сложной и многогранной фигурой, чья жизнь и деятельность отражают всю трагичность и противоречивость переломной эпохи. Его звезда, ярко вспыхнувшая на Востоке, угасла в степях Центральной Азии, оставив после себя шлейф легенд, споров и незаживающих исторических ран. Его наследие продолжает вызывать дискуссии, переплетаясь с более широкой историей антиколониальной борьбы и формирования национальных идентичностей в регионе.