
Весной 1931 года на территории Казахстана начался массовый исход населения, вызванный политикой коллективизации и принудительных мясозаготовок. Вследствие этого крупные казахские роды, в том числе адаевцы и табыны, покинули места своего традиционного проживания. Их миграционные потоки были направлены на юг, в туркменские Каракумы, с целью избежать нехватки продовольствия и политических преследований. На территории Туркменистана значительная часть казахских беженцев присоединилась к местному вооруженному сопротивлению (басмачеству), став существенным фактором в его активизации.
Начало XX века принесло Центральной Азии кардинальные перемены. Распад Российской империи, Гражданская война и приход советской власти сопровождались не только лозунгами о свободе, но и жесткими методами переустройства традиционного быта. Для кочевых и полукочевых народов Казахстана и Туркменистана, чья жизнь строилась вокруг скота, родоплеменных связей и ислама, новая политика стала катастрофой. Изъятие скота, разрушение устоев и антирелигиозная пропаганда воспринимались как посягательство на саму суть народного бытия.
Именно это отчаяние и гнев побудили казахские роды, в первую очередь Табын и Адай, к массовому исходу весной 1931 года. Они двигались в Туркменистан, Каракалпакстан, пытаясь достичь Ирана и Афганистана. Это было бегство целого народа. Попытки властей остановить эти потоки привели к вооруженным восстаниям в Табынском, Мангышлакском и других районах Казахстана, где повстанцы атаковали представителей новой власти и пытались захватить Форт-Александровск.
Оказавшись на чужой земле, казахские беженцы не растворились среди туркменского большинства. Напротив, они сыграли ключевую, а порой и ведущую роль в финальной стадии туркменского басмачества. Казахские лидеры, как курбаши Бекеш Дерметхан (Дерментаев), быстро нашли общий язык с вождями туркменских племен йомудов, вдохнув в сопротивление новую силу и привнеся свой боевой дух и организационный опыт. Аналитический материал ОГПУ Туркменской ССР от 25 сентября 1931 года подтверждает, что откочевка казахских баев-скотоводов в Туркменистан послужила для местных йомудских баев наглядным примером грядущего раскулачивания и стала одним из основных толчков, побудивших их к выступлению. Уже в апреле 1931 года казахские вооруженные отряды продемонстрировали высокую боеспособность в столкновениях с Красной армией, например, в трехдневном бою с отрядом 85-й дивизии ОГПУ под командованием Цетлина в Северном Туркменистане, где обе стороны понесли тяжелые потери. Фактически, казахи подтолкнули йомудских туркмен к более активной вооруженной борьбе, став ее организующим ядром.
На фотографии предположительно изображен Бекеш Дерметхан, известный как курбаши казахских басмачей. Однако точно установить личность Бекеша Дерметхана среди присутствующих на снимке затруднительно.
Ключевой фигурой казахского сопротивления в Туркменистане был курбаши Бекеш Дерметхан. Суровый и решительный человек, запечатленный на фотографии, он вел переговоры с советскими властями, пытаясь найти компромисс, но безуспешно, так как новая власть не была настроена на диалог с «контрреволюционными элементами». По данным ОГПУ, Бекеш Дерментаев и его сын Омар были крупными баями (у Бекеша насчитывалось 200 породистых кобылиц на колодце Чагыл) и пользовались огромным авторитетом среди казахов, возглавляя до 1000 казахских хозяйств со 156 вооруженными бойцами. Бекеш Дерментаев входил в Совет 15 старейшин (аксакалов), руководивший объединенным казахско-йомудскими силами.
reddit.com
В апреле 1931 года в районе Красноводска произошло восстание, быстро охватившее значительные территории. По данным ОГПУ, отправной точкой послужил разгром отряда 85-го дивизиона у колодца Каймат 6 апреля.
Согласно отчетам ОГПУ, в этих событиях заметную роль сыграл добровольческий отряд йомудов под командованием Сережникова. Распространение слухов об арестах йомудских баев, последовавших за арестами казахских, предположительно, спровоцировало нападение на дивизион с целью освобождения задержанных. В нападении, как сообщается, участвовали бехалькинцы и перекочевавшие казахи.
Вслед за этим, 22 апреля, повстанческие силы обрушились на населенный пункт Ходжа-Су. По данным ОГПУ, при активном содействии местного населения были сожжены постройки и разграблены склады, ущерб от которых составил 40 000 рублей. Спустя несколько дней, 27 апреля, та же участь постигла и промыслы треста «Карабугазсульфат».
ОГПУ отмечало, что после апрельских событий казахско-йомудская группировка осуществляла действия в северо-восточной части Красноводского района. Эти действия включали уничтожение советской инфраструктуры, разграбление промыслов. С июля того же года группировка, как сообщается, вновь заняла район, совершая нападения на Казанджик, вызывая крушения поездов, грабя и сжигая Ягманские копи, а также разрушая железнодорожное полотно.
Несмотря на отчаянное сопротивление, силы были неравны. Против повстанцев, насчитывавших, по данным ОГПУ на конец июля, около 1428 казахских и туркменских басмачей в районах Красноводска, Казанджика и Коймата, были брошены значительные силы Красной армии, включая регулярные части, отряды ОГПУ, моторизованные и механизированные подразделения. К сентябрю 1931 года основные силы казахских повстанцев были разгромлены. Сотни участников были арестованы, но часть сумела уйти за границу – в Афганистан и Иран.
reddit.com
Последствия этих событий для казахского народа были катастрофическими. Речь идет не только о подавленном восстании, но и о последовавшем массовом исходе: по данным на 1931-1932 годы, Казахстан покинуло 1 миллион 30 тысяч человек, из которых более 600 тысяч мигрировали безвозвратно, найдя приют в Китае, Монголии, Афганистане, Иране и Турции. За этими цифрами стоят неимоверные человеческие трагедии: потеря родины, гибель в пути, разрушенные семьи.
Казахско-туркменское басмачество 1931 года, и особенно значительное участие в нем казахских мигрантов, стало актом отчаяния, вызванным политикой, не считавшейся с вековыми устоями и жизненными интересами народов. Это история о том, как люди, загнанные в угол, взялись за оружие, и как беженцы, искавшие спасения, возглавили сопротивление на чужой земле. Подробный анализ ОГПУ, несмотря на идеологическую окраску, предоставляет ценные факты о масштабах движения, его причинах и трудностях борьбы, подтверждая ключевую и трагическую роль казахских мигрантов в этих событиях. Объективное изучение этих сложных страниц прошлого необходимо для понимания всей многогранности нашей общей истории.