Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Первый съезд казахских ученых: исторический поворот в становлении национальной науки

1378
Первый съезд казахских ученых: исторический поворот в становлении национальной науки - e-history.kz

13 июня 1924 года Оренбург, в ту пору административный центр молодой Казахской АССР, стал свидетелем события, которому суждено было войти в анналы истории, как точка интеллектуального кипения. Первый съезд казахских ученых стал тем горнилом, где в пламени жарких дискуссий был отлит фундамент национальной науки, кодифицирован язык и определены контуры будущего просвещения целого народа.

Начало 1920-х годов время тектонических сдвигов для казахской степи. Отгремели бури революции и Гражданской войны, прошло национально-государственное размежевание. На обломках старого мира рождалась новая реальность, и в этой реальности казахскому народу предстояло заново обрести и утвердить свою идентичность. В авангарде этого сложнейшего процесса встал цвет нации  интеллигенция, в значительной степени представленная деятелями движения Алаш. Несмотря на идеологические разногласия и шаткое положение в новой советской системе, они были движимы единой целью  работать во благо своего народа.

Именно из этой атмосферы, из острой потребности в консолидации интеллектуальных сил и родилась идея созыва всеказахского научного курултая. Инициатором выступил академический центр при Народном комиссариате просвещения, создав площадку для диалога, который определил судьбу нации на десятилетия вперед.

Съезд собрал поистине выдающихся личностей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Казахстана. Под его сводами собрались титаны мысли: реформатор письменности и основоположник лингвистики Ахмет Байтурсынов, признанный лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов, пламенный поэт и публицист Миржакип Дулатов, эрудит и ученый Халел Досмухамедов, блестящий лингвист и дипломат Назир Торекулов. Рядом с ними в работе участвовали педагоги, литераторы и исследователи со всех уголков республики. Присутствие делегатов от братских башкирского и кыргызского народов лишь подчеркивало общность культурных вызовов, стоявших перед тюркским миром.

Повестка съезда была не просто насыщенной – она была стратегической. В эпицентре интеллектуальных баталий оказался вопрос о реформе казахского алфавита. Ахмет Байтурсынов представил свой гениальный проект «төте жазу» – реформированную арабскую графику, максимально адаптированную к фонетической особенности казахской речи. И хотя звучали смелые предложения о переходе на латиницу, съезд поддержал концепцию Байтурсынова. Это решение стало прорывом: оно дало мощный импульс книгопечатанию, позволило запустить массовый выпуск газет и, что самое важное, – первых стабильных учебников на родном языке. Параллельно была заложена основа научной терминологии, без которой немыслимо развитие ни одной отрасли знания.

Делегаты съезда, понимая непреходящую ценность устного народного творчества как носителя исторической памяти и национального духа, приняли резолюцию о его систематическом сборе, изучении и публикации. Это решение стимулировало организацию этнографических и фольклорных экспедиций по всему Казахстану. Благодаря этой работе были спасены от забвения и записаны многочисленные образцы героического эпоса, обрядовых песен, сказок и легенд, которые и сегодня составляют золотой фонд казахской культуры.

Логичным продолжением этих решений стало пристальное внимание к народному просвещению. Делегаты подчеркнули жизненную необходимость в создании единых учебных программ и обеспечении школ качественной литературой, способной воспитать новое поколение грамотных и мыслящих граждан.

По своей сути, Первый съезд казахских ученых стал прообразом будущей Академии наук Казахстана. Он впервые на таком высоком уровне поставил вопрос о необходимости системных научных исследований в различных областях – от гуманитарных до естественных наук. Обсуждались вопросы истории, этнографии, литературы, что способствовало консолидации научных кадров и определению приоритетных направлений исследований.

Значение для современности

Спустя столетие значимость Первого съезда казахских ученых не только не меркнет, но и обретает новое звучание в контексте независимого Казахстана.

Во-первых, съезд является ярким примером служения национальной интеллигенции своему народу. В сложнейших исторических условиях, находясь под идеологическим давлением, деятели Алаш и другие ученые смогли сфокусироваться на стратегических задачах сохранения и развития национальной культуры и языка. Их деятельность и сегодня служит нравственным ориентиром для современного казахстанского общества.

Во-вторых, заложенные на съезде принципы системного подхода к развитию науки и образования остаются актуальными. Дискуссии о языке, терминологии, историческом наследии, которые велись сто лет назад, во многом перекликаются с современными дебатами о языковой политике, переходе на латиницу и поиске национальной идентичности в глобальном мире.

В-третьих, съезд продемонстрировал важность научной дискуссии и демократического подхода к принятию решений. Несмотря на разногласия, его участники стремились к выработке единой позиции по ключевым вопросам, что позволило достичь конкретных результатов.

Первый съезд казахских ученых 1924 года – это точка отсчета, с которой начался новый этап в интеллектуальной и духовной истории казахского народа. Решения, принятые в Оренбурге, на десятилетия определили пути развития национальной науки, литературы и образования, а заложенный тогда фундамент и сегодня служит опорой для культурного суверенитета и процветания современного Казахстана. Память об этом историческом событии и о его выдающихся участниках является неотъемлемой частью национального самосознания.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?