
В залах Государственного Эрмитажа, среди мировых шедевров, хранится экспонат, чей суровый облик повествует об истории прошлого. Это кокандская пушка под инвентарным номером В.О.-931. Ее потемневший от времени медный бок, украшенный изящной восточной резьбой, хранит память о 1853 года – о дыме и грохоте штурма крепости Акмечеть. Это не просто оружие, а трофей, ставший музейной реликвией. Артефакт, в котором сплелись судьбы народов и грозные амбиции ушедшей эпохи.
Искусство войны: что рассказывает сама пушка
Одного взгляда на орудие достаточно, чтобы понять: перед нами не просто предмет утилитарного назначения. Изготовленная в 19 веке, эта пушка – яркий образец оружейного искусства мастеров того времени.
Материалом для нее послужила бронза – традиционный для артиллерии того времени сплав, прочный и стойкий к коррозии. Но истинную ценность орудию придает искусная резьба. Во время нашего пребывания в стенах Эрмитажа мы смогли увидеть декоративные пояса со сложными растительными орнаментами в стиле «ислими». Изящно переплетенные листья и стебли контрастируют с грозным предназначением пушки, превращая ее в произведение декоративно-прикладного искусства. Эти узоры говорят о том, что оружейные мастера даже в оружии стремились к эстетическому совершенству, продолжая богатые ремесленные традиции Центральной Азии.
По своим габаритам пушка относится к крепостной артиллерии. Короткий и толстостенный ствол предназначался для стрельбы на малые дистанции, но с максимальной эффективностью против укреплений. Ее место было не на поле боя, а на крепостном валу – как последний довод защитников цитадели.
Исторический контекст: Штурм «Белой мечети»
Середина 19 века была временем так называемой «Большой игры» – геополитического соперничества между Британской и Российской империями за влияние в Азии. Россия активно продвигалась на юг, стремясь обезопасить свои границы, установить контроль над торговыми путями и опередить британцев. Ключевым регионом на этом пути были низовья реки Сырдарьи.
Здесь, на берегу реки, находился северный форпост Кокандского ханства – крепость Акмечеть (в переводе «Белая мечеть»). Основанная кокандцами, она служила центром для контроля над местными казахскими родами и важным узлом на караванных путях. Крепость была построена из глины и соломы. Нижняя часть стены крепости шириной 10,5 м, а верхняя часть – 4 м, высота достигла 11,5 м. Внутри крепости находились три колодца с пресной водой, две мечети, медресе и около 50 глиняных домиков. Вокруг крепости вырыты ямы (овраги) шириной 11 м, заполненные водой.
Летом 1853 года российский отряд под командованием оренбургского генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского подошел к крепости. Перовский был опытным военачальником. Штурм был назначен на рассвете 28 июля. После интенсивной артиллерийской подготовки войска под его командованием пошли на приступ. Гарнизон, несмотря на численное превосходство атакующих, оказал отчаянное сопротивление. Битва была короткой, но кровопролитной. К утру крепость пала.

Вид кокандской крепости Акмечети после штурма 28 июля 1853 г.
Взятие Акмечети стало важнейшим стратегическим успехом. Россия получала плацдарм для дальнейшего продвижения в Туркестан. Крепость была переименована в Форт-Перовский (сегодня это город Кызылорда). А среди трофеев, захваченных в цитадели, была и эта богато украшенная пушка.
Путь в Эрмитаж: от трофея к экспонату
Судьба захваченного оружия могла быть разной. Большинство трофеев переплавляли или утилизировали. Но наиболее ценные и символически значимые экземпляры ждала иная участь. Эта кокандская пушка, как свидетельство важной победы и образец вражеского вооружения, была отправлена в столицу.
Ее первым «музейным» пристанищем стал Царскосельский Арсенал – особое хранилище-музей, основанное императором Николаем I. Здесь собирались редкие и исторически значимые образцы оружия, как русского, так и трофейного. Пребывание в Арсенале подчеркивало ее статус – она была не просто трофеем, а вещественным доказательством триумфа.
В 1885–1886 годах, в период реорганизации музейных коллекций империи, многие предметы из Царскосельского Арсенала были переданы в Государственный Эрмитаж, который к тому времени уже был одним из ведущих музеев мира. Так пушка сменила свой статус. Из символа военной победы она превратилась в ценнейший исторический и культурный памятник. Для Эрмитажа, чьи коллекции призваны представлять всемирную историю и искусство, этот экспонат стал важен сразу в нескольких ипостасях: как памятник военной истории России, как образец искусства Центральной Азии XIX века и как материальное свидетельство сложнейших исторических процессов в регионе.

Сегодня пушка № В.О.-931 стоит в тишине музейного зала, надежно защищенная от времени. Она больше никогда не выстрелит. Но ее молчание красноречивее любого грохота. Она рассказывает нам историю о падении Акмечети и возвышении Форт-Перовского, о том, как менялись карты и рушились ханства, как на земле, ставшей сегодня Казахстаном, сошлись интересы великих держав.
Этот экспонат напоминает о том, что история состоит не только из дат и имен в учебниках. Она отлита в металле, вырезана в орнаментах, сохранена в трещинах и царапинах на поверхности старинных предметов. Каждый музейный артефакт – это портал в прошлое, и кокандская пушка из Эрмитажа позволяет нам заглянуть в один из самых драматичных моментов истории Центральной Азии, услышать эхо битвы, которая изменила карту региона.