Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2951
НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ - e-history.kz

С распадом СССР и возникновением новых суверенных государств в системе международных отношений произошли глубокие измене­ния. Перед независимым государством Казахстан стояла задача соз­дания благоприятных условий для самостоятельного существования, сохранения стабильности, поиска оптимального места республики в международном сообществе, достижения международного авторитета и уважения к стране, народу со стороны иных государств и народов мира. 

В целях осуществления вышеуказанной миссии казахстанская внешняя политика базируется на доктрине выстраивания добро­соседских отношений с сопредельными странами по всему периме­тру государственной границы, как сверхприоритет и как константа нашего поведения на длительную перспективу. При этом следует особо отметить, что многовекторность наших международных отношений закреплена в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 гг., которая утверждена Указом Президента РК от 21 января 2014 года[1].

Как указано в данной Концепции, в третье десятилетие своей независимости Казахстан вступил как состоявшееся стабильное государ­ство с динамично развивающейся экономикой и четко расставленными внешнеполитическими приоритетами.   

Внешние факторы представлены необходимостью преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кри­зиса, обострением конфликтов и современных проблем человечества, возникновением качественно новой геополитической и геоэкономиче­ской ситуации на региональном и глобальном уровнях. 

Сегодня эффективность роли Казахстана в мировой политике, в мировом разделении труда, во всемирных связях во многом зависят от качества его участия в мировых процессах, от многовекторного сотрудничества и взаимодействия с Россией, Китаем, странами Цен­тральной Азии, с США и Европой, государствами Азиатско-Тихооке­анского региона. Реальность ситуации состоит в том, что основными игроками и силами на мировой арене становятся не только государ­ства, но и трансграничные структуры: объединенная Европа, ВТО, региональные международные организации. Их влияние огромно. Поэтому Казахстан последовательно ведет стратегический курс на углубленное и эффективное участие в существующих инте­грационных структурах – ООН, СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ (Организа­ция Договора о коллективной безопасности), ОБСЕ, ОЭС, развивает двустороннее сотрудничество со странами Европы и Азии, Америки. Это дает свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мирохозяйственные и политические отношения. 

Республика Казахстан, как и все бывшие советские респу­блики, стала участником Совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (СБСЕ) 30 января 1992 г. Это автоматически означало признание Казахстана всеми в тот период 48 членами этой международной организации. В течение 1992 г. Казахстан подписал все основополагающие документы СБСЕ, в первую очередь, Хельсин­ский Заключительный Акт 1975 г. и Парижскую Хартию для Новой Европы и тем самым взял на себя все обязательства члена Совещания. В 1994 г. на Будапештском саммите СБСЕ была переименована в Орга­низацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).  

Сотрудничество Казахстана с ОБСЕ имело важное значение для укрепления его позиций на международной арене в целом. Осенью 2007 г. на Мадридской встрече глав МИД ОБСЕ Казах­стан был выбран Председателем Организации на 2010 г. И мы все стали свидетелями успешного председательствования Казахстана в ОБСЕ и проведения в Астане Саммита глав государств и правительств 56 стран, входящих в эту авторитетную международную организацию.

Примером плодотворного сотрудничества являются быстро развивающиеся казахстанско-российские экономические отношения. Руководство страны постоянно заявляет о приоритетности развития казахстано-российских связей, их взаимовыгодном и дружеском харак­тере. Косвенным подтверждением тому служат более 600 документов, подписанных Казахстаном с Россией по линии СНГ, Договор о дружбе и сотрудничестве 1992 г., Договор о вечной дружбе и сотрудничестве 1998 г. и т.д. Россия продолжает оставаться основным экономическим партнером Казахстана и по импорту, и по экспорту. Активным пар­тнером на востоке для Казахстана остается Китай. Устойчивые связи характерны для отношений с государствами Центральной Азии, При­каспийского региона. 

Глава государства К.К.Токаев в своих выступлениях и Посла­ниях особо подчеркивает важность дружбы и сотрудничества Казахстана с соседними государствами в Центральной Азии – Узбе­кистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. И это является не только своего рода данью уважения историческим традициям народов региона. Региональная концепция внешней политики Казах­стана основана на различных критериях. Например, географическая близость, военная безопасность, экономические связи и общее совет­ское прошлое – все это фигурирует в концепции внешней политики Казахстана на постсоветском пространстве или, как было принято говорить, в «ближнем зарубежье». 

Казахстан всегда оставался активным сторонником интеграцион­ных процессов на пространстве СНГ в различных формах. В системе обеспечения безопасности Казахстана важная роль отводится Дого­вору о коллективной безопасности (ДКБ), который был заключен в Ташкенте 15 мая 1992 года. На юбилейном московском саммите ДКБ в мае 2002 г. Казахстан поддержал идею президента РФ В.В. Путина по преобразованию ДКБ в Организацию Договора о коллективной без­опасности (ОДКБ). 

Как было уже отмечено, Россия является основным внешнеполи­тическим партнером Казахстана. Россия и Казахстан являются соучредителями СНГ, ЕврАзЭс, взаимодействуют в рамках ОДКБ, ШОС и СМВДА, участвуют в многосторонних переговорах по правовому статусу Каспийского моря. Таким образом, в казахстанско-россий­ских отношениях присутствует заметно выраженный многосторонний характер. 

Участие Казахстана в Евразийском Экономическом Сообществе (ЕврАзЭс) уходит корнями в первую половину 1990-х гг., когда наша республика прилагала усилия к интенсификации интеграционных процессов на пространстве СНГ. В этом ключе следует рассматривать выдвинутую Президентом Н.А. Назарбаевым инициативу о создании Евразийского Союза, с которой он выступил в конце марта 1994 г. во время своего визита в Москву.

Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Бела­русь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также стали Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая анало­гичный Договор 23 декабря 2014 года.  

Главным органом Союза является Высший Евразийский экономи­ческий совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-чле­нов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже одного раза в год. Структуру органов ЕАЭС также формируют Межправительственный совет на уровне глав правительств, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза. 

Касым-Жомарт Токаев выступая на юбилейном саммите Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), который состоялся в Москве 8 мая 2024 года напомнил участникам заседания, что десять лет назад в Астане был подписан исторический Договор о Евразийском экономическом союзе. «За сравнительно небольшой период наш Союз трансформировался в важное и перспективное интеграционное объединение на международном пространстве. Совместными усилиями было принято более тысячи различных нормативных документов. Правильность выбранного вектора развития нашего объединения подтверждают макроэкономические итоги десятилетия. Так, торговый оборот Казахстана со странами – участницами Союза вырос в 1,7 раза, достигнув 28,5 млрд долларов, а экспорт – более чем в 2 раза. Сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза способствует поступательному развитию экономики Казахстана. Только по итогам прошлого года ВВП страны вырос на 5,1 %. Мы считаем это неплохим результатом», – заявил Президент Казахстана.

В то же время  наш Президент в своем выступлении на Евразийском экономическом форуме в Москве напомнил о базовых принципах ЕАЭС.  «Все это должно базироваться на крепкой основе. Чем основательней фундамент, тем более прочное и долговечное здание можно построить. Что же является фундаментом нашего Союза? Ключевым элементом была и остается полномасштабная реализация Договора о Союзе. То есть реализация «четырех свобод» и базовых принципов, таких как недискриминационный доступ к инфраструктуре, справедливая конкуренция, равноправие и учет национальных интересов...  Предлагаю поручить Евразийской экономической комиссии выработать системные решения по укреплению потенциала Союза на внешнем контуре. Необходимо создать соответствующие условия для более активного выхода евразийской продукции на зарубежные рынки. Крайне важно обеспечить беспрепятственный транзит товаров в третьи страны. На фоне трансформации мировой экономики особое значение для Евразийского экономического союза имеет расширение сети соглашений о свободной торговле с третьими странами. Это позволит максимально упростить доступ наших экспортеров на новые рынки, интегрировать их в региональные и глобальные производственные цепочки», – сказал Касым-Жомарт Токаев[2].

Одним из важнейших приоритетов многовекторной внешней политики Казахстана является сотрудничество с ЕС и европейскими государствами.

О проводимой работе на европейском направлении и перспективах казахстанско-европейского сотрудничества рассказал Заместитель министра иностранных дел РК Роман Василенко на очередной пресс-конференции, проведенной 11 марта 2023 года. «Все годы независимости РК взаимодействие с Европой рассматривается нами как один из ключевых компонентов многовекторной, прагматической, сбалансированной, внешней политики страны. Неслучайно дальнейшее развитие сотрудничества с Европейским союзом и европейскими государствами определено в качестве одного из важнейших приоритетов в Концепции внешней политики на 2020-2030 годы, утвержденной указом Президента Касым-Жомарта Токаева в марте 2020 года», – отметил Р. Василенко[3].

Он также сообщил: «В 2022 году, несмотря на серьезнейшие геополитические потрясения в нашем регионе и мире, в целом, произошло изменение качества и характера наших отношений с Европой. Значительно укрепился политический диалог на всех уровнях, начиная с Главы нашего государства, поддерживающего регулярный взаимно интересный контакт с руководителями Евросоюза и главами ведущих европейских государств.  Астану посетили министры иностранных дел, транспорта таких европейских стран, как Андорра, Германия, Польша, Литва, Венгрия, в свою очередь бывший Заместитель Премьер-Министра – Министр иностранных дел РК Мухтар Тлеуберди посетил Великобританию, Бельгию, Германию, Польшу, Австрию, Люксембург, Португалию, Северную Македонию, провёл переговоры с коллегами из Франции, Словении, Кипра, Норвегии, Швеции и Эстонии».

«Казахстан является единственной страной в регионе, которая подписала и ратифицировала соглашение «второго поколения» – Соглашение о расширенном партнёрстве и сотрудничестве с ЕС и его государствами-членами. При этом мы не ограничиваемся 29 направлениями взаимодействия, определенными данным соглашением. К примеру, в 2022 году мы запустили сотрудничество в новых для нас областях – это редкоземельные металлы, «зелёный» водород, аккумуляторы, развитие транспортно-логистического потенциала, а также диверсификация цепочек поставок товаров», – подчеркнул он.

С момента подписания Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве в 1995 году до вступления в силу Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве (СРПС) в 2020 году, казахстанско-европейские отношения прошли долгий путь. В настоящее время СРПС охватывает широкий спектр сотрудничества – от экономики, торговли и инвестиций до взаимодействия в области авиации, образования и исследований, гражданского общества и прав человека.   

Высокий уровень отношений между Казахстаном и ЕС сформировал благоприятные условия для реализации потенциала в экономической сфере. Европейский союз является наиболее крупным и значимым торговым партнёром Казахстана, на долю которого приходится порядка 30% внешней торговли страны. За 2022 год объём товарооборота превысил показатель 2021 года на 27,6%, достигнув 40 млрд долл. США (экспорт – 32,3 млрд долл., импорт – 7,6 млрд долл.). Инвестиционное сотрудничество со странами ЕС также выходит на новый качественный уровень. За 9 месяцев 2022 года приток инвестиций вырос на 10% и превысил 8 млрд долл. США.  Динамичный рост продолжился и в 2023 году. При этом, имеется существенный потенциал по наращиванию инвестиционного сотрудничества и увеличению объемов взаимной торговли.

«Мы продолжаем развивать взаимовыгодное сотрудничество не только со столицей Евросоюза, но и с его государствами-членами», – подчеркнул Р. Василенко. «Динамично развиваются наши отношения с четвертой экономикой мира – Германией, другим «локомотивом» Европейского союза – Францией. В ближайшее время ожидаем визиты в РК на высоком уровне из Великобритании, Чехии, Италии, Австрии и других стран», – информировал он.

Главные события во внешней политике Казахстана в 2023 году

В 2023 году Казахстан стремился к развитию и укреплению своих отношений с разными странами и международными организациями. Это включало в себя сотрудничество в рамках ЕАЭС, ШОС и других региональных структурКазахстан активно развивал дипломатические и экономические отношения с ключевыми государствами - такими, как Россия, Китай, США, Европейский союз и другими.

Важной темой внешней политики Казахстана было содействие урегулированию международных конфликтов и поддержка инициатив по обеспечению мира и безопасности в регионе. Также стоит отметить активное участие Казахстана в оказании гуманитарной помощи. Казахстан и Россия отметили 31-ю годовщину установления дипломатических отношений между собой. Одним из основополагающих элементов правовой базы взаимодействия остается Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. В ноябре 2023 года документу исполнилось десять лет. Договору о добрососедстве, подписанному в 2013 году, предшествовали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1992 года и Декларация о вечной дружбе и союзничестве от 1998 года.

В преддверии 10-й годовщины Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке состоялся официальный визит президента России Владимира Путина в Казахстан. «Россия – это стратегический партнер и союзник Казахстана. Опираясь на незыблемые ценности общей истории, прочной дружбы, взаимного уважения и доверия, мы выстроили отношения, которые являются ярким примером воплощения в жизнь взаимных интересов во многих областях», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев[4].

В свою очередь Владимир Путин указал на перспективы дальнейшего расширения сотрудничества между двумя странами. Россия и Казахстан – не просто союзники, а наиболее близкие союзники, заявил российский президент.

«Стратегическое партнерство и союзнические отношения между нашими странами уверенно и успешно развиваются. Цифры об этом, конечно, ярко говорят. Вопрос в том, чтобы, используя все преимущества нашего сотрудничества, нарастить эти возможности в будущем», – подчеркнул Путин.

По итогам переговоров Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин подписали Совместное заявление к десятилетию заключения Договора о добрососедстве и союзничестве в ХХІ веке и План совместных действий на 2024-2026 годы.

Сотрудничество между Казахстаном и Россией охватывает различные сферы, включая политику, экономику, энергетику, оборону, культуру и транспорт. Казахстан и Россию сейчас связывают 144 проекта в сфере промышленной кооперации на сумму 34 млрд долларов. Из свыше 42 тысяч предприятий с иностранным участием, действующих в Казахстане, почти половину – 19 тысяч – составляют российские компании. В 2022 году двусторонний товарооборот достиг 28,2 миллиарда долларов, за первые восемь месяцев 2023 года страны наторговали на 17 миллиардов долларов.

Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедший 9 ноября прошлого года в Костанае, стал продолжением нарастающего экономического взаимодействия между двумя странами. Президенты, участвовавшие в нем по видеосвязи, отметили перспективы для расширения торговли и взаимовыгодной кооперации в сфере агропромышленного комплекса. По словам Касым-Жомарта Токаева, «полноценная реализация производственного, ресурсного и экспортного потенциала стран ЕАЭС позволит прокормить – буквально прокормить – около 600 миллионов человек». Президент подчеркнул, что эти прогнозы достаточно реалистичны. По итогу межрегионального форума подписаны 9 межрегиональных и коммерческих соглашений на 83 миллиона долларов. Также в 2023 году впервые международная промышленная выставка «Иннопром» прошла за пределами России – в Астане. В мероприятии приняли участие около 20 стран, представлено свыше 300 компаний. На выставку прилетел глава российского Кабмина Михаил Мишустин. Выступая перед участниками он подчеркнул, что российские компании заинтересованы в наращивании взаимовыгодного сотрудничества[5].

Сотрудничество двух стран не ограничивается только экономическими и торговыми вопросами. Культурное взаимодействие также играет важную роль в укреплении отношений между государствами.

На саммите глав государств СНГ в Бишкеке стороны подписали документы о создании международной организации по русскому языку со штаб-квартирой в Сочи. Как рассказал Владимир Путин, идея о создании международной организации по русскому языку принадлежит президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву.

«Данная организация станет самостоятельной международной структурой, будет правосубъектной. Новая организация открыта для всех стран и, конечно же, абсолютно актуальна с точки зрения глобального гуманитарного сотрудничества», – сказал президент Казахстана.

Вместе с тем Токаев отметил, что меры по продвижению русского языка «вовсе не исключают тенденцию усиления национальной идентичности наших стран» – Казахстан будет продолжать политику усиления статуса государственного казахского языка. Казахстан как страна, занимающая геостратегически важное положение в Центральной Азии и обладающая огромными природными ресурсами, привлекает внимание мировых лидеров. В 2023 году Астана принимала глав различных стран - таких как Россия, Турция, Франция, Германия, Бельгия, Азербайджан, Таджикистан, Чехия и Венгрия. Визиты президентов и премьер-министров сопровождались переговорами по вопросам экономического сотрудничества, безопасности и другим важным темам.

В ноябре прошлого года в Астану прибыли лидеры двух европейских государств – Франции и Бельгии. В Акорде сообщили, что на переговорах президентов Казахстана и Франции особое внимание было уделено укреплению политического диалога, углублению сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, транспортно-логистической и культурно-гуманитарной сферах.  

В сентябре 2023 года Касым-Жомарт Токаев посетил с рабочим визитом Нью-Йорк и на встрече с Джо Байденом он призвал американского лидера ратифицировать протокол по безъядерной Центральной Азии. Ранее протокол ратифицировали Китай, Россия, Франция и Великобритания. Страны, ратифицировавшие этот протокол, обязались не применять ядерное оружие против стран ЦА и не угрожать странам ЦА применением ядерного оружия. Центральная Азия является единственным регионом в северном полушарии, на территории которого запрещено размещение ядерных арсеналов.

Укрепление позиции Казахстана в глобальном мире 

2 марта 1992 года Казахстан стал 168-м членом ООН. На сегод­няшний день в нее входят 193 государства.  

В июне того же года Указом Президента было создано постоянное представительство РК при ООН. 16 февраля 1993 года открылось пред­ставительство ООН в Казахстане.   

Важными вехами в развитии сотрудничества между Казахстаном и ООН стали официальные визиты в Казахстан Генеральных секрета­рей ООН Кофи Аннана в 2002 году и Пан Ги Муна в 2010 году. Кроме того, Пан Ги Мун в качестве главы ООН представлял организацию на саммите ОБСЕ и V съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане. 

А 28 июня 2016 года Казахстан был избран непостоянным чле­ном Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы. 

В Казахстане ООН представлена 18 организациями, в том числе: Программой развития, Детским фондом, Управлением по наркотикам и преступности, Международной организацией труда, Организацией по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организацией здравоохранения, Всемирным банком, Международным валютным фондом и другими. 

10 января 2017 года наша страна впервые в качестве непостоян­ного члена Совета Безопасности ООН приняла участие в его откры­тых дебатах на тему «Предотвращение конфликтов и сохранение мира», в рамках которых экс-министр иностранных дел Казахстана Кай­рат Абдрахманов представил Политическое обращение Президента РК Н.А.Назарбаева «Казахстанское концептуальное видение упрочения глобального партнерства для построения безопасного, справедливого и процветающего мира». 

Как было уже отмечено, историческим событием для Республики Казахстан стало председательствование в Организации по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году. Это событие пока­зывает стремление Казахстана, в духе Хельсинкского акта 1975 года, к решению существующих международных проблем, к свободному участию в общеевропейских процессах, к обмену опытом. Впервые страна, находящаяся преимущественно в Азии, выполняет функции председателя в европейской организации. 

Таким образом, на рубеже первого и второго десятилетий XXI века Казахстан, как активный участник международных и региональных отношений, про­водит эффективную и результативную работу по развитию сотрудни­чества с Европой, по взаимодействию и установлению эффективных мер доверия в Азии, углублению интеграции на Евразийском про­странстве, конструктивному диалогу цивилизаций, культур и религий Запада и Востока, формированию системы региональной и глобальной безопасности. Казахстан соответственно своему историческому, географическому, экономическому, социальному и интеллектуаль­ному потенциалу добился достойного места в мировом сообществе, существенно укрепил и усилил свои позиции на международной арене. 

За прошедшие 32 года независимости молодая казахстанская внешняя политика прошла большой путь, на котором она взрослела вместе со всей страной, вместе с народом. И это было быстрое взросление, где каждый год стоил десятилетия. 

Аминов Т.М. – Ведущий научный сотрудник 

Института истории государства 

КН МНВО РК

 

Использованная литература:

1. Послание   Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.

2. Токаев К.К. О базовых принципах ЕАЭС. // https://news.mail.ru/politics/56348001/

3. Василенко Р. Сотрудничество с ЕС и европейскими государствами - один из важнейших приоритетов внешней политики Казахстана. //Главная страница/МИД РК/Пресс-центр. 11 марта 2023 г.

4. Семь главных событий во внешней политике Казахстана в 2023 году ru.sputnik.kz›20231229/sem-glavnykh-sobytiy-vo-…

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?