Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Огуз-хан

7399
Огуз-хан - e-history.kz

Артыкбаев Ж.О., д.и.н.,

 заместитель директора

 Института истории государства КН МОН РК

 ОГУЗ-ХАН И ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ (ОГУЗ ХАН, УЫЗ

 ХАН, ОГУЗ-КАГАН)

Значительное место в устной традиции казахского народа занимает образ Огуз хана (Уыз хана).

Родословная Огуз хана восходит к легендарному Алаша хану. Так повествует о происхождении Огуза хана Великий историк Востока Рашид-ад-дин: "У Булджа (Абулджа хана) был сын по имени Диб-Якуй (Диб-Бакуй), слово "диб" имеет значение диспута или место должности, а слово "якуй" означает, властвующего над всеми племенами. Этот сын превзошел отца как могуществом, так и доказательствами царственного достоинства. Он имел четырех сыновей с такими именами: Кара хан, Ор хан, Коз хан и Гур хан. Весь этот народ был неверным. Кара хан стал преемником своего отца, у него родился сын, который трое суток не брал материнской груди и не пил ее молока; по этой причине мать его плакала и молилась. Каждую ночь она видела во сне, будто бы ребенок ей говорил: "Мать моя! если ты станешь поклоняться богу и возлюбишь его, я стану пить твое молоко".Вследствие того, что ее муж /Кара хан/ и весь народ были неверными, та женщина опасалась, что если узнают о почитании ею /единого/ бога, то ее убьют вместе с ребенком. Она приняла исповедание истинной веры и с совершеннейшей искренностью стала любящим другом истины, да будет она прославлена и превознесена! И младенец взял материнскую грудь и стал сосать молоко. В возрасте одного года он был необычайно опрятный и красивый ребенок, на челе которого блистали признаки зрелого ума и руководительства в путях истинной веры. Тогда его отец (Кара хан), видя в нем эти признаки сказал: "Не рождалось в нашем народе ни одного дитяти с такой внешностью и с таким лицом, этот /мой/ сын сделается наиболее великим и уважаемым из среды равных и подобных себе и, пожалуй, достигнет степеней совершенства".

Далее Рашид-ад-Дин рассказывает о совещании, которое было устроено Кара ханом по поводу наречения имени ребенку.

Во время этого пира годовалое дитя, заговорив, заявило "Назовите меня Огузом". Как отмечает историк "все присутствующие были чрезвычайно поражены этим обстоятельством" (4, С.81).

Такова вкратце легендарная история происхождения Огуза, само появления которого, как описывали древние истории, было признаком руководства всевышней истины. События связанные с наречением имени младенцу также носят печать сакральности, необычности исторической фигуры Огуза. Для объективной интерпретации ранней истории Огуз кагана требуется тончайшая этнографическая методика, а также знание истории Великой степи и языка культуры кочевников.

Первый подвиг Огуза также, как и во всех мифах древнего мифа сплелся с элементами, подлежащими мифическим эпосам:

"… в лесу есть носорог,

 Съедал он людей и народ

 Несчастье посчтиг народ.

 Огуз каган был смелым человеком

 Хотел убить он носорога.

 Как то вышел на охоту

 Отправился с мечем, оружием и щитом.

 Носорог ударилголовой его щит.

 Огуз ударил его в голову и убил"!

В казахском шежире имя Огуза звучит как Уыз, что в переводе означает молозиво. Возможно сюжет об отказе новорожденного младенца от молока матери несколько проясняет значение имени. В других же тюркских легендах название народа Уыз хана якобы произошло от слова "ую" (уйыды, уйгыр) которая означает "молоко свернулось" Есть ли какая та историческая связь в семантике "уыз" и "уйгур" однозначно сказать трудно". Чрезвычайно много видимых и невидимых нитей /через обряды, обычаи и суеверия/ связывают в одну цепь историю кочевников времен Огуз хана и казахов. "Мы произошли от потомков, наследников Уыз хана. Юрта впервые была сделана по велению его - Уыз - хана. "Казахи с войлочными стенами домов от Уыза (Кигіз туырлыкты казак, уыз yйлі) - поэтому нас так и прозвали" писал один из знатоков истории Великой степи М. Ж Копеев. В одном из вариантов шежире Уыз хан - потомок пророка Нуха (Ной) в десятом колене.

Полнота сообщении об Огуз хане, содержательная сторона не встречающееся у восточных историков /Рашид-ад-Дин, Абульгазы и т.д./ свидетельствует в пользу древности казахского материала. По всей видимости как об Алаша хане, так и об Огуз кагане в древности в среде кочевых тюрков и монгол существовали значительные своды исторических рассказов, которые отчасти перешли в восточные сочинения, а отчасти сохранились сейчас в виде разрозненных предании (11, с. 65).

Обратимся еще раз к казахскому шежире:

"Монголдан бел бала кара хан, мунан Уыз хан. Монгол насілінен ауелі мусылман болган осы Уыз хан еді. Мунын заманында не кітап, не пайгамбар бірден бірі жок еді. Іштен туа ел ханы болып, Алла деп туды Уыз. Бул оскен сон улы патша болып, дyние жyзіне амірі жyріп, коп уалаяттар алып, канша журтты мусылман кылды.

Уыздын алты бел баласы болды: Айхан, Кyнхан, Таухан, Теніз хан, Жулдызхан, Кокхан. Мунан бурын бул аттарды ешкім баласына койган емес. Кигіз yйді осы Уыз жасатып, уызынан шыгарып, сонын хакында yлкен той жасатып, тогыз жyз жылкы, токсан мын кой сойгызады. Былгарыдан токсан тогыз саба тіктіріп, токсанына кымыз, тогызына шарап толтырып, барлык нокерлерін шакырып сол кигіз yйді тігіп койган. Сол yшін атамыз Уыз екендігі анык аталады. Уыз аргы бабам Тyріктен озіме дейін тогыз атага шейін хандык yзілмей келді деп, ар нарсенін дара жасы тогыз-тогыздан болсын деп ырым кылган екен. Сол yшін казак журтында тyйе бастаткан тогыз мал байлайды. Торкалы тойга тогыз, топыракты олімге тогыз бастатып сый-сыяпат кылысады".

Этот фрагмент казахского шежире существенно дополняет сведения письменных источников: "Старший сын Монгола - Карахан, от него родился Уыз хан. В те времена не было ни книг, ни пророков. Тем не менее, Уыз родился со словами "Бог един". Когда он повзрослел, то покорил многие страны, обратил многие народы в веру (в тенгриантсво, или зороастризм), стал великим правителем.

У Уыз хана было шестеро сыновей. Вот имена их - Айхан, Кунхан, Таухан, Тенизхан, Жулдызхан, Кокхан (луна, солнце, гора, море, звезда, небо). До него никто не называл этими именами своих детей. Юрту сделал тот же Уыз, покрыл кошмой и по этому поводу организовал большой пир, забив девятьсот лошадей, девяносто тысяч овец. Из кожи сшили девяносто девять саба (емкость для кумыса), девяносто из них наполнили кумысом, а девять вином. Хан собрал всех своих нукеров и поставил юрту. Поэтому достоверно, что Уыз наш предок…" (11, с.128).

Казахское шежире безапелляционно заявляет свое право на Огуз хана как на прародителя казахского этноса, он основоположник многих культурных традиции. Доводы казахских материалов, основанные на многочисленных связях народа Огуз хана с поздними кочевниками не вызывают никаких сомнений относительно достоверности. Огуз есть родоначальник народа, он культурный герой, вошедший в историю как первосоздатель юрты, он впервые возвеличил число 9 и т. д. Место обитания Огуза, его предков и потомков это широкие просторы Сары-Арки, здесь начало Евразийской кочевой системы.

Рашид-ад-Дин и Абулгазы также подтверждают сведения казахской устной исторической традиции. Обратимся к разделу "Кара хан" в книгах выше указанных отцов истории: "После своего отца (Кара хан) царствовал над всем народам. Летом он жил в горах Эрь-таг и Герь-таг, которые ныне зовутся Улуг-таг и Кичиг-таг; а когда наступала зима, он проводил время в Каракуме и на берегу реки Сыр. При Кара-хане подданные его сделались столь нечестивы, что между ними не было ни одного мусульманина".

Безусловно, речь идёт о языческом периоде истории кочевников Центральной Азии. Если же говорить о существовании каких-либо признаков веры, то она может быть только Тенгрианской. Возможно, также, что мотив принятия Огузом веры в бога связано с возникновением зороастризма у кочевников. Так или иначе, события, описываемые в связи с Огуз ханом, восходят к древнейшей истории Великой степи. Основные события вошедшие в огузскую эпоху связаны с 1 тыс. до н.э. т.е. с эпохой скифов-саков. Возможно "обращение к единой вере" более соответствует эпохе арийско-турских воин, отдельные этюды по крайней мере, характеризуют историю 2 тыс. до н.э. Однако отличительная черта эпохи "великого переселения народов" - создание кочевниками Евразии первой империи, названной в литературе Империей Хунну (гунны), затем её распад и возникновение на южных и западных рубежах континента её продолжения - Империи западных гуннов (Гунны Аттилы) и Эфталитов (Белые гунны) в эпосе отсутствует. О глобальных свершениях кочевников больше повествует повествует эпическая поэма "Огуз наме". Прозаические повествования созданные на основе сюжета этой древней поэмы вошли в исторические анналы /Рашид-ад-Дин, Абулгазы и др./

Большое внимание в восточных повествованиях уделяется вражде между отцом /Кара хан/ и сыном (Огуз хан). По нашему мнению причиной этой вражды приведшей к отцеубийству являлось принятие Огузом новой веры: "веры в бога небес и земли", т.е. тенгрианства, или же зороастризма, свидетельствует о воинах между арийцами и турками.

В начале никто из окружающих не знал о принятии Огузом новой веры, но однажды Кара хан устроил большое пиршество, на которое были приглашены и жены Огуза (их было несколько). Во время пиршества Кара хан спросил : "Так как эти две снохи красивее, чем последняя, то как случилось, что мой сын (Огуз) любит её больше, чем их. Он всё время ходит к ней и с ней общается, а на двух первых не обращает внимания?". Так как две снохи были недовольны своим мужем и весьма ревновали его, то, найдя удобный случай, они выступили против мужа, и сказали: "Он принял другую веру - верит в бога небес и земли, возлюбил его и желал, чтобы мы также согласились с ним. Мы отвергли и не обратили внимания на его речи. По той самой причине он относится к нам недоброжелательно. А та твоя невестка так же, как и он, уверовала в бога, стала с ним согласной и единомышленной. Единственно, что он её любит, а нас ненавидит" (4, С.82).

После этих слов Кара хан собрал всех братьев, племянников и эмиров, объявил им о поступке Огуз хана и все собрание единодушно решило умертвить Огуза. Только благодаря жене, бывшей согласной с ним, Огузом, ему удалось избежать смерти. Своевременно известившись о покушении, Огуз собрал всех своих нукеров и товарищей, подготовился к ратному сражению, вступили в бой. В этой битве "шашка настигла Кара хана, и он умер от этой раны",- пишет Рашид-ад-Дин. Война Огуза с враждебными к нему родственниками продлилось около семидесяти пяти лет. В конце концов, ему удалось захватить область от Таласа и Сайрама до Бухары.

О дальнейших событиях более осведомленнее Абулгазы. По его словам, после подчинения отцовского юрта Огуз направился на восток "он завоевал Джурджит и также Тангут, который таджики называют Тибетом. После того он покорил Кара-Китай, также большой юрт, жители его, как и индусы, чёрного цвета.

Между Индостаном и Китаем, на берегу океана, на зимнем востоке или на юге-востоке летнем от Тунгута, на той стороне Китая, на берегу моря, в цепи больших гор, было много народов. Государя этой страны называли Ит-барак. Угуз хан против него выступил в поход, Ит-Барак победил, Угуз-хан обратился в бегство. По эту сторону места, где проходила битва, протекали две большие реки, между сими реками, остановившись на несколько дней, он собрал остатки рассеянного войска" (5, С.21).

В это время, как повествует легендарная история тюрков жена одного из князей Огуза, приютившись в дупле дерева, родила мальчика. Когда об этом донесли хану, он сказал: "Его отец в битве пал при мне, но это не беда!". Взял себе этого мальчика и нарек его Кыпшаком. На старинном тюркском, как свидетельствует Абульгазы бахадур хан, дуплистое дерево называли кыпшаком.

Когда Кыпшак достиг юношеских лет, Огуз хан его направил в страну между Доном и Итиль /Еділ/,чтобы управлять народами - урус, авлак, маджар, башкурд и.т.д. Триста лет он царствовал в этой стране. "Со времен Угуз хана до Чингиз хана на берегах трёх рек - Дона, Итиля и Яика - не было другого народа, кроме кипчакского". Так объясняет появление на исторической арене Евразии могущественных кыпшаков средневековый знаток шежире. Как уже говорилось, в прошлом существовало у казахов пословица: "кытай коп пе, кыпшак коп пе ?", т.е. Кого больше - китайцев или кыпшаков?!, которая несколько объясняет происхождение данного сюжета. Абульгазы, как впрочем, и его предшественник Рашид-ад-дин, во многом пологался на материалы устного исторического творчества степняков. Абульгазы особо описывает походы Огуз хана в Туран /междуречье Аму и Сыра/, в Индостан, в ходе которого он через всю Среднюю Азию прошёл до Кашмира: "Наконец Угуз хан взял Кашмир и велел убить Ягму /правителя/, войско его было истреблено. Пробыв там немного времени, он через Бедехшан (Бадахшан) возвратился в Самарканд, а оттуда отправился в Монголию". В данном случае под Монголией подразумевается коренной юрт Огуза - горы Ер таг, Кер таг т.е. современный Центрально-Казахстанский мелкосопочник - Сары-Арка (1, с.189).

Следующий свой поход Огуз хан направил в сторону Ирана, Сирии и Египта. В это время, как свидетельствует Абульгазы, в юрте Иранском не было хорошего государя: Кеймаурс умер, а Гешунга ещё не возвели на царство. Так что наступило такое время, которые тюрки называют "правлением чёрных ханов", т.е. в каждом семействе простолюдин был ханом. Это состояние хаоса позволило Огузу быстро занять Ирак-аджем, Ирак-араб, Азербайджан, Армению и Сирию. Он подчинил себе все эти государства "некоторые, из них смирив оружием, другие договорами склонив к подданству".

В те дни, когда Огуз хан находился в Сирии со всеми сыновьями и с войском один из его слуг (Улуг Турк) увидел во сне золотой лук и три серебряные стрелы. Он был мудрым и верным соратником Огуз хана и поэтому его сон посчитали как предзнаменование. Хан повелел на востоке, в пустыне зарыть лук в землю, один конец его выставить наружу, а стрелы отнести на западную сторону и положить их, так же как лук. По прошествии несколько времени Огуз собрал всех сыновей и отправил их на охоту. Тогда три старших сына нашли золотой лук, а младшие сыновья - стрелы. С тех пор старшие его сыновья получили название Буз ок, а младшие - Уч ок. Это знаменательное событие предопределило на многие годы и столетия взаимоотношения внутри тюрко-монгольских племен. Потомки тех его сыновей, которые нашли лук, всегда считались старшими и всегда занимали почетное крыло, потомки тех сыновей, которые нашли серебряные стрелы, считались младшими.

Огуз хан много лет прожил в завоеванных странах "уничтожил врагов, облаготворил друзей" и "во всех областях, которым голова Сайрам, а ноги Египет, поставив правителей, возвратился в свой юрт".

Эти события трудно поддаётся определённой датировке. Известно в письменных источниках поход скифов до Египта под предводительством Ишпакая и затем его сына Партатуа (VII - VII вв. до н.э.). На наш взгляд в сказаниях об Огуз хане в той или иной степени нашли отражения взаимоотношения кочевых племен РЖВ с оседлыми цивилизациями древности. Южные гунны почти тысячу лет спустя также были активны на востоке в начале эры. В любом случае, повествование Абульгазы говорит об одном из этапов освоения ранними кочевниками территории Ближнего Востока в ходе создания империи (3, с.25).

Поэтический вариант повести об Огузе гораздо более содержательнее и интереснее. Обратимся к разделу о борьбе Огуз хана и правителя Урума (Рим, Византия):

На левой стороне есть ханство Урум,

 Много городов у этого хана

 Урум каган не хотел подчиняться

 Огуз кагану, не принял его указ.

 Рассердившись Огуз каган, отправился со

 Своими войсками, подняв флаги.

 Через сорок дней подошел к горе Музтау.

 Собрав шатры. Легли спать.

 На рассвете в шатры Огуз кагана

 Появился луч (свет) как солнце

 Из этого света появился синегривый

 Огромный волк. Волк сказал Огузу:

 - Ай, ай Огуз, ты отправился к Уруму,

 Я (буду идти перед войсками) поведу тебя.

 После этого Огуз каган велел собрать шатры…

 Бои были тяжелые

 Река Итиль превратилась в красную реку.

 Огуз каган победил. Урум сбежал.

 Огуз каган взял ханство Урума.

Взял его народ (13, С.40-41).

В тексте древнего эпоса синегривым волком выступает тотемистическое верование древних кочевников. Кок бори ведёт Огуза и его войско на запад в пределы Римской империи, наступает переломный момент в противостоянии Востока и Запада. Великая степь уравнивает земное пространство, объединяет воедино огромный континент, обиталище многочисленных народов. Всё это свершение приписывается легендарной историей кочевников великому воителю Огуз хану, которого казахи считают родоначальником и одним из первых правителей. Он создал, говорят казахи - первую юрту, он основывал традиции кочевников, освятил обычаи и обряды. Он сформировал вселенское мировоззрение кочевников, показал их государственную мощь. С него начинается имперская история кочевников Евразии.

Один вариант шежире говорит, что Огуз хан правил 116 лет и умер. Шакарим пишет, что годы правления Огуз хана по мусульманским книгам 3400 лет до нашего пророка. Он был сильным и завоевал множество народов. Самый сложный и самый интересный текст об Огуз хане встречаются в шежире Курбангали имама. По Курбангали Карахан - 18-й потомок Монгола. Монголы с татарами были дружными до этого. Только после смерти татарского хана Суйынчи, его 3 сына (Тайынгун, Душун, Кешул) из-за междоусобиц потеряли власть. Когда татары после войн ослабли, монголы отделились и подняли сына Кызыл Буга Карахана ханом. По словам Курбангали, Душун с Кешулом, убивают Тайынгуна. Позже Душун умирает собственной смертью и все подчиняются Огузу. Оставшийся Кешул сам освободил трон с испугу. Таким образом, Огуз хан стал одновременно ханом татар и монгол.

По источникам Курбангали имама "Огуз хан очень много внимания уделял строительству городов Хами, Турфан, Яркент, Хотан, Сагун, Кашгар, Балх (по монгольски "Аубалык"). Порядок правления потомков Огуз хана - Кунхан, потом Айхан, потом Жулдыз хан, потом Менли хан (ибн Ай хан) , потом Тениз хан (ибн Жулдыз хан ). Тау хан значительно поднял страну Илхания. Тау хан возможно - Тумань, отец Модэ шаньюя. Достоверно может знать только Аллах.

В шежире Курбангали "Огуз" являлся именем нескольких людей. Например, сын Курук хана Огуз хан. В шежире турецких правителей тоже встречается имя Огуз. И, наконец, Огуз хан сделал приготовления к большому празднику. Для того велел построить дворец, обложить золотом верхушки всех деревьев, украсить их рубинами, яхонтами, изумрудами, бирюзою и жемчугом. Об этом доме поэты сочиняли хвалебные песни:

Дом воздвигнул из злата Великий Властитель, Дом красотою равный небесным чертогам.

Не о том ли доме идёт речь, который построил Аттила в Паннонии, в данном стихотворении. "Это селение, говорю я, - пишет римский историк Приск - было подобно обширнейшему городу: деревянные стены его, как мы его заметили, были сделаны из блестящих досок … площадь двора опоясывалось громадной оградой; её величина сама свидетельствует о дворце".

К пиру хан велел заколоть девятьсот лошадей и девять тысяч овец, велел сделать из сафьяна (былгары - Ж.А.) девяносто девять сосудов: девять из них велел наполнить вином, а девяносто кумысом, и созвал всех своих нукеров. Угуз хан шести сыновьям своим, дав умные советы, и сделав мудрые наставления, раздал области, города, села и стада (13, с.11).

Наступил имперский период кочевников Евразии. Великие горы Улытау стали эпицентром человеческой ойкумены. Куполообразная двенадцатирешетчатая юрта Огуз-хана возвышалась над нашей Вселенной.

Литература и источники:

 Абульгази. Родословное древо тюрков. /под ред. Г.С.Саблукова/ Казань, 1854.

 Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. СПб., 1897.

 Артыкбаев Ж.О. Материалы к истории правящего дома казахов. Алматы, 2001. абілгазы. Тyрік шежіресі. /Коне тyрік тілінен ауд. Б.абілкасымов/.Алматы,1991.

Бартольд.В.В. История Туркестана //Соч. Т.2. ч.1. М., 1963. С109-169

Бичурин. Н.Я. /Иакинф/. Собрания сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. 1-3т. СПб.,1851

Курбангали Халид. Тауарих хамса. Алматы, 1992.

 Машхyр Жyсіп Копейулы. казак шежіресі /кураст. С.Дауітов/ Алматы, 1993

 Машхyр Жyсіп Копейулы. казак шежірелері /"Мес" жинагынан/. Автордын жеке коры.

 Машхyр Жyсіп Копейулы. Тандамалы. Екі томдык. Т.2. Алматы, 1992

 Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.,1987

"Огыз-наме", "Мухаббат-наме". Алматы, 1986

 Оміралиев к. Огыз каган эпосынын тілі. Алматы,1988

 Рашид ад - дин. Джами ат - таварих /Сборник летописей/. Т.1. кн. 1. М.-Л., 1952

 Шакарім кудайбердіулы. Тyрік, кыргыз-казак хам хандар шежіресі. Орынбор, 1910.

Опубликовано 05 мая 2009 года

 на веб-сайте www.history.kz


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?