Сегодняшняя реальность такова, что Парламент часто берет на себя несвойственные ему управленческие и отчетные функции, занят составлением различных концепций и программ, которые не под силу ему, принимает законы не редко по вопросам, которые могут и должны быть регулированы актами Президента и Правительства. В его деятельности явно недостает конструктивных, созидательных начал. Все это во многом проистекает из-за отсутствия четкого определения и разграничения статуса и функции между ветвями государственной власти, а особенно законодательной и исполнительной.
Ниже изложены некоторые соображения принципиального плана, которые могли быть учтены в работе указанных комиссий при подготовке ими Закона о Верховном Совете и конституционных изменений:
1. Верховный Совет — Парламент Республики является одной из ветвей государственной власти. У него нет и не может быть других магистральных целей и задач, кроме тех, которые возложены на государственную власть в целом — Казахскую государственность. Различие его высокого статуса и профессиональных полномочий, расхождения в подходах к вопросам законодательного регулирования и оценки внутренней и внешней политики Республики должны рассматриваться как многообразие форм государственной деятельности в рамках системно-общих целей, ведущее к нахождению оптимальных решений выхода из глубокого экономического кризиса, обеспечения гражданского мира и строительства правового государства, основанного на рыночной экономике.
2. По действующей Конституции Верховный Совет избирается на 5 лет. Так было раньше в СССР и Казахской ССР. В периоды крутых перемен и преобразований, когда социально-экономическая и политическая ситуация в стране быстро меняется, как общее правило, должны обновляться и представительные органы государственной власти, чтобы обеспечить приток новых людей с более обновленной ориентацией. Так было во многих странах мира, в том числе и в Советской России после революции 1917 года. Сегодня в Российской Федерации Государственная Дума избирается только на 2 года. Пятилетний срок Верховного Совета нашей Республики не отражает особенности современного состояния государственности, ведет к возможному превращению Парламента в очаг консервативных сил и взглядов. Предлагается сократить срок, на который избирается Верховный Совет Республики от 5 до 3 лет.
3. В действующей Конституции вовсе нет упоминания о Комитетах и Комиссиях Верховного Совета, как об его основных органических структурных органах. Конституционный статус парламентских Комитетов и Комиссий должен быть восстановлен.
4. Верховный Совет должен иметь свой «исполнительный орган» в виде Президиума. Президиум Верховного Совета рассматривает организационные вопросы, требующие коллегиального решения. Он подготавливает текущие и перспективные планы подготовки законопроектов, координирует деятельность Комитетов. Президиум не должен брать на себя функцию Председателя Верховного Совета, тем более подменять его.
5. Круг вопросов, решаемых Парламентом должен быть расширен в частности он приостанавливает и отменяет решения местных представительных органов. Распускает местные представительные органы в случаях антиконституционной деятельности и бездеятельности. Государственные программы общенационального значения утверждается Верховным Советом, а специальные (отраслевые) — Президентом. Парламенту должно быть предоставлено право лишения депутатского мандата.
6. В Законе «О Верховном Совете» должны быть определены статус и функция Контрольной палаты. На Контрольную палату следовало бы возложить задачу осуществления контроля над исполнением Республиканского бюджета в высших и центральных структурах всех ветвей власти, в том числе и в законодательной.
7. Расширить круг высших должностных лиц в государстве, назначаемых, избираемых и освобождаемых от должности Парламентом. К числу таких желательно включить: Председателя Комитета по Государственному имуществу, Председателей Верховного Суда и Конституционного Суда их заместителей, заместителей Генерального прокурора.
8. В Законе должно быть предусмотрено введение института недоверия Правительству, Премьер-министру, членам Правительства, порядок объявления недоверия.
9. В интересах обеспечения качества и эффективности законов, принимаемых Верховным Советом должен быть установлен более рациональный порядок их принятия. В частности, предусмотреть что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении их от уплаты, о предоставлении льгот и привилегий и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены в Верховный Совет и только при наличии заключения Правительства Республики Казахстан.
10. Верховный Совет может быть самораспущен и распущен. Вопрос о самороспуске Парламента может возбуждаться письменным заявлением не менее ¼ частью всех депутатов. Решение о самороспуске принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Верховного Совета.
Принятие решения о роспуске Парламента — прерогатива Главы государства — Президента Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан принимает решение о роспуске Парламента, если деятельность Парламента направлена на дестабилизацию общества, против конституционного строя и государственности Казахстана, если Парламент третий раз отклоняет кандидатуру Премьер-Министра, предложенного Президентом Республики.
Здесь изложены отдельные идеи, имеющие концептуальное значение при разработке проекта Закона «О Верховном Совете Республики Казахстан».
Зиманов С.З. «Парламент Республики Казахстан в трудные годы провозглашения независимости», Алматы: изд. "Алаш" баспасы", 2011.