Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Амал, или Наурыз по-мангистауски

1985
Амал, или Наурыз по-мангистауски - e-history.kz
В Мангистауской области Наурыз и празднуется раньше, и называется по-особенному. В эту субботу, 14 марта, мангистаусцы будут отмечать Амал — праздник наступления весны.

Казахстан, да и весь тюркский мир готовится отметить праздник Наурыз. А мангистаусцы в отличие от других регионов республики начнут праздновать наступление весны раньше всех — 14 марта. Именно в этот день наши предки перебирались на летние пастбища плата Устюрт и по этому поводу устраивали праздничный той.

Всему причиной священная девятка

Испокон веков повелось, что праздник Наурыз мангистаусцы отмечают два раза в год — 14 марта и традиционно 22 марта. Археолог Андрей Астафьев дает научное пояснение этой традиции. Он долго изучал историю нашего края и пришел к выводу, что праздник Амал имеет монгольские и тувинские корни. Согласно легендам рода адай, люди пришли на плато Устюрт и полуостров Мангистау с востока. Возможно, оттуда же они принесли с собой иную календарную систему отсчета. По монгольскому календарю исчисление недель в нем ведется девятками, а начинается он с 22 декабря. Девятки дней группировались в четыре температурных цикла, совпадающих с четырьмя сезонами солнечного года (весна-лето-осень-зима). Начало нового года считалось от зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок, время «рождения» и «умирания» мороза, отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. С 14 марта наступала весна — время «взросления» листьев и пения кукушки. Следом за началом весны на девятый день праздновалось весеннее равноденствие.

Этот факт календарного счета, скорее всего, имеет самое прямое отношение к срокам празднования Наурыза на Мангистау. Эта традиция могла «перекочевать» на Мангистау вместе с казахами-адаями в первой половине 18 века. Местный народ — адайцы — чтят традиции предков. Поэтому мангистауский Наурыз отмечают вместе с друзьями и родственникам, как и полагается, за щедрым дастарханом. Обязательные атрибуты праздника — напиток наурыз-коже, традиционное блюдо наурыздак и еще несколько угощений, которые готовят только в Мангистауской области.

6aa04f4c890d3332dc0f017b2a0b149b.JPG

По давней традиции, в праздничный день нужно проснуться очень рано и до наступления сумерек следует обойти всех родственников и друзей, постучаться в 40 дверей. Считалось, что за одной из них непременно встретишь Кыдыр ата, который одарит счастьем в новом году.
Главной и неповторимой особенностью в праздник Амал считается «корсу», или приветствие. Обряд рукопожатия, когда младшие идут в дом старших, здороваясь с ними за руку, и просят благословения у аксакалов. Считается, что чем раньше тебя поприветствуют и поздравят, тем большее счастье принесет новый год. В день празднования принято прощать друг другу все обиды, одеваться в лучшие наряды, а родным и близким дарить подарки.

74850a337d7ccf7833f8bd39d6a883dc.JPG

Амал вступает в права

На полуострове Мангышлак люди поздравляли друг друга с Наурызом 14 марта всегда. Одна из народных легенд гласит, что хан послал некоего мальчика поздравить адайцев с праздником, а он скакал слишком быстро и добрался до этих краев на две недели раньше. А по другой легенде адайцы кочевали зимой (кыстау) по Мангышлаку и 14 марта начинали перебираться на джайляу (летние) пастбища Устюрта, в честь чего устраивали той. И что бы там ни было, традиции живут. В то время, пока весь Казахстан только готовится к празднику, Мангистау уже с 14 марта празднует наступление Наурыза.

Пик всех празднеств, связанных с Амалом, в Мангистау проходит на горе Отпан. Именно там зажигается традиционный огонь единства, точнее на территории историко-культурного комплекса «Отпан тау». Гора Отпан тау является самой высокой на Мангистау и возвышается на 532 метра над уровнем моря. На ее вершине установлен 37-метровый памятник Адаю — исторической личности и батыру, в честь которого в 2007 году был открыт историко-культурный комплекс «Отпан тау». И здесь же установлены две стелы, символизирующие двух сыновей Адай ата — прародителя рода Адай — Келимберды и Кудайке. Там же расположена статуя Великой волчицы — символа силы и свободы духа, по легенде, именно она считается прародительницей всего тюркского народа.

4dac0621ac35289fcbce34eda4a2d8e2.JPG

Когда-то гора Отпан тау служила сигнальной башней. На ее вершине зажигали огонь, предупреждая весь Мангистау о надвигающейся опасности. Сейчас его зажигают только на праздник Амал. Сейчас обряд зажжения огня — символа единства, как правило, проходит ночью, накануне праздника. А в древние времена, как гласит предание, увидев сигнал, сюда со всех концов спешили батыры, для того чтобы дать отпор захватчикам, защитить и сохранить родную землю для потомков. В нынешнее время традиция носит в себе духовный смысл — отдать дань памяти предкам, ставившим выше своей жизни единство народа. В этом году в историко-культурном комплексе «Отпан Тау» будут праздновать Амал в восьмой раз. Теперь сюда съезжаются не только жители Мангистау, но и соседних республик (России, Туркмении, Узбекистана).

0864d1bb63b3b6a4ed6388be1a27bdf7.JPG

Праздничное угощение

14 марта в каждом доме готовится традиционное праздничное блюдо наурыз-коже. Причем, приготовлением его заняты исключительно мужчины. Мясо барана и верблюда как один из основных ингредиентов блюда заготавливается заранее. Существует множество вариантов рецепта этого блюда, но технология у них одна и та же. Кукурузу, рис, другие крупы и даже картофель с луком всегда отваривают отдельно. Иной раз срок готовки наурыз-коже затягивается на три-четыре дня.

Традиционно в канун празднования Амала устанавливаются юрты, на мангистауской земле они тоже особенные как по конструкции, так и по убранству. Историки и здесь обнаруживают параллели с Востоком. Например, именно оттуда пришел обычай ставить юрту выходом на юг. В адайских юртах ученые прочли даже скрытый математический код. Для поддержки шанырака здесь устанавливают только 108 уиков. А это священное число и для монголов, и всех буддистов.

Андрей Астафьев рассказывает: «Адайцы сохранили тканую ленту — ак баскур, которая делится на 12 зон по орнаменту, не похожему друг на друга. Появилась идея, что это календарь. Мы поделили 108 уиков на 12, и получилось, что бы вы думали? Девятка! Та самая, по которой и ведется счет дней в монгольском календаре. Таинственным числом у буддистов, производным от 9 и 12, является 108. Это же число считалось счастливым у монголов».

До наступления праздника весны остались считанные дни, жители Западного Казахстана заняты подготовкой к празднованию одного из самых красивых дней в году. «Амал мейрамы құтты болсын!», дорогие мангистаусцы. 


Выражаем благодарность Тимуру Казиеву, журналисту tumba.kz, за предоставленный материал 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?