Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Нурлан Кульбаев об исторических памятниках Мангыстау

2233
Нурлан Кульбаев об исторических памятниках Мангыстау  - e-history.kz
Земля Мангистау считаются обителью 362 святых – край, богатый историческими местами, архитектурными памятниками

Для туристического кластера полуостров Мангистау и Устюрт, прикаспийский берег – просто находка. Подземные мечети, архитектурные памятники, камни балбал, священные места зазывают и манят к себе туристов. Одним словом, Мангистау – музейный комплекс под открытым небом.

В прошлом году аким Мангистауской области Ералы Тогжанов в рамках развития туристического кластера посетил историко-культурные памятники. В свой визит Ералы Лукпанулы сказал: «Таких святых мест в нашей области немало. Если эти места сегодня вызвали интерес у историков-ученых, а завтра они могут стать точкой притяжения туристов. В рамках программы Президента «Рухани жаңғыру» проводятся работы по благоустройству старинных и средневековых археологических памятников».

Нельзя говорить, что до сегодняшнего дня не проводились научно-исследовательские работы по изучению культурного наследия края. Но, есть еще исторические места, некрополи, которые не исследованы в полной мере. Край был богат древними городищами, историко-культурными памятниками и другими историческими ценностями. Некоторые из них с течением времени канули в лету, а остатки некоторых сохранились до сегодняшнего дня. В каждой области есть учреждения, которые составляют списки историко-культурных памятников, духовных ценностей, проводят исследовательские работы. Одним из таких учреждений является Мангистауский государственный историко-культурный заповедник.

В целях реализации задач, указанных в статье Главы Государства Н.А. Назарбаева «Курс в будущее: модернизация общественного сознания», портал «National Digital History» при поддержке акимата Мангистауской области организовал экспедицию «Киелі мекен – Маңғыстау». Во время нашего визита в Мангистауской области мы смогли побеседовать с руководителем Мангистауского государственного историко-культурного заповедника Нурланом Кульбаевым, узнали о целях и задачах учреждения, проектах, реализуемых в рамках программы «Рухани жаңғыру».

- Уважаемый Нурлан Абызулы, руководимый вами Мангистауский государственный историко-культурный заповедник – священный шанырак, который хранит историко-культурные ценности Мангистау, ведет их летопись. Ознакомьте, пожалуйста, с целью работы заповедника, основными направлениями работы сотрудников учреждения?

- Мангистауский государственный историко-культурный заповедник был образован в 1980 году. Цель – выявление историко-культурных памятников Мангистауской области, сохранение уникальных исторических, архитектурных памятников и природных ландшафтов, документирование историко-культурных ценностей. В заповеднике функционируют 4 отдела: отдел учета и охраны памятников, отдел архитектуры и археологии, экскурсионно-массовый отдел и сектор фонда. В период с 1980-2015 годы в секторе фонда было собрано 99771 артефактов. Сотрудниками проводятся научно-исследовательские экспедиции по Мангистауской области, при этом сотрудники заповедника стараются охватить как можно большую часть территории полуострова Мангышлак и плато Устюрт, южную часть Прикаспийской низменности, местности полуострова Бозащы. Заповедником проводятся работы по раскопке и реставрации, различные экскурсионные работы, наряду с этим часто проходят заседания научно-методического совета и конференции. В течении года были организованы тематические передвижные выставки: «Маңғыстау ескерткіштері» («Памятники Мангистау»), «Маңғыстаудың киелі орындары» («Святые места Мангистау»), «От киесі» («Культ огня»), «Ежелгі Маңғыстау мұралары» («Наследие древнего Мангистау»), «Ортағасырлық Қызылқала қалашығы» ( «Средневековое городище Кызылкала»), «Сисем-ата қорымы» («Некрополь Сисем-Ата» ), «Маңғыстау петроглифтері» ( «Петроглифы Мангистау» ), «Түбектің таңғажайып орындары» ( «Удивительная природа полуострова» ). Их посещают жители и гости города, студенты и учащиеся, туристы. Ежегодно весной и осенью проходят мероприятия по проверке памятников, находящихся под охраной государства. Сотрудники заповедника у местного населения ведут сбор информации и исторических сведений о близлежащих памятниках. На сегодняшний день на территории области под охрану государства взято 590 памятников. Из них 20 имеют республиканский статус. Остальные 570 имеют статус местного значения.

- На Мангистауской земле есть много хорошо сохранившихся архитектурных памятников. Некоторые из них сохранились в первозданном виде. В чем их секрет?

- Священную землю Мангистау называют музеем под открытым небом. Все историко-культурные, архитектурные памятники запада Казахстана сосредоточены в Мангистау. В целом, исторические памятники Мангистауской области делятся на три типа. Первый тип – памятники архитектуры и строительства, второй – археология, третьи – некрополи. Здесь по Казахстану архитектурный уровень сохранился хорошо. Они даже почитаются как памятники, не имеющие аналогов на евразийском материке. Свидетельством тому является то, что внешнее и внутреннее строение памятников сохранилось в точности. Даже краски и надписи внутри памятников до сих пор сохранили свой цвет. Строение каждого исторического памятника уникально. Грани, резьба несут в себе философское содержание. У нас встречаются надгробные сооружения в виде кошкартаса, койтаса, сандыктаса, ромба.

- Вам удалось выяснить какой эпохе, какому времени принадлежит каждый памятник?

- Конечно, это выяснили путем проведения типологических, хронологических работ. Согласно камням, архитектуре можно выяснить места обитания здесь первых людей, племен саков, массагетов, скифов, живших в Мангыстау. Хронологический. Спросите почему? Белый меловый ракушник – камень Мангистау. Все эти памятники созданы из этого белого мелового ракушника. Это мягкий камень. Его вырезают, обрабатывают. Чем больше он стоит, чем больше покрывается мхом, тем он становится тверже. Потому не подвергается эрозии, ветру, дождю и из-за этого памятники Мангистау хорошо сохранились. Земля Магистау особо почитаема говорят «жеті жұрт келіп, жеті жұрт кеткен жер».

- Удалось ли вам изучить наследия тех семи народов, выяснить какое они занимают место в истории? Например, сказать, это эпоха ногайлы, это эпоха туркменов, это эпоха Золотой Орды, это эпоха огузов.

- Можно выяснить, когда пришел ислам. В археологической науке по строению кургана можно выяснить к какому веку он принадлежит. Выше мы говорили, что памятники Мангистау сохранились хорошо, поэтому различить их было легче. Археологические раскопки показали, что курганы имеют куполообразное строение. В купольных памятниках есть отверстия для прохода вниз. Внутри мангистауских курганов стоят камни балбал. В большинстве случаев они сделаны в виде батыра или женщины. Внутри курганов стоят светильники для жертвоприношения. Там проводили жертвоприношения и поклонялись культу огня, Тенгри. Со временем приходили другие племена с другой религией. Ранее здесь жили саки, затем их сменили гунны, после пришли аланы, таким образом сохранились следы каждого племени. Это можно узнать по их камням. Например, есть большой курган Байте. Внутри него есть несколько знаков. Что это? Руническая надпись? Или знаки? Ни один ученый не смог различить. Затем огузы основали свое государство, с ними в X-XI веке пришел ислам. Как доказали археологические раскопки, с приходом ислама умерших стали хоронить по законам шариата. Также у нас есть белтасы – небольшие проглядывающие из-под земли камни. Мы выяснили, что они принадлежат X-XI веку. Затем в XI-XII веках огузов сместили кипчаки. Белтасы у кипчаков чуть выше, по форме напоминают ферзя. Их наследие принадлежит XIII-XIV веку. В то время большинство огузов сместились к Азербайджану и туркменам. Сегодняшние туркмены - это их потомки. Позднее кипчаки ушли за Дон. А оставшиеся у нас кипчаки смешались с огузами стали мусульманами. Сохранились и их архитектурные памятники. Каждое племя приносило свои культурно-духовные особенности. После кипчаков появилась Золотая Орда. В эпоху Чингисхана монгольские войска уничтожили многие исторические памятники. На берегу Едиля и Жайыка они построили городок Сарайшык. В эпоху Золотой Орды сегодняшние многие племена на казахской земле объединились и оставили свои следы. Затем Золотая Орда распалась, пришли ногаи. Это XIII-XVI век. Множество их следов сохранились на земле Мангыстау. Сегодня имя «Ногай» означает название народа, а в то время так называлась Орда. В состав Ногайской Орды входили все казахские племена. Затем Керей и Жанибек основали Казахское ханство. Они отделились от Сарайшыка, а ногаи остались здесь.

Некрополь Кентыбаба – памятник эпохи ногайлы. Далее есть некрополи Уштам, некрополи Кожаумбет, Карауылумбет. Все они памятники эпохи ногайлы. В большинстве из них сохранились памятники сандыктас. После них пришли племена туркменов. Они жили здесь несколько веков. После Актабан шубырынды Младший жуз из южного Семиречья возвратился на свою прежнюю обитель – Мангыстау, потеснив туркменов. Начиная с XVIII века начинается культура племен Младшего жуза. Надгробные камни - кулпытас, кумбез там – могила с куполом, сандыктас, киматам, саганатам - все это памятники архитектуры, оставшиеся нам от наших предков.

- В рамках исполнения задач, обозначенных в статье Президента РК Н.А. Назарбаева «Курс в будущее: модернизация общественного сознания» был реализован проект «Сакральная география Казахстана». Благодаря этому вышла в свет книга «Қазақстанның киелі 100 нысаны» (100 сакральных объектов Казахстана). Сколько памятников Мангистауского края вошли в этот список? Какие работы вы проводите в рамках статьи Президента РК Н.А. Назарбаева «Курс в будущее: модернизация общественного сознания»?

- В рамках программы Президента РК Н.А. Назарбаева «Рухани жаңғыру» начались работы по определению сакральной географии, созданию базы. Мы тоже участвовали в этой работе. Из Мангыстауского края около 15 памятников вошли в состав макропамятников, 28 памятников вошли в состав микропамятников. Мангыстауская область - один из лидеров туристической сферы. В области проводятся работы по развитию внутреннего туризма. Путем внедрения исторических мест в туристическую инфраструктуру была основана туристическая индустрия. Поэтому, одной из главных задач стала организация систематических мероприятий в этом направлении. Среди них набирает обороты историко-культурный туризм.

- Расскажите об исторических местах Мангыстау, куда приходят туристы?

- У Мангыстау особый туристический потенциал. Ежегодно на полуостров для знакомства с историко-культурными памятниками приезжают туристы из Европы, Азии, в частности из Японии. Все наши памятники –меловые горы, равнины, Шеркала и Айракты – загадочные места, которые привлекают туристов. Еще одно место куда ходят много туристов – подземные мечети Шакпак-Ата. Такой мечети нет евразийском материке. В Турции есть местность Каппадокия. Там внутри гор построены дома, мечеть, гостиницы. У них другой стиль. Мангыстауские отличаются от них. Почему подземные мечети расположены только в Мангыстау? Здесь особая аура. Все святые, миссионеры, абызы для распространения ислама прибывали именно сюда. Их всех связывают с Ходжа Ахметом Яссави. У него было тысячи учеников. Все его ученики по следам Яссави, пришли на землю Мангыстау и распространяли ислам. С этой целью стали строиться подземные мечети. Шопан-Ата был одним из любимых учеников Яссави. История подземных мечетей Мангыстау берет свое начало от Масаты-Ата и Шопан-Ата. Масаты-Ата был распространителем религии из Хорасана.

- Расскажите об археологических раскопках, проводимых в последние годы на территории области?

- Археологических памятников на Мангыстауской земле очень много – насыпи, курганы, крепости. В советское время в Мангистау организовал экспедицию ученый исследователь Галкин. На плато Устюрт, в 45 километрах от населенного пункта Сая-тос, нашли удивительный памятник. Во время раскопок в местности Бейте мы встретили круглый памятник в виде креста. Он относится к разряду удивительных памятников. Таких памятников по Казахстану практически нет. В будущем там проведем полноценные исследовательские работы.

- В последние годы у ученых споры вызывает городище Кызылкала. Говорят, что здесь был крупный центр северного ответвления Великого Шелкового пути. Вы один из тех, кто проводил первые археологические раскопки на Кызылкале. Хотелось бы услышать из ваших уст об этом удивительном городище.

- Историю города ученые насчитывают с XIII века. это эпоха огузов, но возможно, город здесь был и раньше. Потому что, во время раскопок под городищем начали находить останки еще одного более древнего поселения. Поэтому, мы не можем сказать, что город полностью исследован и получил свою оценку. Но мы не знаем, когда был уничтожен город. Позже на эту землю пришли огузы или же другие племена и построили больной город-крепость Кызылкала. Он процветал, несколько веков сохранял статус города. Рядом с городом расположены Акмышская роща и сад. Там растут карагачи, посаженные старейшинами рода адай в XIX веке. На нашей мангыстауской земле очень много крепостей. Это – Караган, Сыгынды, Карлубас, Аккорган.

- Нурлан Абызулы, в сакральных местах, некрополях, находящихся под охраной государства, мы встречали свежие захоронения. В местах, находящихся под охраной государства, могут быть новые кладбища?

- Это есть в Законе по охране исторических памятников. Согласно статьи 36-38, рядом с памятниками, находящимися под охраной государства не должны строиться современные памятники. По Закону там все должно остаться в историческом виде. Сейчас рядом с историческими памятниками стали массово строиться новые кладбища. Они наносят вред древним памятникам, портят их вид. Это актуальная проблема не снимается с повестки дня. Мы говорим, но никто нас не слушает. Мы же не можем сидеть и сторожить каждую могилу. Люди приходят, роят, хоронят и уходят. Мы писали письма в администрации районов, аулы. Но люди твердят, «здесь покоится мой предок, мой дед. И я должен здесь похоронить». И что тут поделаешь? Что-нибудь если скажешь, то могут избить или даже убить смотрителя заповедника. Такие случаи не раз имели место.

- Какие проекты планирует Мангыстауский государственный историко-культурный заповедник?

- Организовать экспедицию по материальному и нематериальному наследию. Она включает 6 направлений. Одно из направлений – этнография Мангыстау. Второе – более 100 лет назад, в 1906 году, в Мангыстау побывал немецкий ученый Рерхит Карлст, надо выяснить, какие изменения произошли за это время. Третье – следы эпохи ногайлы на земле Мангыстау. Четвертое – о рунических надписях и петроглифах Мангыстау. Пятое – колодцы Мангыстау. И последнее – святые места Мангыстау. Экспедиция будет длиться 6 месяцев, с исследованиями, анализами проделанной работы это займет около года.

- Спасибо за беседу. Удачи вашей экспедиции!

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?