Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Праздник единства народа

1606
Праздник единства народа - e-history.kz

Фото: Артем Чурсинов

 

Республика Казахстан занимает огромную территорию. Повсюду в нашей стране дружно живут и работают люди разных национальностей: казахи, русские, уйгуры, корейцы, украинцы, немцы, татары, узбеки и др. Казахстан объединил нации и народности в единой братской семье. С обретением независимости он наполнился новым глубоким содержанием и стал символом крепкой дружбы, сплоченности нашего народа, независимо от национальности и вероисповедания. О том, какое значение играет этот праздник в нашем обществе порталу Qazaqstan Tarihy рассказал кандидат исторических наук доцент Казахско-Русского Международного Университета Керимсал Жубатканов.

 

Сегодня мы живем в сильном, процветающем и богатом государстве, поэтому уверены в нерушимости нашего единства, успешном будущем своей страны и наших детей. 18 октября 1995 года президент Казахстана Н.А. Назарбаев подписал указ об объявлении 1 мая Днём единства народа Казахстана. Праздник Первого мая претерпел изменения со времен Советского Союза, и теперь он является Праздником единства народов Казахстана. 

В странах бывшего Советского Союза этот праздник имел «политическую окраску» и отмечался демонстрациями, массовыми гуляньями, украшался портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, призывами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки, культуры. 

С обретением независимости Республикой Казахстан этот весенний праздник сохранился и стал называться «Праздник единства народа Казахстана». В этот день всегда проводятся праздничные мероприятия по сплочению всех народов, проживающих в Республике Казахстан, ведь Казахстан - многонациональное государство. Для сплочения многонационального народа Казахстана правительством республики проводятся различные мероприятия. Этот яркий весенний праздник проводится в каждом городе Казахстана, где проходят парады и шествия по центральным улицам городов, а также многочисленные праздничные мероприятия. Огромное значение имеет то, что в мероприятиях участвуют различные национально-культурные центры, с тем, чтобы ознакомить народ Казахстана с традициями всех его этносов. Веселые танцы, спортивные соревнования – все это делает мероприятие одним из самых ярких и любимых праздников для многонационального народа Казахстана. 

Кроме того, в этот день музеи и библиотеки Казахстана проводят выставки, посвященные этносам, проживающим в Казахстане. Этот праздник не просто знакомит многонациональный народ Казахстана с традициями и культурой всех его этносов и национальностей, проживающих на территории страны, он призван консолидировать в единую целостную казахстанскую нацию. 

Для всех нас, граждан Республики Казахстан, в Основном законе страны – Конституции Республики Казахстан, вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности, в статье 19 четко закреплено такое положение: 

«Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества». 

Вместе с тем, проживающие в нашем государстве представители различных национальностей и этносов, ощущают себя неразрывной частью единого народа Казахстана. Каждый этнос многонационального народа Казахстана имеет богатую историю и культуру. От поколения к поколению передаются сказания, легенды, традиции. По-разному рассказывают сказки разные народы, разные песни поют детям в колыбели, но всех их объединяет желание бороться за счастье, справедливость, мир, дружбу. Казахстан – это наша Родина, это наш общий дом, где в мире и согласии проживают представители более 130 народностей, людей, которые учатся, трудятся, растят своих детей, заботятся о старшем поколении и вносят свой вклад во имя процветания родной Отчизны. 

Процесс возрождения национальных культур привел к созданию 22 республиканских и региональных национально-культурных центров, которые объединяют 470 областных, городских и районных организаций. Сегодня в республике имеют этнообразования: немцы - 49, казахи - 40, корейцы - 36, татары – 29, славяне – 27, чеченцы и ингуши - 26, азербайджанцы – 23, уйгуры - 21, русские - 20, украинцы - 19, евреи - 18, поляки - 16, турки - 14, греки -12, армяне - 11, белорусы - 10, дунгане – 10, курды, узбеки по 8, казаки – 6, туркмены, болгары, дагестанцы по 4, кыргызы, таджики по 3, карачаевцы и балкарцы, китайцы, чуваши, каракалпаки по 2, ассирийцы, чехи, народы Прибалтики, грузины, осетины, лезгины, иранцы, буряты, венгры, румыны по 1. 

В стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку этих школ правительство Казахстана ежегодно выделяет 12 млн. тенге. Кроме того, им оказывается помощь и из местного бюджета. 

В Казахстане действует 88 этнических общеобразовательных школ, в которых обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета. В 190 специализированных лингвистических центрах изучаются языки 30-ти этносов. 

В Казахстане издается 4 республиканских и 15 региональных национальных газет, работает 6 национальных театров (казахский, русский, немецкий, уйгурский, корейский и узбекский). Ежегодно выходит в свет несколько десятков новых книг на языках этнических групп. 

Стали традиционными ежегодные массовые народные праздники Наурыз, Масленица, Рождество и др. Казахстан стал территорией, свободной от этнических конфликтов. 

Экономические и социально-политические реформы успешно состоялись, благодаря межэтническому спокойствию и гармонии. Мир и покой вошли в каждый дом. 

Керимсал Жубатканов напомнил, что после распада СССР, когда бывшие союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело к заметному снижению интереса к русскому языку в этих государствах. В независимом Казахстане возобладало трезвое отношение к русскому языку, понимание его значения для народов - государств СНГ, для развития их культуры, экономики, торгово-промышленных отношений. Это и определило языковую политику в Казахстане. В отличие от ряда других стран СНГ, в Казахстане никогда не было серьезных межнациональных конфликтов, что стало возможным благодаря межнациональной политике казахстанского государства. 

Как отметил историк, некоторые российские СМИ постоянно муссируют информацию о продолжающемся оттоке русского и русскоязычного населения из Казахстана, хотя эта тенденция не нова. Но этот отток не является вынужденным, а обусловлен, как и в любой другой стране, рядом факторов. Основной причиной миграции, что признает большинство экспертов, была и остаётся экономическая составляющая. Не секрет, что уезжают те, кто считал Казахстан продолжением России и временным местом проживания, а потому не был к нему привязан духовно. Эти люди после распада СССР и стали потенциальными эмигрантами. А остаются те русские, которые срослись с Казахстаном и считают его своей родиной. Их ментальность разительно отличается от российской русской ментальности, а потому такие люди если и уезжают, то зачастую возвращаются назад. Среди казахстанских русских практически нет тех, кто возражал бы против обучения своих детей казахскому языку. Русские выступают против политиканства в языковой сфере, против непрофессионализма, который не позволяет решить имеющиеся проблемы, а самое главное – против того, чтобы языковую проблему постоянно переводили в плоскость межнациональных отношений. 

В независимом Казахстане реально созданы полноценные и равные условия для существования и развития государственного - казахского и русского языков, а также всех других языков народа Казахстана, чего не было при СССР! В независимом Казахстане понятие «дружба народов» это не мантра и не лозунг, а настоящая теория, которая реализована на практике и проверена практикой существования вот уже 32 года существования Республики Казахстан!

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?