Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ОЗГЕЖАН КЕСИЖИ: ХОЧУ ИССЛЕДОВАТЬ ВОПРОС НАЦИОНАЛИЗМА ВРЕМЕН АЛАШ ОРДЫ

1713
ОЗГЕЖАН КЕСИЖИ: ХОЧУ ИССЛЕДОВАТЬ ВОПРОС НАЦИОНАЛИЗМА ВРЕМЕН АЛАШ ОРДЫ - e-history.kz
Казахская девушка Озгежан Кесижи, защитившая докторскую диссертацию за рубежом, рассказала, что исследовала вопрос национализма с точки зрения социального аспекта

Мое имя – Озгежан Кесижи, защитила докторскую диссертацию в факультете социологии. Тема – «Движение «Алаш Орда»: национализм, дошедший до наших дней». Я работала над диссертацией четыре года и в этом году благополучно ее защитила. Я окончила бакалавриат и магистратуру в Мюнхенском университете Германии. Базовое образование - специальность политология. Тогда я изучала вопросы нации в Казахстане, написала несколько исследований. После этого мне захотелось еще глубже исследовать тему национализма нынешних дней в Казахстане, в частности с точки зрения истории. Вот таким образом я пришла к теме Алаш Орды.

После окончания магистратуры, в целях освоения материалов касательно моей темы я посетила Евразийский национальный университет в городе Астане. «В это же время я решила заняться изучением национальных вопросов во времена Алаш Орды», – говорит наша соотечественница Озгежан Кесижи. С ней нам сегодня удалось пообщаться по скайпу.

Сейчас она учится в городе Дублине в Ирландии. Ее отец Кайым Кесижи – активный общественный деятель, объединивший казахов Европы и посвятивший жизнь служению интересам казахской нации.

– Вы написали диссертацию на тему Алаш Орды. Научная среда, ученые Казахстана оценивают вашу работу как высокое достижение. Какова новизна вашей диссертации? На каких неизвестных нам сведениях она основана?

– Для получения фактов, касательно этих вопросов, я в 2014 году посетила Центральный архив в городе Алматы. Ввиду того, что мне было необходимо изучать этот вопрос не с точки зрения истории, а его социальный аспект, я смогла воспользоваться многими сведениями, хранившимися в четырехтомнике «Движение Алаш». Моя основная цель была изучение с социальной точки зрения, поэтому понадобилось очень много потрудиться над разъяснением историко-социального положения. Я много работала в Центральном архиве, и я думаю, что смогла эффективно воспользоваться собранным материалом.   

В Европе в социологической науке существует категория «национализм». Европейские социологи считают: «Нация может быть нацией только когда она станет моделью». На западе национализм появился после индустриальной революции. Казахстан была колониальной страной, она подчинялась России, и поэтому можно встретить очень много сведений о том, как развивалось их освободительное движение, почему их обвиняли в национализме и о понесенных ими ущербе. Например, существуют очень много трудов про национальную борьбу других зарубежных колониальных государств, таких как Африканские государства. Однако мы умалчиваем, когда это касается Алаш Орды. Поэтому я вложила много труда в изучение этого вопроса. Если учитывать социальное положение во время становления Алаш Орды, мы понимаем, что казахский народ в то время еще не избавился от кочевого образа жизни, а его интеллигенция пыталась оставить в позади старинный уклад жизни, открыть глаза своему безграмотному народу и создать мощное государство, тем самым стала некой моделью основы нации. Такие мысли могут заключением той теории, которую я высказала до этого - «Нация может быть нацией только когда она станет моделью».

– История Алаш Орды – загадочная и полная тайн и секретов. Какую методологию вы предложили для изучения этой темы?

 – В изучении этой темы я брала в основу многие сведения, опубликованные в казахских печатных изданиях. Например, я читала статьи, исследования Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова, стихи поэта Магжана Жумабаева и воспользовалась ими в выражении своих некоторых мыслей. И могу сказать, что мой метод был успешным. Кроме этого, я в последнее время начала с особым рвением читать публикации на тему национализма.

– Вы говорите, что опирались на научные работы казахских ученых во время написания вашей диссертации. Каких неизвестных нам европейских ученых можете вы назвать? И об их трудах...

– У нас есть ученый Стивен Собол, он – истинный историк. Он изучал тему Алаш с точки зрения истории и в 2003 году опубликовал исследования в качестве книги.  В этом труде он проанализировал цели и задачи движения Алаш, политические взгляды его лидеров и в конце написал биографию трех самых известных деятелей Алаша: Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова и Мухамеджана Сералина.  По-моему, это книга написана замечательно. Также ученый Питуе Тиер тоже защитил диссертацию на тему Алаш. Однако он не издал свою работу в качестве книги. Еще есть историк Гульнар Кендирбай, написавшая множество статей на английском языке. Произведения этих ученых стали основой моей диссертации.

– Какие архивы вы посетили во время работы над диссертацией? С какими документами вы познакомились?

– В начале беседы я говорила, что посетила Центральный архив в Алматы. Тогда я узнала, что казахи в 1905 году, будучи колонией другой страны, участвовали в качестве депутатов в Государственной Думе. Они тогда оставили след в истории, сделав выбор своего народа. Познакомилась с записками деятелей, всеми силами стремившихся защитить родную землю и высказавших разоблачительные слова в адрес царской России. Прочитала о том, что М. Дулатов был арестован, когда опубликовалась его книга «Оян, қазақ», как Сталин держал под присмотром партию Алаш. А также специально остановилась на теме национализма в газете «Ак жол», закрытой по приказу Сталина и изучила ее. Для этого мне довелось посетить Музей жертв политических репрессий в Южном-Казахстане.

– Спасибо за беседу. Желаем вам творческих успехов.

Беседовал Зангар КАРИМХАН 

Перевод. Г. Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)    

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?