Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Мудрец из рода саков

1872
Мудрец из рода саков - e-history.kz
«Мудрец из рода Саков» – документальный фильм, в основе сюжета которого лежит научное исследование казахстанского археолога Армана Умарходжиева по принадлежности легендарного учителя Будды к сакам.
Собственно, мысль о принадлежности Будды к сакам, как отмечают создатели фильма, не нова. Такое предположение высказывали многие ученые. Духовное имя Будды — Шакьямуни, по одной из версий, переводится как «мудрец из рода саков». Однако доказать эту гипотезу с помощью четких научных данных пока не удавалось никому.
 Исследовательская экспедиция в Непал в составе продюсера, автора проекта, археолога Армана Умарходжиева и историка, исследователя тенгрианства Армана Нурмуханбетова позволила создать фильм в редком для Казахстана жанре научно-популярного кино. 
Главной целью экспедиции стал поиск представителей рода шакья, выходцем из которого был сам Будда, для проведения анализа ДНК. Полученные генетические данные впоследствии должны были определить, откуда пришли в Непал древние предки современных шакья. Изначально в цели Умарходжиева и Нурмуханбетова не входило создание кинофильма, они лишь хотели провести важное научное исследование, но собранный этнографический материал о быте шакиев, их традициях и религиозных представлениях дал повод задуматься и об экранизации рабочей командировки. 
— Мы обратились к Алесе Дранице, которая на основе наших данных создала сценарий фильма, — рассказывает Арман Умарходжиев. — Режиссером картины выступил Александр Дроздов, оператором — Рустем Калиаскар.
 В ходе экспедиции исследователи посетили три непальских города — Капилавасту, Лумбини и Катманду. — Как известно, Непал не так давно пережил разрушительную катастрофу. В связи с этим большого количества памятников древней архитектуры, которые нам удалось запечатлеть на камеру, в настоящее время уже не существует, — отмечает Арман Умарходжиев. 
Кстати, участник прошедшей экспедиции Арман Нурмуханбетов является сыном казахстанского археолога, первооткрывателя известнейшей находки под названием «Золотой человек» Бекена Нурмуханбетова. 
— Да, в последнее время модно в порыве патриотизма все приписывать себе, но мы далеки от этой мысли, — утверждает Арман Нурмуханбетов, одновременно показывая фотографии с изображением различных мест и предметов, характеризующих сакскую культуру, сделанные в Непале.
 — Вот чаша в буддистском храме, один из элементов которой совпадает с элементом костюма Золотого человека, музыкальный инструмент саранги напоминает кобыз, десятки и сотни изображений остроконечных головных уборов характерны для скифо-сакской цивилизации, а здесь вы видите печь тандури, схожую с нашей тандырной печью…
 Население Непала 29 миллионов человек. Все они разделены на 100 этнических групп и 60 народностей. Генетические анализы были взяты у троих представителей рода шакья: ювелира Джитендры Шакия, ламы Гян Кяджи Шакия и ученого Милана Ратна Шакия. После проведения генетических тестов было установлено, что Милан Ратна Шакия и его предки оказались из числа коренных жителей. Гаплогруппа J2, к которой он принадлежит, характерна для всей популяции, проживающей на территории Индии, Непала и сопредельных государств. 
Согласно выводам генетиков, Джитендра Шакия и Гян Кяджи Шакия принадлежат к гаплогруппе O3 с маркером M117. Такой генетический код наиболее близок монголам восточной части Монголии. Кроме того, родственные данной линии встречаются также среди каракалпаков и даже казахов, в частности представителей рода найман. 
— Да, три анализа ДНК недостаточно репрезентативны для того, чтобы делать окончательные выводы, — говорит Арман Умарходжиев. — Вся экспедиция была проведена по нашей личной инициативе и за наши средства. Мы надеемся, что нашим открытием заинтересуется государство, что позволит провести более углубленную экспедицию. 
В то же время научный руководитель экспедиции профессор археологии, доктор исторических наук Виктор Зайберт замечает, что для науки не важно количество, важен сам факт, а затем процесс его дальнейшего изу­чения.

 Юлия Миленькая, фото автора, Алматы
Газета "Литер"
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?