Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История требует внимательного изучения

1735
История требует внимательного изучения - e-history.kz
Институт истории государства с порталом NDH всегда в тесном контакте – на сайте публикуются статьи ведущих ученых Института, портал освещает крупные научные события в республике

В этом году Институт истории государства КН МОН РК отмечает свое 10-летие. Институт занимается современной историей, проблемами государственности, развитием современного казахстанского общества. В Институте определены фундаментальные и прикладные исследования по нескольким направлениям.

Коллектив укомплектован хорошими, знающими свою дисциплину специалистами. Это такие ученые как Ауанасова Алия Мусировна, доктор исторических наук, профессор Карасаев Гани Мукашевич, Куанышев Жапсарбай Ильясович, кандидат наук Лапин Николай Сергеевич, начальник отдела, ученый секретарь Габдуллина Анар Женисовна, кандидат педагогических наук Калиев Жабай Нурмакович, кандидат исторических наук, юрист Нурпеисов Еркеш Калиевич и другие. Ученые, около 50 штатных сотрудников, работают над фундаментальными прикладными исследованиями по истории современного Казахстана. 

Заместитель директора Института истории государства, к.и.н., доцент А.Н. Кашкимбаев встретился с порталом NDH и рассказал о деятельности научного учреждения. 

Если вы меня спросите, почему, при наличии такого института как Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова в Алматы, возникла необходимость создания Института истории государства, я бы вам ответил следующим образом. Одно дело – средневековая история, другое дело – история постсоветского времени. Но современная история Казахстана также требует внимательного изучения, анализа тех событий, которые происходили и происходят с момента приобретения суверенитета и независимости.

В последнее время сложилось мнение о кочевом образе жизни казахов: раз казахи – кочевые люди, значит они кочевники. Но кочевье – это способ производства, а не признак народа. Этот способ производства веками хранил самобытность, чистоту души, характер определенной категории людей. Поэтому нужно подходить очень осторожно внимательно и даже с уважением к людям, которые приняли за основу существования способ существования как кочевой способ. В период независимости нужно все пропускать всегда через призму своего мышления. Не зря Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев обратился к обществу с программной статьей «Взгляд в будущее – модернизация общественного сознания».

С момента образования Институт ежегодно проводил не менее двух-трех конференций. На эти конференции мы в первую очередь приглашали ведущих ученых Казахстана – обсуждая то или другое явление – определиться и выйти к какой-то точке или прийти к какому-то решению, которое бы способствовало полноценному развитию общества.

Я хочу обратить внимание на Международную конференцию, посвященную проблеме голода 30-х годов ХХ века в Казахстане. Мы до сих пор не можем ответить на вопросы, почему так произошло? Какую оценку должны давать? Конечно, можно сидеть и ругать советский строй, когда при власти большевиков произошло такое трагическое событие. Но нам нужно ответить на вопросы, почему это произошло? Виновата ли только власть Советов? Если виновата власть большевиков, то тогда где были мы, казахи? Почему такое допустили? Мне кажется, такую проблему нужно рассматривать в таком ракурсе. Нельзя допустить повторения таких явлений в настоящем и будущем.

Многих волнует проблема войны, в том числе участие казахов во Второй мировой войне. Как известно, казахи участвовали во Второй мировой войне с самого начала - с 1939 года. В рамках Второй мировой войны произошла Великая Отечественная война - война Советского Союза против фашистской Германии. Казахи принимали участие в этой войне. Миллионы казахстанцев погибли, защищая свою родину. Сегодня появилось мнение, что не было Великой Отечественной войны, то есть эта война была по своей характеристике не Отечественной, поэтому надо говорить только о Второй Мировой войне. Что меня в этом отношении волнует? Около 28 миллионов советских людей погибло, в том числе и казахи. 1 миллион 800 тысяч ушли на фронт, из них около 800 тысяч казахстанцев погибло на фронтах войны. Их нет. Имеем ли мы право говорить о том, что они не по своей воле защищали родину, отечество? Они же не виноваты, что воевали. Как мы можем сегодня, сидя в тепле, в хороших условиях, рассуждать о том, что они не защищали Родину?

В прошлом году, на конференции в Молдавии, я стоял на том месте, где боролись и погибли казахстанцы, герои Советского Союза. И вдруг меня осеняет вопрос: за десятки тысяч километров казах погибает на земле Молдавии. Мы не знаем, о чем он думал? Они видели ужасы войны, когда один снаряд лишал жизни солдат. Люди сидели вместе, взрыв, и их нет. Представьте состояние человека. Казах, погибший на земле Молдавии, форсируя Днепр, защищая Москву, воюя за Берлин, мог думать так: если эти изверги дойдут до земель Казахстана – что станет с моим очагом?

Я не случайно так подробно остановился на этом моменте. Освещая проблемы современной истории, мы никогда не должны забывать, как это было, почему это было? Но, без субъективной оценки действий тех солдат, которые погибали, получали ранения, или возвращались на родину, потеряв руки, ноги.

В одном из сборников, посвященных проблемам Второй Мировой войны, я случайно наткнулся на такой пример. Из одного села Атбасарского района на фронт ушло 50 человек, вернулись живыми только 5 человек. Эти солдаты вернулись к мирной жизни, стали работать. Но долгое время не приносили домой полностью заработную плату. Через некоторое время выяснилось, что эти пять человек складывались и отдавали часть заработной платы тем семьям, где отцы не вернулись с фронта. Они не думали о том, что защищали. Они думали о том, что человек погиб, но очаг сохранился, дети живут. Чтобы оказать им посильную помощь, они поступили таким образом. Это один из факторов, который мы должны взять за основу, размышляя о тех событиях.

К заслугам Института можно отнести то, что он способствовал созданию Академии истории и общественных наук, около 50-60 человек являются его членами. Среди них есть учителя средних школ, не только города Астаны, но и из областных и сельских школ. Мы отошли от классического определения и сути Академии наук, заложили такую основу, что академиками истории общественных наук должны быть не только мастистые ученые, но те люди, которые работая в средних школах, в средне-специальных заведениях вносят свой вклад в развитие исторической науки.

Следующий вклад – Лига молодых историков, одной из существенных проблем современного общества стала проблема молодежи. Все известные ученые начинали свою деятельность с малого. Кто-то их направлял, был руководителем диссертации, наставником. Мы тоже пытаемся «держать под контролем» молодежь. Таких моментов в деятельности нашего института много.

Институт проводит совместные мероприятия под лозунгом директора, профессора Аягана «в любой момент, любая встреча должна охватывать наши проблемы». Конференции – это официальные мероприятия, мы приглашаем ученых из России, Киргизстана, Узбекистана, Азербайджана – откуда только к нам не приезжают. Гости имеют вес в исторической науке и обществе. После конференции, в неофициальной обстановке, стараемся обсудить общие проблемы и вопросы. Ничего, касательно общественного состояния, не должно оставаться вне внимания историков.

СМИ часто приглашают ученых на телевидение, различные мероприятия. Иногда нас обвиняют в том, что мы, пользуясь близким соседством с МОН РК, «узурпировали» телевидение и иные средства массовой информации. Дело не в этом, а в том, что наши ученые востребованы, они имеют свое суждение по многим вопросам современности – этим они интересны зрителю.

За 10 лет деятельности Институт истории государства  выпустил около 80 учебников книг, монографий и других трудов. Кроме этого, у каждого ученого есть свои научные проблемы, которыми они занимаются. Ученые проявили инициативу, самостоятельно определили тему «Ұлы дала тұлғалары». Благодаря этому  ученые выпустили исследования, посвященные выдающимся деятелям, писателям. В свое время след в истории Казахстана оставила советский ученый Панкратова. Она много сделала для становления и развития отечественных ученых, таких как Е. Бекмаханов. В серии «Ұлы дала тұлғалары» К. Еримбетова написала монографию о ней.

Ученый Гани Карасаев занимается проблемами Восточного Казахстана, развитием тяжелой промышленности. Будет интересная тема – будем заниматься.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?