Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

С исторического пути «Хан жолы» на Запад Монголии

1470
С исторического пути «Хан жолы» на Запад Монголии - e-history.kz

Международная экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін», стартовавшая из Кокшетау  через территорию северо-восточных регионов Казахстана, затем российских субъектов Алтайского края и Республики Алтай прибыла на территорию Монголии. В административно-территориальном  отношении эта страна делится на двадцать один аймак, в одном из которых доминирующим является  казахский этнос.  Это исторический регион «Бай-Өлке» –  Баян-Улгийский аймак Западной Монголии, расположенный в пустыне Гоби. По сути «Баян-Өлгей»  – это Казахский оазис в субтропической пустыне Гоби, одной из крупнейших в мире и самой огромной в Азии! Центром развития данного региона является многонациональный  Ховд. Именно здесь, два с половиной столетия назад происходили события, связанные с последним правителем Джунгарского ханства, ойратским нойоном Амурсаной, союзником и защитником которого выступил казахский хан Абылай – один из наиболее авторитетных государственных и политических деятелей в истории Казахстана и Центральной Азии XVIII века.   Кокшетауский регион в эпоху хана Абылая являлся административным центром сосредоточения власти Казахского государства. Именно с Кокшетау начинался исторический путь «Хан жолы», «Абылайдың қара жолы», известный в источниках как «Ханская дорога Абылая», входившая в число крупнейших дорог Казахстана. Данный путь сыграл важную роль в установлении и развитии международных отношений, в том числе и с Центрально-Азиатскими странами. Символом экспедиции стали две великие личности в истории тюркских народов: Тоныкок и Абылай, которых разделяет тысячелетие, но объединяет общетюркская история. Приезд экспедиции из Казахстана совпал с международным Курылтаем казахов, проходившим в эти дни в Монголии.

Итак, 7 июля 2023 года, на четвертый день экспедиции, после нескольких часов проведенных на российско-монгольской границе мы въезжаем на территорию нейтральной международной зоны. Здесь продолжается все тот же Алтай,  но уже с другим, номадическим колоритом. Сотрудники на таможенном посту проверяя загранпаспорта, здороваются и разговаривают с нами на казахском. Как известно, в Западной Монголии проживает самая крупнейшая диаспора казахов – более 150000 человек, при том, что страна считается малочисленной, но по территории занимает 18-е место в мире. Ближе к 11-ти  экспедиция движется в западном направлении и первое, что улавливает взгляд, полупустынный пейзаж бескрайнего Степного ландшафта. Именно отсюда, с Монгольского Алтая начинается пустыня Гоби. Путешественники будто бы образно переносятся в прошлые века, в эпоху Кочевой цивилизации, господствовавшей здесь тысячелетиями. Среди огромных Алтайских гор, с раскинувшимися юртами на жайлау пасутся стада овец. Указатели на трассах сообщают, что в направлении справо находится Баян-Улгийский аймак, слева же трасса ведет к столице Улан-Батору. Вот и первый населенный пункт с исконно казахским топонимом «Ұлан байшешек». Семантика первой части этого словосочетания в переносном смысле означает простор, безграничность, вторая же в собирательном значении подразумевает цветы, и в буквальном значении, степные  подснежники. Рельеф большей части Монголии, по данным Википедии, располагается на Монгольском плато, приподнятом на высоту 900-1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массисов и хребтов. Самый высокий из них – Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе страны на расстоянии девятьсот км.

    Со вчерашнего дня экспедиция движется в окружении Алтайских гор, в связи с чем и возникает ощущение некой бесконечности этих гор, что на самом деле конечно же не так. Как отмечалось в первом разделе «К истокам Тюркской цивилизации»,  своеобразной границей с завершающим лесным массивом Алтая служит Кош-Агашский район Республики Алтай, где преобладающим  является казахский этнос.  Именно с Кош-Агаша и далее на всем протяжении Западной Монголии, Алтайские горы остаются каменистыми, что в целом и характерно для  полупустынного, песчаного ландшафта Гоби. Особенностью Монголии является то, что эта страна единственная в мире,  где в ХХІ веке как и сотни, тысячи лет назад основной отраслью материального производства остается кочевое скотоводство!

 

 

     У подножия Алтайских гор можно встретить компактно расположенные мобильные юрты, или изолированно стоящие в полупустынной Степи. (Фото автора:  Б. Бейсенбайкызы).  Здесь  повсюду вы увидете табуны лошадей,  крупный и мелкий рогатый скот, в первом из которых превалируют монгольские длинношерстные быки – яки, считающиеся самыми большими и сильными в мире. Дороги на западе между гор узкие, двухполосные,  асфальтированные, но на определенном участке покрыты щебнем, и в данное время здесь идет ремонт. Монголия – это аграрно-индустриальная страна, и сегодня является одним из лидеров по запасам природных ресурсов в Азии.    

     Туристов и путешественников приезжающих со всего мира в эту страну в первую очередь, интересует Запад Монголии и знаменитая пустыня Гоби, возраст которой составляет 65 миллионов лет! По данным открытой энциклопедии «Wikipedia», Гоби – это обширный регион в Азии, третья по величине жаркая пустыня в мире, характеризующаяся пустынными и полупустынными ландшафтами. «Гоби» огромна по своей площади и простирается с гор Алтая в Западной Монголии до границы с Китаем на Востоке.  На севере же Гоби переходит в Степи и таким образом, занимает почти половину территории страны. Этимология слова «Гоби» имеет монгольское происхождение и переводится как «безводное место». Относится к типу каменистых и песчанных пустынь, с классификацией ландшафта пустынно-степного гобийского ареала. Именно такой ландшафт и характерен для Баян-Улгийского аймака, по сути Казахского оазиса в  Гоби. (Фото автора:  Б. Бейсенбайкызы). 

 

 

     На официальном сайте «Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии» говорится, что Баян-Улгий, аймак является важным регионом для казахов, составляющих здесь основное население, далее идут уранхаи, затем дорводы – полтора процента и тувинцы – всего 1% населения. Климат резкоконтинентальный, аймак является высокогорным регионом, поэтому зимой там очень холодно. Баян-Улгийский аймак расположен в пустыне Гоби, поэтому погода очень изменчива. Казахским национальным Новым годом является Наурыз. /https://www.bayan-olgii.gov.mn/

     Запад Монголии часто называют другой Монголией, под которой собственно подразумевается Казахский исторический край «Бай-Өлке», «Баян-Өлгей». Этимология первоначального топонима происходит от словосочетания семантически обозначающего богатый, благодатный край. Аналогично и с монгольского, «Баян» означает счастье, благодать. Итак, мы в Западной Монголии, где нас встречают с традиционным  шашу кандастар – наши соотечественники.  Здесь звучит только казахская речь, и ощущение того, что будто бы мы и не выезжали из Казахстана. И даже названия супермаркетов, различных торговых сервисов также казахские: «Бал-Қарағай», «Қымызхана», «Шашу» и многие другие. 

     Среди встречающих международную экспедицию во главе с Мурат кажы Ыдырысом представители казахской диаспоры, в том числе и Онерханулы Кабай, который оказался очень ценным информатором и с этого дня сопровождал нас в путешествии до самой столицы Улан-Батора. Кабай Онерхан будучи акимом Баян-Улгий, внес огромный вклад в развитие данного региона. За достижения получил государственные награды, в том числе «Алтын Жұлдыз», в благодарность же от народа один из построенных комплексов в городе назван в честь его имени «Қабайтөбе», что в переводе с казахского подразумевает лучшего из многих. 

   Онерханулы Кабай родился в традиционной казахской семье, где воспитывалось много детей. Благодаря своим лидерским качествам, уже в  юности руководил различными общественными организациями в школе, затем в вузе.  В то время Монголия, как страна так называемого социалистического лагеря находилась в дружественных отношениях и под влиянием бывшего Союза. К слову, официальным языком здесь является монгольский, но в письменности до сих пор используется кириллица, внедренная советским правительством в начале 40-х годов ХХ века. Однако, не забыто и старомонгольское иероглифическое письмо, созданное самим Чингисханом, которое сейчас уже называют классическим.  Итак,  в 1982 году 18-летний К.Онерхан  поступил в Новосибирский государственный технический университет, который окончив с отличием, получил диплом инженера информационных систем.  Будучи студентом являлся обладателем гранта специальной стипендии от Монгольской Народной Республики «Сухбаатар». По возвращению в Баян-Улгий молодой Кабай создает семью и по казахским обычаям, вместе с родителями и детьми живут  под одним шаныраком. Сегодня уже и его дети получив образование, определились в жизни, сам же экс-аким занимается бизнесом и проявляет огромный интерес к истории  края. Тогда же четырнадцать лет назад, Онерхан Кабай победил на выборах в акимы Баян-Улгий, прошедших путем тайного голосования. К слову, акимов города здесь на казахском называют  «әмір», то есть эмиром, правителем. В 2010 году приступив к должности акима К. Онерхан в первую очередь, со своей администрацией разработал план социального развития края на ближайшие годы, который ему успешно удалось реализовать.  В то время Президентом Монголии являлся Ц. Элбэгдорж, один из лидеров Демократической партии,  в правительстве проводились реформы по обновлению «Жаңартушы үкімет», направленные на поддержку госслужащих, противодействию коррупции и т.д. В административно-территориальном отношении Баян-Улгийский аймак делится на тринадцать сомонов, под которыми собственно подразумеваются районы. Здесь созданы все условия для развития национальной культуры, имеется Казахский музыкально-драматический театр, региональный музей, мечети, библиотеки, Казахский колледж, филиал университета из Казахстана «Өскемен», дети обучаются в казахских школах, но высшее образование многие стремятся получить в Казахстане и остаются на исторической родине, другие же напротив продолжают учебу в столице. Таким образом, регион фактически можно назвать Казахской автономией в Монголии.   

     Во второй половине дня экспедиция выезжает из современного туристического комплекса, расположенного в окружении Алтайских гор. Сейчас проезжаем реку Ховд, на казахском «Қобда өзені»,  которая протекая на западе страны, является самой крупной рекой Монгольского Алтая. Особенно красивый, панорамный вид города, расположенного на побережье  Кобды, в окружении каменистого Алтая, вы можете наблюдать с высоты смотровой площадки в горах, которые здесь называют «Бөкентау». Гора с пятью вершинами «Бесбоғдатау» и пик Кэйтэн, являющийся самой высокой точкой Монголии (4374 м), находится под охраной государства. 

    Итак, мы в центре «Баян-Өлгей», который по праву называют казахским городом  Монголии, так как 95 % населения региона составляют этнические казахи. На снимке, одно из современных комфортабельных зданий в центре города, построенное на средства казахского бизнесмена-мецената Мурата Дакейулы,   активно инвестирующего в развитие своего края. Интересно, что слово «аймақ» на казахском языке и аналогично на монгольском означает регион. На заднем плане развеваются  национальные флаги МНР и памятник одному из героев ХХ века  Баатар Мазимын Икею. Подиум декорирован казахским классическим орнаментом «қошқар мүйіз», символизирующим экономический и материальный достаток в обществе. По официальным данным, в Баян-Улгийском аймаке «сохраняется довольно высокий естественный прирост населения, несмотря на то, что часть казахов эмигрировала в Казахстан. Примечательно, что высокий естественный прирост казахов не только компенсировал потери, но и даже превысил его». Начало переселения в Казахстан здесь называют «Ұлы көш» – «Великим переселением народа». К слову, подробно об этом можно узнать в статье кокшетауского журналиста Бакберген Амалбека: «Ұлы көш осылай басталған еді». /https://egemen.kz/

     Сфера туризма в Западной Монголии считается одной из привлекательных сфер, в связи с тем, что именно этот край, по мнению исследователей богат природными, историко-культурными и туристстко-рекреационными ресурсами. Казахский регион «Бай өлке» – Баян Улгий является одним из крупнейших аймаков на территории Монголии.  К примеру, туристический комплекс, где останавливались члены экспедиции, построен в этностиле, имеется также музей по этнокультуре и быту казахского народа, представленный в традиционной юрте. Следует сказать, и сервис на соответствующем уровне. За время пребывания здесь мы встречали туристов из Франции, Италии, Америки и России, а также самих монголов, путешествующих по своей стране в дни Национального праздника «Наадам».

     В эти дни в трех городах Монголии, в том числе и Улан-Баторе проходил ІV Малый Курылтай казахов, организованный фондом «Отандастар». Вечером этого же дня в «Баян-Өлгей» состоялся концерт артистов из Казахстана, Карагандинской областной филармонии – концертного объединения имени Кали Байжанова, который посетили руководитель Мурат кажы Ыдырысулы и другие члены экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін».

 

     

 

В субботу, 8 июля 2023 года, в первой половине дня в региональной библиотеке состоялась встреча участников экспедиции из Казахстана с интеллигенцией, краеведами. В рамках международного Курылтая мероприятие посетили:  известный казахский ученый из Турции, профессор Стамбульского университета им. Мимара Синара – Абдуакаб Кара и  Советник Президента Республики Казахстан – Малик  Нуржанулы Отарбаев. Со приветственной речью к собравшимся обратился руководитель экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» Мурат кажы Ыдырысулы, который представил всех членов экспедиции и научного руководителя,  известного тюрколога, доктора исторических наук Турсынхана Закенулы. Модератором встречи выступил главный редактор казахстанского исторического портала, журналист  Алтынбек Кумырзакулы. 

     Советник Президента РК Малик Отарбаев отметил, что политика Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева заключается в поддержке казахской диаспоры за рубежом. К примеру, в этом году в Германии состоялся «Курылтай Казахов Европы», собравший представителей казахской диаспоры из Франции, Бельгии, Нидерландов, Турции, Китая, Казахстана и других стран. Подобные мероприятия способствуют сближению народов. 

     Профессор кафедры Востоковедения Евразийского Национального университета им. Л.Гумилева Турсынхан Закенулы говорил о том, что письменные источники по истории казахского этноса, Казахстана  представлены во многих архивах и музеях мира. К примеру, на протяжении  веков китайцы подробно фиксировали нашу историю. Все это необходимо исследовать, публиковать, популяризировать. Казахский народ, как известно, является тюрко-монгольским этносом. Монголы же в свою очередь сохранили памятники Великой Тюркской цивилизации и историю периода средневековья представляют с тюрков. Также профессор Т. Закенулы привел редкие сведения о том, что именно здесь, на Западе Монголии находился жайлау известного казахского батыра эпохи Абылая – Ер-Жанибека (1714-1792), происходившего из рода Абак-Керей. Знаменитый хан Абылай, расширяя международные связи, отправлял дипломатические посольства не только в ближайшие страны Россию и Китай, но и в Индию, Афганистан, Кашгар, Турцию, а также в Европу – далекую Великобританию,  об этом  свидетельствуют редкие письменные источники. Резюмируя, спикер отметил значимость масштабного проекта «Абылай ханның қара жолы», назвав его по праву историческим для Казахстана. 

     Здесь же состоялась презентация книги журналиста Алтынбека Кумырзака, изданная в соавторстве с Асылбеком Байтаном: «Баян-Өлкедеге күйшілік мектеп», в которой представлено исследование о казахском исполнительском музыкальном искусстве на территории Западной Монголии.

 

 

     В ходе встречи выступили казахские краеведы, аксакалы, предки которых в давних времен проживали в Баян-Улгий. Среди них: Тайф Таукейулы – актер, режиссер, ардагер-ветеран, воспитавший не одно поколение творческих личностей, член общественной организации «Қазақ театры қайраткерлерінің одағы», в настоящее время 79-летний Т. Таукейулы вернувшись на историческую родину, проживает в Алматы, сюда же приехал на Международный Курылтай; Шынай Рахметулы – казахский акын, деятель культуры, переводчик,  получивший почетное звание «Моңғолдың Халық жазушысы»; Бейбитхан Кантарбайулы – председатель общественной организации в Баян-Улгий «Ардагерлер Кеңесі»; известный казахский бизнесмен, меценат Мурат Дакейулы – автор книги «Зуухны Мурат», изданной в Улан-Баторе, которую он презентовал всем членам экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін», а также книгу Насырулы Самата «Қазақтану»; директор центральной библиотеки Алтынгуль Халелкызы; краевед Рыспек Зурганбайулы, происходивший как и большинство соотечественников Монголии, Китая из казахского рода Абак-Керей, некоторые происходят из Найман. Потомки же представителей Ашамайлы-Керей из Среднего жуза проживают на севере и востоке территории современного Казахстана. К примеру, в шежире автора этих строк, по линии нағашы присутствуют представители рода Керей из Кокшетау, казанских татар, кыргыз и узбеков, словом тюркоязычных народов.  В основной генеалогии по отцовской линии, мы происходим из известного рода Таракты. В историологии казахского этноса сохранилось очень много интересных легенд, передающихся из поколения в поколение. Таким образом, особенностью этнической структуры народа является то, что издревле каждый род ведет свою генеалогию – шежире,  оставаясь при этом единым казахским этносом! 

Во второй половине дня мы посетили  музей Казахского края  в Западной Монголии под названием: «Баян-Өлгей аймақтық тарихи музейі». Здесь нас встречает специалист по методической работе Бекенай Нуржан, которая провела содержательную тематическую экскурсию по экспозиционным залам, представленных с древнейших времен до современности. Символично, что  музей открывается инсталляцией, посвященной древнетюркской истории, здесь установлены каменные баба-тасы – персонифицированные памятники эпохи Великой Тюркской цивилизации, найденные на территории аймака. В инсталляции у стены представлен округлой формы «тас диірмен», то есть каменная ручная мельница ХІХ века, которую в свое время музею передал Тойшанулы Рустем из Баян-Улгий, ныне же его сын Рустемулы Кандидат, проживающий в Казахстане был в числе экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» и одним из сопровождающих нас по Монголии.  Краеведческий музей насчитывает в своих фондах более пяти тысяч экспонатов,  часть из которых наиболее ценных представлена в огромном пространстве, что кстати очень важно для музеев, с точки зрения экспозиционного дизайна. Однако, сегодня здесь необходима хотя бы частичная реэкспозиция.

     К слову, в областном музее Кокшетау только за последние двенадцать лет проводились две крупные реконструкции. Примечательно, что в экспозиции, посвященной этнокультуре и быту казахского народа зала истории «Ұлы Дала өркениеті» представлены экспонаты, привезенные соотечественниками именно из Баян-Улгийского аймака Западной Монголии. Особый интерес представляет старинный «көнек», переданный музею в Кокшетау – Хосолбай Азаматом, бывшим в свое время  директором вышеназванного музея «Баян-Өлгей». Автор этих строк в 2010 году руководила Атбасарской историко-этнографической экспедицией, по итогам которой был собран топонимический материал и привезены ценные экспонаты, в том числе и переданные в дар музею мастером-деревообделочником Шожебай Кумаром, это саптыаяк, аяккап и кесекап, последний из традиционных предметов  был изготовлен его супругой Бокенкызы Ерген в Баян-Улгий, еще до возвращения их на историческую родину в Казахстан. Кульзира Кузеубай подарила областному музею  Кокшетау старинный тускииз, украшенный растительным и зооморфным орнаментом «қошқар мүйіз», а также солярными знаками, символизирующими вечное движение Солнца и Земли,  взаимосвязь и бесконечность всего сущего. 

      Возвращаясь к экспедиции, хотелось бы сказать, вечером того же дня мы посетили концерт в честь 70-летнего юбилея Курмета Сакая – известного казахского композитора, автора многих песен и музыкальных произведений, члена Союза композиторов РК. Примечательно, что К.Сакай родом из «Баян-Өлгей», но проживает уже тридцать лет в Казахстане, преподает в Казахском Высшем педагогическом колледже им. Ж.Мусина. Он является Заслуженным деятелем культуры одновременно двух стран: Казахстана и Монголии.  Именно Курмет Сакай является автором музыки гимна экспедиции «Абылай ханның қара жолы», текст гимна написал известный писатель и поэт, доктор PhD Ерболат Баят, проживающий в городе Кокшетау, который кстати тоже родом из Баян-Улгий. В творческом вечере К. Сакая, состоявшемся в Казахском музыкально-драматическом театре г. Улгий приняли участие: Муратбек Бадиулы – Заслуженный деятель культуры Монголии, который исполнил песню «Туған өлке – сені аңсаймын!»,  автор слов знаменитый Мукагали Макатаев, музыку написал Курмет Сакай; оперная певица Ляйля Сунгаткызы, домбристка Енлик Жанузаккызы, молодые певцы и актеры Биржан, Танатар, Алтынбек, исполнившие песню «Қазағым менім!» и другие. Директором Казахского театра им. М. Курманхана является Сайголек Жанимханкызы. Многие талантливые певцы и актеры театра в Баян-Улгий имеют почетное звание Заслуженных деятелей культуры Монголии. Это был своего рода и вечер воспоминаний об отце Сакае, которому исполнилось бы 100 лет, и других близких людей. К примеру, в начале 1990-х годов, именно руководитель экспедиции Мурат кажы Ыдырысулы, будучи начальником Управления культуры Кокшетауской области пригласил Курмета Сакая в Казахский педагогический колледж им. Ж.Мусина преподавать теорию музыки, этики и эстетики. Творческий вечер завершился словами благодарности от Курмета Сакая, который в свою очередь получил почетное звание: «Баян-Өлгей аймағының Құрметті азаматы», «Алғыс хат» от Казахского Национального Курылтая и нагрудный знак от Монгольского Правительства со званием «Моңғол елінің Озат қызметкері».   

 

 

     На следующий день, 9 июля 2023 года путь экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін»  продолжается по самому западному аймаку страны. Что интересно, название города на монгольском звучит  просто «Олгий», но все равно город как и аймак на казахском именуют: «Баян-Өлгей», «Баян-Өлке», то есть по первоначальному топониму края. Что касается знаменитой реки Орхон, которая встретится впереди на нашем пути, то по некоторым сведениям, гидроним происходит от Аргун, об этом говорит и ученый-филолог Е. Турсунов: «Этнотопонимы их многократно повторяются по местам прохождения ариев, гуннов, от берегов рек Аргун, Орһун (Орхон)». По всей видимости, этимология известного рода Аргын происходит от вышеназванного этнотопонима Аргун. Сейчас же проезжаем  через реку «Қобда», на монгольском Ховд-гол, о которой было сказано выше.  Аксакал из этих мест Зейнелкабдыл Казидоллаулы, встретившись с руководителем Мурат кажы Ыдырысом,  рассказал нам некоторые сведения о происхождении гидронима реки. По сохранившимся легендам, предки их численностью более 10000 человек прибыли на территорию Западной Монголии в 60-70 годах ХІХ века из Китая. По другим же данным, казахи обосновались в этих краях в начале ХІХ века.  По мнению аксакала Зейнелкабдыла, возможно, что и название реки Кобды происходит от имени казахского батыра Кобеша, прибывшего сюда со своим родом из Китая и называет некоторые сохранившиеся топонимы этнородовых аулов – кыстау: «Үшқара», «Соғақ қыстауы» и другие. С батыром Кобеш Айтбайулы был и Жылкышы Актайулы, вместе возглавившие переселение. Однако, версия происхождения гидронима Кобд от имени Кобеша маловероятна, так как топоним Ховд существовал еще за двести лет до вышеприведенных событий. В свою очередь, миграции казахов в Монголию способствовала нестабильная социально-экономическая и политическая ситуация в Китае во второй половине ХІХ века. 

 

 

   Следует сказать, на Западе Монголии в системе продолжающихся Алтайских гор, каждая сопка, вершина и гора имеет свой казахский ороним. Сейчас, к примеру, справа виднеется «Бөкентау», «Баянтау», некоторые называют эту гору Байынтау, здесь же встречается широко распространенный ороним «Қаратау», далее «Сарыбастау тауы»,  недалеко озеро с одноименным гидронимом «Сарыкөл», слева находятся горы под названием: «Сайыртау», «Көксеркетау» и другие.

     Сегодня посетили смотровую площадку «Достық» в Алтайских горах, которую местные, как говорилось выше называют «Қабайтөбе», в честь акима К.Онерхана, инициировавшего постройку данного комплекса, который стал  туристической достопримечательностью Казахского края в Монголии. Архитектором  проекта является К. Серикбай. Комплекс «Достық» как символ дружбы между Монголией и Китаем был построен в 2015 году, к 75-летию Баян-Улгий. Алтайские горы далее продолжаются в Китае, в связи с чем и в этой стране есть город «Алтай» со своим правительством, входящий в состав Или-Казахского автономного округа, Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Именно по приглашению акима г. Алтай – Усенулы Талгата, предшествующий аким Баян-Улгий Дармен Кускейулы, затем новый аким Онерхан Кабай и ездил в Китай. В итоге между двумя казахскими городами  Монголии и Китая был подписан договор о взаимном партнерстве, сотрудничестве, символом которого и стал этот комплекс «Достық», построенный и финансированный правительством китайского города-побратима Алтай.

 

 

     Что касается источников по истории Казахского края «Баян-Өлгей», то  исследований по этой проблеме немного. Одним из таких научных трудов является книга А. Сарая: «Революциядан бұрынғы Моңғолия Қазақтары», где представлен анализ источников ХІХ-ХХ веков по историографии края. Редактор издания 1992 года доктор исторических наук А. Минис. Книга, переведенная с монгольского на казахский язык О. Кабсаттаром и рекомендованная в печать Институтом Истории Академии Наук Монголии, сегодня уже является редким экземпляром. Современные же исследования связаны в основном с археологической наукой и представлены изученными памятниками древнего, средневекового периодов на территории региона.

     Ближе к 11-ти часам экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» выезжает из Баян-Улгий. Путь держим в юго-западном направлении на Ховд, расстояние до которого 155 км. Дороги здесь также платные.  За выезд из города водитель каждого автомобиля платит 1000 тугриков, или 131 тенге. У подножия Алтайских гор появляется огромное озеро «Меңдыкөл». На монгольском гидроним именуется Толбо. Что интересно, есть и аналогичный топоним «Толбо сумын» в составе Казахского аймака. «Справа виднеется завод по производству красного кирпича. Дорога между Баян-Улгий и городом Ховд построена на средства Азиатского банка развития», - комментирует К. Онерхан. Сейчас же мы проезжаем центр сомона, то есть района Толбо, где проживают только представители казахского этноса.

    Именно из местности Толбо происходит человек, не сказать о котором просто нельзя. Это известная личность в сфере здравоохранения Казахстана, врач высшей квалификационной категории из Кокшетау – Болат Шайзада, который многие годы является заведующим отделением Акмолинского областного перинатального центра. Б.Шайзада родился в Баян-Улгийском аймаке Западной Монголии, окончил Медицинскую Академию в Улан-Баторе. Однако,  предки его  происходят из Кокшетауского региона Казахстана. Именно в Кокшетау, на благословенную землю своих предков Б. Шайзада и вернулся тридцать лет назад с родными и близкими.   Одна из статей о нем так и начинается: «Счастливый доктор живет в городе Кокшетау – это Болат Шайзада». По образованию и призванию акушер-гинеколог Б. Шайзада проводит в год полторы тысячи операций, в том числе и самые сложнейшие,  используя в медицинской практике инновационные методы. Таким образом, доктор Шайзада спасает жизни тысячей женщин. Обладатель почетного звания «Қазақстан Республикасы Денсаулық Сақтау Ісінің Үздігі» – Болат Шайзада, владеющий несколькими языками в одном из своих интервью сказал: «Казах всегда остается казахом, в какой бы стране не жил. Внешность, язык, мысль – казахские! Только живя на родной земле человек понимает и осознает,  насколько она велика и прекрасна!». 

     Путь экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін»  продолжается в юго-западном направлении. На окраине аймака появляется настоящий оазис – прекрасный летний жайлау с многочисленными белоснежными юртами, раскинувшимися на небольшом расстоянии друг от друга. Вдали виднеются горы Монгольского Алтая. Именно такие оазисы в полупустынной Степи, словно созданные художником великолепные картины природы  и привлекают туристов, путешественников со всего мира! 

      Что касается основной отрасли аграрного производства Монголии, то  местопребывания сезонных пастбищ: «кыстау, көктеу, жайлау, күзеу» здесь регулируется специальным законом, изданного почти четверть века назад. «Земли поделены поровну и споров как раньше практически не возникает, поголовье же скота в среднем составляет от 500 до 1000 голов», - говорит наш проводник Кабай. Удивительно, но на одной из вершин Алтая по мнению К. Онерхана  читается слово «Аллах» буквами арабского алфавита.

     Как видим, кочевое скотоводство, оставаясь основной отраслью материального производства Монголии, удивительным образом сочетается с современностью. Расположенные же у подножия Алтайских или любых других гор казахские этнородовые аулы – кыстау, или говоря современным языком, фермерские хозяйства, зимой надежно защищены от снега и ветров. Данную практику использовали с древнейших времен, об этом писал в своих исследованиях ученый Шокан Уалихан – правнук великого хана Абылая, в честь которого и проводится масштабная международная экспедиция.  

     Ближе к часу дня мы уже на территории Кобды, на монгольском – Ховд, где своеобразной границей данного аймака служит перевал Хашаат.  Экипажи экспедиции спускаются к низине, воздух здесь теплее. Слева, на побережье реки Буянты расположен казахский аул, с развитым аграрным  производством и растениеводством. На казахском языке, монгольское «Буянты»  – это «Берекелі», «Құтты», что буквально означает благодатную местность. Справа же находятся монгольские аулы с посевными площадями, расположенные между рекой Буянты, - комментирует Онерханулы Кабай, свободно владеющий тремя языками: казахским, монгольским и русским.

     По данным «Wikipedia», Ховд расположенный в Западной Монголии  является одним из старейших городов страны, административным, экономическим и культурным центром региона. История Ховда восходит к 1685 году, когда джунгарский хан Галдан Бошокту в целях противодействия маньчжурской экспансии основал здесь свою ханскую ставку. С 1762 года на берегу одноименной реки появляется город Ховд. Этот аймак – самый многонациональный по составу, где проживают халха-монголы, общей численностью 25% населения, казахский этнос здесь также  многочисленный, остальная же часть населяющих край представлена различными ойратскими племенами, которые в свою очередь являются западными монголами,  то есть потомками калмыков – джунгар.

     Подробно о джунгарском   хане Галдан Бошокту (1644-1697), у памятника которого в центре Ховда мы сделали несколько снимков, рассказал научный руководитель Турсынхан  Закенулы.  Сюжет об этом, и в целом об экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін»  представлен в специальном репортаже   «Түркі әлемін түгендеп», снятого журналистом телеагенства «Хабар» Дулатом Нуркиным и оператором Национального телевизионного канала «QAZAQSTAN TV»   Советханом Жагиевым. В данном сюжете записано интервью с руководителем международной экспедиции Мурат кажы Ыдырысулы. Фильм транслировался на республиканском канале «Хабар 24» и представлен на You-Tube. 

 

 

     Итак, именно здесь в западно-монгольском Ховде, два с половиной столетия назад происходили события, связанные с последним правителем Джунгарского ханства, ойратским нойоном Амурсаной, союзником и защитником которого выступил казахский хан Абылай – один из наиболее авторитетных государственных и политических деятелей в истории Казахстана и Центральной Азии XVIII века.  

     «Середина восемнадцатого столетия стала временем исторического успеха и роста популярности, тогда еще носившего титул султана – хана Абылая, которую он приобрел благодаря успешной внешней политике особенно на Востоке, сначала в отношении Джунгарского ханства, затем Китайской империи Цин». (Н. Лапин. 2017). «В условиях военного времени, молодой султан становится главнокомандующим Всеказахских войск при действующем хане Абулмамбете.  Однако все войны, которые велись казахами после 1730 года, с полным основанием можно называть Абылаевскими». (Шахимарден. 2001).    

     Из истории известно, что осенью 1751 года, именно к казахскому хану Абылаю, потерпев поражение от правительственных войск бежали джунгарские нойоны Амурсана и Дабачи. «Джунгарский правитель ультимативно потребовал  их выдачи, в противном случае угрожая Абылаю войной. В связи с этим хан Абылай созывает в Кокшетау «Всеказахский Курылтай», на котором несмотря на сопротивление ряда султанов и биев настоял на невыдаче Амурсаны и Дабачи». (К. Абуев. 2013).   

     «Амурсана не входил в иерархию Джунгарского   ханства и полагался на Дабачи. Тем не менее, брак с дочерью влиятельного хана Абылая – лидера соседнего Казахского ханства, и союзы с различными лидерами клана ойрат позволили ему накопить достаточной поддержки. Однако, Дабачи отказывает Амурсане поделить земли Джунгарского ханства на двоих, и нападает на  бывшего союзника». /Amursana./ru.wikibrief.org/  Таким образом, Амурсана вынужден был бежать на Запад Монголии – Ховд,  где присягнул на верность китайскому императору Цяньлуну. Однако, вскоре и между ними возникли противоречия, в итоге Амурсана (1722-1757) поднял восстание против империи Цин. Определенное время ему удавалось оставаться лидером ойратов, но недолго. После поражения от китайских войск Амурсана просит помощи  у Абылая –  хана  Казахского государства (1711-1781). 

     «Не будет преувеличением сказать, что именно  в этот период в руках  Абылая находились ключи от будущего, поводья весьма значительных событий, определивших не только будущее джунгарского народа, судьбу казахского народа, но и ситуацию во всей Центральной Азии. С этого времени походы на джунгар стали обычным делом, а громить и побеждать – привычным занятием, так как в эту пору началась непримиримая вражда уже между вчерашними союзниками: Дабачи и Амирсаной. Отныне хан Абылай оказывает поддержку Амирсане, который боролся против центральной власти. За осенней победой 1754 года последовала зимняя кампания. Победные походы продолжались и весной 1755 года. Таким образом, в двухсотлетней войне, подобной которой не было в истории никакого другого народа, окончательную победу одержали казахи». (М. Магауин. 1997).  

 

 

      Касательно Казахско-китайской войны, «которую в 1756-1757 годах вел хан Абылай против сильнейшего противника, и вел практически, не имея союзников. Результат этого противостояния был достаточно неожиданным – бывшие противники заключили между собой соглашение, и уже совместно выступили против последних джунгар поверженного государства. Таким образом, казахские воины с честью выстояли борьбу с сильнейшим противником, равного которому не было в тот момент среди государств материковой части Азии. Дальновидный и проницательный политик Абылай вовремя понял, как следует действовать. В результате казахи смогли не только сохранить свою независимость, но и начать постепенное продвижение на восток, где им удалось de facto овладеть рядом земель, некогда утраченных их предками в войнах с джунгарами». (А. Пастухов. 2015). 

     Так завершилась двухсотлетняя  Казахско-джунгарская война, победу в которой одержал казахский народ, во многом благодаря стратегическим действиям выдающегося политика, дипломата – хана Абылая и его знаменитых батыров, главнокомандующего войск Канжыгалы Богенбая, Каракерей Кабанбая, Наурызбая, Жанатая, Ер-Жанибека и других. 

     С того времени прошло без малого два с половиной столетия. Сегодня Казахстан и Монголия являются независимыми государствами.  Встретивший нас представитель казахской диаспоры Ховда – Арыстан Шолтайулы, показал экспедиции из Казахстана памятник Амурсаны – последнего ойратского правителя и нойона, который установлен недалеко от памятника основателя этого города – Галдан Бошокту хана, что на центральной площади  города Ховд – Khovd-city.

 

     

     Этот аймак этнические казахи называют Кобдом. Ховд – немногочисленный по составу, небольшой монгольский город, состоящий из невысоких жилых и административных зданий, расположенных  в окружении Алтайских гор. На окраине раскинулись многочисленные жилые юрты, есть  буддийский монастырь. Регион считается центром развития Западной Монголии, здесь есть колледжи, университет, правительство финансирует сферы образования, культуры и т.д. Однако, по сравнению с Ховдом, город «Баян-Өлгей» выглядит посовременее, и во многом благодаря казахским бизнесменам-меценатам, активно инвестирующих в развитие своего края.

     В северной же части Ховда мы посетили развалины старинной крепости «Сангийн хэрэм»,  которая с монгольского переводится как казначейская крепость. По данным источников, «Сангийн хэрэм» был построен во второй половине XVIII века в качестве резиденции маньчжурского амбаня в Западной Монголии. Крепость состояла из глинобитных стен, квадратной планировки с четырьмя сторожевыми башнями, от которых сейчас остались лишь фрагменты стен, представленные в фотоколлаже. Что интересно, в юго-восточной части на месте старейшей монгольской крепости построена новая Казахская мечеть. Далее мы с профессором Турсынхан Закенулы и Кабай Онерханом в полупустынной Степи, на пути к сопке «Батыр Қайырхан жотасы» встретили ойратов, точнее западных монголов. Это потомки тех самых джунгар, которых китайцы в свое время подвергли массовому геноциду. Их государство навсегда исчезло с карты мира, но герои тех времен остались в памяти народа. К. Онерханулы заговорил с ойратами на монгольском, но они узнав что мы из Казахстана,  продолжили говорить на казахском. К слову, проводник экспедиции владеет несколькими языками и считает, что из древнетюркских языков алтайской языковой семьи, ближе всего к казахскому является тувинский. По сведениям научного руководителя Т. Закенулы, получившего образование в Пекине, с ссылкой на неофициальные источники, в этой стране проживают три миллиона этнических казахов.  Таким образом, в современном мире на казахском языке говорит не только Казахстан,  Южный Алтай и Запад Монголии, но и весь Западный Китай. В этом убедились мы в ходе экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін», где от Алтая до Орхона звучал казахский язык, произошедший от древнетюркского, одного из самых древнейших письменных языков в мире.

 

 

     Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,

старший научный сотрудник 

Акмолинского областного историко-

краеведческого музея Кокшетау.

Казахстан – Западная Монголия. 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?