Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Шортанды в траектории ГУЛАГа

2229
Шортанды в траектории ГУЛАГа  - e-history.kz
Международная научно-практическая конференция по программе «Рухани жаңғыру» прошла в Шортандинском районе Акмолинской области

15 февраля 2018 года кафедра истории Казахстана Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева при поддержке акимата Шортандинского района Акмолинской области провели международную научно-практическую конференцию в рамках реализации республиканской программы «Рухани жаңғыру» на тему: «История Шортандинского района: траектория ГУЛАГа и депортации народов СССР».

Конференция прошла в Научно-производственном центре зернового хозяйства имени академика А.И. Бараева.

Модераторами конференции являлись аким Шортандинского района Акмолинской области Г.А. Садвокасова и зав.кафедрой истории Казахстана, доктор исторических наук, профессор Г.Т. Мусабалина.

В работе конференции приняли участие сотрудники Посольства Венгрии в Республике Казахстан и Посольства Польши в Республике Казахстан.

На открытии конференции выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол Венгрии в Республике Казахстан Андраш Барани и Второй секретарь Посольства Польши в Республике Казахстан Анджей Бобер.

Господин Анджей Бобер, напомнил участникам конференции о трагических судьбах поляков, депортированных в Казахстан, в том числе также в Шортандинский район в 1936-1937 гг. В 1936-1937 гг. в Шортандинском районе были организованы точки (поселки) для депортированных, из которых «точку 19» (сегодняшняя Андреевка) и «точку 22» (сегодняшняя Петровка) в 100% населяли депортированные поляки.

До сих пор в Шортандинском районе с населением около 30 000 человек проживает около 2000 лиц польского происхождения. В уже упомянутых селах – Петровке и Андреевке, поляки составляют соответственно 21 и 17% населения. 

Также, среди участников конференции присутствовал Консул Посольства Венгрии в Республике Казахстан Шандор Дороги.

Активное участие в работе конференции приняли общественность Шортандинского района, профессорско-преподавательский состав кафедры истории Казахстана и магистранты ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.

Открывая научную конференцию, аким Шортандинского района Г.А. Садвокасова подробно описала историю Шортандинского района и рассказала о ходе реализации республиканской программы «Рухани жаңғыру» в Шортандинском районе.

Заведующий кафедрой истории Казахстана, доктор исторических наук, профессор Г.Т. Мусабалина в своем докладе остановилась на основных положениях содержания программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

В ходе конференции ученые ЕНУ имени Л.Н. Гумилева сделали три основных доклада по истории Шортандинского района, Акмолинской области. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана А.С. Мусагалиева выступила с докладом «Новые источники о депортации народов в Акмолинскую область». Ею были проанализированы несколько этапов депортации народов в Акмолинскую область, в том числе в Шортандинский район. Особое внимание уделяется источникам о депортированных народах в северный регион, таких как поляки, немцы, украинцы, чеченцы и ингуши. А также, она представила новые источники о депортации в Казахстане в таблицах и слайдах.

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана С.В. Ковальская в докладе «История принудительных миграций и судьбы депортированных народов» остановилась на теоретических подходах депортации и историографию темы, подробно остановившись на их характеристике.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии Р.М. Мусабекова в докладе «Источники об иностранных военнопленных в руднике Жолымбет Шортандинского района Акмолинской области (1945-1947 гг.)» проанализировала новые документы о военнопленных и интернированных времен Второй мировой войны. В слайдах показала карты мест дислокаций лагерей Северного Казахстана и кладбищ военнопленных в селе Угольный, Шортандинского района, Акмолинской области.

В ходе работы конференции участники задавали интересующие их вопросы и обсуждали темы исследований.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?