Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Д. Шишкин: «Если не делать мусор, не появятся шедевры»

1221
Д. Шишкин: «Если не делать мусор, не появятся шедевры» - e-history.kz
Таким же январским днем, но 55 лет назад состоялся Первый Учредительный съезд Союза кинематографистов Казахстана, на котором Шакен Кенжетаевич Айманов был избран первым секретарем.

Его имя носит главная киностудия Казахстана – «Казахфильм».

«Казахфильм» продолжил свое существование на базе Алма-атинской киностудии. Кинокомпания в качестве Алма-атинской киностудии, ЦОКСа и современного «Казахфильма» выпустила картины, которые были отмечены различными наградами, получили признание за рубежом.

О состоянии современного кино, проблемах и перспективах развития рассказал PR-директор «Казахфильма» Дмитрий Шишкин.

 

 

 

–​ 5 лет назад экс-Министр культуры и информации РК Мухтар Кул-Мухаммед сказал, что «бюджет студии составляет в пять раз меньше, чем бюджет одного государственного телеканала Казахстана». Как существует казахстанское кино в таких условиях? Есть ли спонсорская, продюсерская помощь? Изменилась ли ситуация за эти годы?

– Ситуация изменилась не кардинально, но в последние годы министерство культуры и спорта РК активно продвигает проекты, имеющие социальную и культурную ценность для страны. Благодаря этому «Казахфильм» существенно увеличил количество производимых фильмов. Кроме того, активнее стали работать частные киностудии в стране, а также мы (Казахфильм) развиваем сотрудничество с другими государствами на основе копродукции, совместного финансирования – это также увеличивает ассортимент продукции и ее качество. Кроме того, что это существенно снижает нагрузку на бюджет, так еще и дает возможность выходить на зарубежные рынки – разумеется, сделать это чисто казахстанскому кино сложно, все государства поддерживают в первую очередь своих, отечественных кинопроизводителей. Нам же, благодаря совместным проектам, понемногу открываются крупнейшие кинорынки мира: США, Китая, России, Индии. Так, за последние два года у нас уже реализованы совместные проекты с Россией, Индией и США. Причем совместный с Россией фильм «28 панфиловцев» стал одним из лидеров проката как в России, так и у нас. Индийско-казахстанский фильм «Love you family» неплохо прошел в прокате в Индии и у нас в новогодние каникулы, при этом, картина впервые была дублирована сразу на казахский язык. А в этом году ожидается релиз американо-казахстанского фильма «Амре» о нашем великом певце, актере, музыканте Амре Кашаубаеве. В съемочном периоде сейчас большой проект с Китаем – фильм «Композитор» о великом китайском композиторе Си Синхае, который в годы войны жил в эвакуации в Алма-Ате, и о нашем великом соотечественнике, композиторе Бахытжане Байкадамове, у которого и гостил его китайский коллега. Также готовятся еще два проекта с Россией, с Первым каналом – о деятельности Центральной объединенной киностудии (ЦОКС), которая на базе Алма-Атинской киностудии и эвакуированных в Алма-Ату в годы войны Мосфильма и Ленфильма выпускала в 1941-1944-х годах около 80% всей кинопродукции СССР, а также сериал о становлении новой столицы Казахстана – Астаны.

В одиночку, разумеется, мы бы столько крупных проектов не потянули бы в финансовом плане.

Плюс, также увеличивается доля копродукции с частными киностудиями – около трети всех полнометражных художественных фильмов мы производим именно так.

Что касается работы с частными спонсорами и инвесторами – этим как раз в основном и занимаются частные киностудии, с которыми мы сотрудничаем. Были даже примеры сбора средств методом краудфандинга – на проекты «Казахское ханство» и «28 панфиловцев». К сожалению, ни там ни там собранные деньги не перекрыли даже трети затрат, но радует, что результат все равно был, и неплохой. Если резюмировать – то ситуация, конечно же, далеко не безоблачная, но она улучшилась.

– Насколько развито сотрудничество с частными кинокомпаниями Казахстана?

– Это сейчас одно из наших приоритетных направлений – развивать копродукцию с частными компаниями на основе софинансирования. В Казахстане около 30 частных кинокомпаний. Со многими из них мы успешно работаем. Например, уже упомянутая мной комедия «16 девушек» была снята при участии «Kanaidar production». Список лидеров проката 2016 года среди фильмов производства киностудии «Казахфильм» возглавила историческая драма режиссера Акана Сатаева «Дорога к матери», снятая совместно ТОО «Новый мир» Продакшн». Также упомянутая картина – одна из лидеров проката – «Так сложились звезды» была создана при участии кинокомпании «Байтерек». «Алмазный меч» снимался при участии ТОО «CentauRus» Rustem Abdrashev production». И так далее. Это длинный список. В этом году нас ждут премьеры, созданные совместно с «Kanaidar production», «Satai film», «Турсунов фильм», «Казыгурт фильм».

– Насколько улучшилось качество кино с развитием современных технологий, обретением огромных возможностей в монтаже, спецэффектах и так далее, или можно прибегнуть к фразе «раньше было лучше»?

– Раньше было хуже. Даже модели смартфонов каждый год новые – примерно такими же темпами развивается и технологическая база для производства кино. К примеру, всего несколько лет назад люди активно еще снимали на пленку, сейчас этого не делает практически никто. У нас остался большой комплекс обработки пленки, например, сейчас мы планируем его использовать как бы наоборот – переводить цифровые фильмы на пленку – для хранения. Ведь условия и сроки хранения пленки всем известны, а цифровые носители сравнительно недавно вошли в обиход, никто не гарантирует сохранности контента на этих носителях – при копировании могут возникать дефекты и т.д. Что интересно, у нас были представители западных киностудий, они заинтересовались этой нашей базой, надеемся, у нас будут заказы и из-за рубежа и внутренние, бюджетные.

В 2008-2010 гг. была проведена модернизация всей технологической базы киностудии «Казахфильм» – покупались новые камеры, осветительная и звуковая техника и так далее. К сожалению, после этого средств на техническое переоснащение мы не получали – бюджет финансирует производство конкретных фильмов, поэтому затраты на переоснащение, покупку технических новинок предусмотреть не получится. Что-то мы стараемся приобретать, иначе технологически можем сильно отстать – и это зритель очень хорошо увидит на экране, в сравнении с голливудскими блокбастерами.

Тем не менее, проблема, конечно же, есть и она существенная. Многие кинопроизводители выходят из ситуации, арендуя технику за рубежом или заказывая западным студиям реализацию каких-то из необходимых для производства фильма технологических процессов. Но это существенно сказывается на бюджете картин, делает их дороже.

– Каково положение современного киноискусства сейчас?

– Рынок у нас существенно оживился – это легко заметить любому человеку по количеству премьер казахстанских фильмов. «Казахфильм» был и остается крупнейшим кинопроизводителем страны, однако все больше фильмов производят небольшие частные студии – и этот процесс нас только радует. Кино – это, в первую очередь, индустрия, но индустрия, построенная на творчестве, тут монополия нетерпима, конкуренция нужна всем – режиссерам, продюсерам, операторам, осветителям, «звукачам», гримерам! И в конечную очередь, конечно, зрителю.

Несмотря на возросший поток коммерческих картин, где доля собственно искусства кино часто незначительна, качество казахстанских фильмов растет: только работы «Казахфильма» собрали в минувшем году 24 награды международных кинофестивалей, при том, что в 2016-м было 19 наград. Это вполне логичный процесс, здесь, как в марксисткой философии: «количество переходит в качество»: чем больше снимается кино, тем выше конкуренция, тем четче разделение на жанры, чтобы более избирательно (сейчас модно говорить «таргетированно») «ловить» своего зрителя тем, в итоге, выше качество картин. Так всегда и везде, во всех сферах, киноиндустрия в этом плане ничем не отличается – пример Голливуда нам это показывает. Там, например, ежегодно производятся как шедевры, так и большое количество откровенного «трэша». Если не давать людям пробовать себя и делать этот самый мусор, никто не гарантирует появление шедевров, таковы законы любой творческой индустрии. Надо производить больше контента, надо давать новым людям пробовать себя, надо давать возможность экспериментировать признанным авторам.

– Как ваша деятельность регулируется современным законодательством?

– Мы все сейчас очень ждем принятия закона «О кинематографии» – вопрос о его необходимости поднимался много лет подряд. Он, наконец-то, систематизирует работу в области кинематографии, сделает более прозрачными и понятными все процессы – от распределения средств государственного заказа, до мониторинга проката и распределения сборов. Это непременно даст толчок нашей киноиндустрии. Очень важно максимально перевести ее на коммерческие рельсы, но при этом отдавать себе отчет в том, что у нас очень маленький рынок – на нем не окупались, не окупаются и не будут окупаться в обозримом будущем целые направления киноискусства: короткометражное кино, документальное, анимационное, исторические художественные полнометражки. Всем им необходима государственная поддержка, это всем понятно. А для развития коммерческого кино нужны развитые сети проката, нужны налоговые преференции – это не наша придумка, так развивается киноиндустрия во всем мире, меры поддержки есть даже в США, где действует, казалось бы, всемогущий и богатейший Голливуд.

– Какое кино сейчас актуально на казахстанском рынке? Какие жанры?

– Наибольший кассовый успех имеют комедии, приключенческие фильмы, боевики и исторические фильмы. Жанр комедии успешно осваивают наши частные киностудии, есть хорошие фильмы этого жанра и у «Казахфильма» – например, в прокате в 2016-м году успешно прошел фильм Канагата Мустафина «16 девушек», в этом году, кстати, выйдет его продолжение.

Также популярно у нас и историческое кино, но оно очень дорогое в производстве – декорации, костюмы, компьютерная графика требуют значительных затрат и маленькие студии их не могут себе позволить, несмотря на хорошие сборы, эти фильмы на нашем рынке не окупаются. Поэтому производством исторического кино занимается в основном «Казахфильм». Наш фильм «Жаужурек мын бала» остается пока абсолютным лидером казахстанского проката – в свое время он собрал 2 млн долларов, столько собирали у нас только лучшие голливудские блокбастеры.

Также хорошо в прокате прошли исторические картины «Дорога к матери», «Аманат», «Так сложились звезды», «28 панфиловцев», «Алмазный меч».

Кадр из фильма "28 панфиловцев"

– Какое кино пользуется большей популярностью, на русском или казахском языке?

– Что же касается языка, фильмы производства киностудии «Казахфильм» на 80% выходят на государственном языке («Он алты қыз», «Оралман» и др.). Затем для проката многие дублируются на русский язык, либо идут в прокате с русскими субтитрами.

Например, киноверсия исторического киносериала «Қазақ хандығы» – художественная картина «Алмазный меч», вышла в прокат на двух языках  и стала одним из лидеров казахстанского проката. Зрители во многих городах даже требовали увеличить количество сеансов на казахском – такое в нашей киноиндустрии, кажется, в первый раз. В итоге мы срочно сделали дополнительное количество копий. Всего состоялось более 2,5 тысяч сеансов, из них 60% на казахском языке, 40% – на русском. «Оралман» же, например, шел в прокате только на казахском, с русскими субтитрами.

– Какие главные достижения киноиндустрии за годы независимости Казахстана?

– О том, что наши фильмы регулярно выигрывают большое количество наград на различных международных кинофестивалях я уже говорил выше. Как и о том, что растет количество зрителей отечественных картин. Сегодня главное, я думаю, это внесение на рассмотрение в Парламент РК законопроекта «О киноиндустрии». Его принятие и последующие изменения в сфере и станут главным событием и достижением.

– Каких современных перспективных казахстанских деятелей кино вы можете назвать?

– Наряду с известными мэтрами казахстанского кино, такими как Асанали Ашимов, Нуржуман Ихтымбаев, Меруерт Утекешева, популярность набирает молодое поколение актеров, формирующих собой новый облик казахстанского кино: Дулагы Акмолда, Еркебулан Даиров, Асель Сагатова, Берик Айтжанов, Асылхан Толепов, Аян Отепберген, Санжар Мадиев, Ануар Нурпеисов, Карлыгаш Мухамеджанова, Алия Ануарбек, Бибигуль Актан и другие.

Формируется новая волна молодых кинематографистов, режиссеров, сценаристов, продюсеров, операторов Казахстана, которые должны определить будущие тенденции развития казахстанского кино. Их яркие представители – Фархат Шарипов, Адильхан Ержанов, Ахат Ибраев, Канагат Мустафин, лауреаты Берлинале – Эмир Байгазин и Азиз Жамбакиев, внесшие в зал славы киностудии первого Серебряного Медведя и другие. Дебютируют в этом году в полнометражном художественном кино Нургельды Садыгулов, Тулеген Байтукенов.

Сейчас действительно так много новых лиц, что страшно кого-то обидеть, не назвав – так что подробным перечислением лучше не буду заниматься.

– Почему многие талантливые творческие казахстанцы получают возможность проявить себя только за рубежом?

– В сфере кино я таких не знаю. Возможно, вы имели в виду Тимура Бекмамбетова? Но он учился и начинал кинематографическую карьеру в Узбекистане. Активно участвует в западных кинопроектах наша каскадерская группа «Номад», но они сформировались и «встали на ноги» именно здесь, в Казахстане. Те фильмы казахстанских авторов, что имеют большой успех на международных кинофестивалях – они тоже создаются здесь. Так что наши кинематографисты проявляют себя именно здесь. А если есть или будет успех за рубежом – и благодаря этому и казахстанский зритель потянется на их фильмы, следуя старой пословице «нет пророка в своем отечестве» – так это будет замечательно. Это человеческая психология, к сожалению, есть некоторый провинциальный комплекс – мол, у нас ничего путного сделать не могут. Между тем у нас много достойных творческих людей и много достойных работ.

– Какие проекты у «Казахфильма» на сегодняшний момент?

– В 2017 году в производство было запущено 18 художественных картин, премьера которых ожидается в этом году, это фильмы: «Киномеханик» режиссера Ермека Турсунова, «Балуан Шолак» режиссера Нургельды Садыгулова, «Шынырау» режиссера Жанибека Жетируова, «Талан» режиссера Болата Калымбетова, спортивная драма «Жеңімпаз» режиссера Алексея Каменского, продолжение комедии «Он алты қыз» режиссера Канагата Мустафина и другие. Кроме того, в производстве находятся картины, которые расскажут зрителям об интересных фактах из истории нашей страны. Это продолжение исторического телевизионного сериала «Қазақ хандығы», исторический фильм о царице массагетов «Томирис», продолжение киноэпопеи «Путь Лидера» - фильм «В эпицентре мира», упомянутые ранее совместный с Китаем проект «Композитор» и два проекта с Первым каналом, новые фильмы Эмиля Байгазина и Адильхана Ержанова.

Кроме того, в 2017 году были запущены и завершены такие документальные картины как «13 километров», «Казахский ренессанс», «Казахский танец», «Ұста. Дәркембай Шоқпаров», «Алтын Эмель. Жемчужина природы Казахстана», «Асанәлі Әшімов. Сыр тұнған Айсберг», «Қаз дауысты би», а также цикл документальных фильмов «Большая страна – большая семья»: «С чего начинается родина», «Гармония оттенков», «Потому что люблю», «Наири» и «Пацаны зовут его Батя» и другие. Всего 21 фильм.  

Также в этом году сняты восемь короткометражек – это наша работа в рамках ТПО «Дебют», где мы даем попробовать себя молодым кинематографистам и создано два полнометражных анимационных фильма: «Күлтегін» и «Мұзбалақ».

Фото со съемок фильма "Балуан Шолак"

– Чего сейчас больше всего не хватает киностудии «Казахфильм» для увеличения количества успешных проектов?

– Снова повторюсь: в целом, сегодня кинематографу Казахстана не хватает Закона «О кинематографии», который консолидирует работу кинематографистов, кинопроизводителей, прокатчиков, дистрибьюторов, позволит сформировать экономические рычаги развития киноиндустрии.

Законопроект предусматривает, среди прочего, создание на территории киностудии «Казахфильм» специальной экономической зоны – для стимулирования совместной работы с зарубежными партнерами в сфере киноиндустрии. Параллельно будет создаваться Фонд кино и единая информационная система в сфере проката – благодаря этому будет активнее развиваться коммерческая составляющая отечественной киноиндустрии. В разработке законопроекта участвовали все стороны – и министерство, и Казахфильм, и частные киностудии, и прокатчики – после долгих обсуждений готов устраивающий всех вариант законопроекта. Сейчас еще предстоит обсуждение в Парламенте и в обществе – мы очень надеемся, что закон будет вскоре принят, и мы начнем работать в измененных условиях, более прозрачных, более конкурентных и в итоге более рыночных.

– Спасибо, желаем вам творческих успехов!

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?