Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Секретное оружие войны

1021
Секретное оружие войны - e-history.kz
9 января 1960 года Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов была официально переименована в «Казахфильм»

На сегодняшний момент кинокомпания является частью Акционерного общества «Казахфильм».

Главная творческая площадка страны, производящая казахстанские кинофильмы и телесериалы, имела важное значение не только для советского кинематографического искусства – она являлась эффективным инструментом для идеологической, пропагандистской работы в СССР. Во время Второй Мировой войны здесь совместно с эвакуированным «Мосфильмом» и «Ленфильмом» выпускались картины, вдохновлявшие советских воинов на новые подвиги.

Организации в 1941-1944 годы объединились под общим названием Центральная Объединенная киностудия (ЦОКС). Ее первым директором стал Михаил Васильевич Тихонов.

На базе Алма-атинской киностудии было снято колоссальное количество фильмов, поднимавших боевой дух солдат, было создано максимум возможностей для продолжения съемок, начатых на других киностудиях, среди которых фильмы «Котовский» (реж. А. М. Файнциммер), «Машенька», (реж. Ю. Я. Райзман), «Александр Пархоменко» (реж. Л. Д. Луков), «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). В солнечном городе Казахстана побывало множество знаменательных личностей. Особое внимание киностудии уделил Константин Симонов – писатель, поэт и сценарист, работая здесь над созданием фильма «Жди меня», с тем же посылом, что и в его знаменитом одноименном стихотворении. В суровых условиях войны, когда жизнь фронтовика соседствует со смертью, силы бойцу придает женская любовь и надежда. Когда в возвращение героя не верил ни один человек, только возлюбленная продолжала ждать героя.  

Материалы Центральной объединенной киностудии занимали 80% от всего кинопроизводства страны за период Второй мировой войны. В точных цифрах было выпущено 23 фильма полного метра и 10 короткометражек. Основная часть фильмов имела военную тематику, направленную на вдохновение бойцов, подъем их морального духа, воспитание патриотических чувств, которые побуждают участников войны продолжать битву ради своей родины и светлого будущего потомков.

Заключительными картинами объединенной киностудии стали настоящие шедевры своего вида искусства. В 1944 году были завершены съемки фильма-оперы «Черевички» » (реж. М. Г. Шапиро и Н. Н. Кошеверова) по мотивам повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В 1945 году вышла первая серия двухсерийного фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный». Картина Эйзенштейна получила мировое признание и восторженные отклики. Работы Сергея Михайловича стали образцами высшего мастерства кинорежиссуры, они входят в списки обязательного просмотра в киноинститутах. 

Материалы к созданию фильмов собирались фронтовиками непосредственно на местах сражений. Константин Симонов, Иосиф Прут, Евгений Габрилович, Илья Вайсфельд собирали материалы с фронта, на основе которых создавались сценарии. Участники съемок навещали раненых в казахстанских госпиталях, от которых получали ценные сведения и уникальные истории. Легендарные бойцы Панфиловской дивизии с радостью и уважением приветствовали работников ЦОКСа.

К созданию сценариев подключалась казахская интеллигенция: совместно с Сергеем Михалковым, Иосифом Прутом сценарий к новелле «Сын бойца» (1942) писал Габит Мусрепов. Главную роль в этом фильме исполнил известный актер Капан Бадыров. Картина принадлежит к жанру игрового короткометражного фильма, но ее кадры были настолько правдоподобны, что фильм приняли за кинохронику.  А в следующем году США выпустили в прокат полнометражный фильм «Песнь о России», в котором американские монтажеры соединили разные советские фильмы. Фильм получил большой ажиотаж в прессе.

Когда «Мосфильм» и «Ленфильм» получили возможность вернуться домой, главные цеха были переданы Алма-Атинской студии. Этот шаг принес значительную пользу местному кинопроизводству, так как раньше обработка и проявка пленки велась вручную. Некоторые приезжие работники задержались в Алма-Ате  для оказания помощи казахстанской киноиндустрии и с целью подготовки будущих специалистов. А такие мастера своего дела, как Ефим Арон, Владимир Файнберг, Михаил Аранышев, Вячеслав Левицкий, Павел Зальцман решили остаться здесь навсегда.

Таким образом, размещение московской и ленинградской киностудии в Алма-Аты принесло значительную пользу и открыло новые возможности в создании казахстанского кино. Настоящим даром от «Мосфильма» и «Ленфильма» стала продвинутая производственная кинобаза и навыки, которые передали квалифицированные специалисты в своей области.

После роспуска Центральной объединенной киностудии и возвращения «Мосфильма» и «Ленфильма» на места, Алма-Атинская киностудия получила название Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. С новым названием она тоже выпустила много прекрасных фильмов «Песни Абая» (1946), «Джамбул» (1952), «Поэма о любви» (1954). После данной картины начался регулярный выпуск казахских художественных фильмов на Алма-Атинской киностудии.

9 января 1960 года приказом Министерства культуры Казахской ССР Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов была переименована в киностудию «Казахфильм»; 

В 1967 году казахстанские мультипликаторы взялись за создание первых анимационных фильмов. Автором первого казахстанского мультфильма был художник Амен Абжанович Хайдаров  «Почему у ласточки хвост рожками?»

В 1984 году «Казахфильму» было присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии, актера и режиссера Шакена Кенжетаевича Айманова. Таким образом, полным названием киностудии стал «Казахфильм» им. Шакена Айманова. Ее современное название – АО «Казахфильм» им. Шакена Айманова.

Среди знаменательных дат киностудии «Казахфильм» можно также назвать 50-летний юбилей замечательного фильма Шакена Айманова «Ангел в тюбетейке». Легкие и красивые песни из фильма мгновенно полюбились народу, их также можно было прослушать на отдельной музыкальной пластинке.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?