Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Новые грани истории

2100
Новые грани истории - e-history.kz
Вышедшая 21 ноября текущего года статья Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи» стала идейным продолжением не только программной статьи Главы государства

«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованной в апреле прошлого 2017 года, но и логическим продолжением взглядов и подхода Президента к вопросам национальной истории, к проблеме формирования и модернизации общественного сознания граждан Казахстана.

Нередко в исторических текстах Президента Казахстана история одновременно и прошлое, и настоящее, и грядущее, так как по мысли Президента именно истории во многом принадлежит одна из важнейших социальных функций, а именно консолидация казахстанцев. Знание истории, осознание причастности к общей истории – важнейший признак формирования общего исторического сознания, что в свою очередь ведет к становлению общегосударственной, по определению Президента Н.А. Назарбаева, «всеказахстанской» идентичности.

Однако общественное сознание, в том числе историческое, как проявление коллективной, национальной памяти имеет свое выражение через конкретные, исторические образы и символы, которые в нашем случае предстают в виде важных исторических событий, исторических фигур, чьи деяния отражаются в сознании граждан.

Именно поэтому Глава Казахстана уделяет пристальное и регулярное внимание истории, что выражается в том числе в инициировании им конкретных практических шагов, направленных на привлечение внимания граждан к нашему историческому прошлому, к изучению истории, созданию конкретных условий для историков-специалистов в проведении своих исследований.

Достаточно вспомнить идеи Президента, воплощенные в виде государственных программ, направленных на модернизацию исторического сознания. Например, без всякого преувеличения масштабным событием, причем не только в научной, но и в общественной жизни Казахстана, стало принятие и успешная реализация Государственной программы «Культурное наследие» («Мәдени мұра»), стартовавшая в 2004 году.

Важнейшей целью данной программы, ее предназначением как сформулировал сам Н.А. Назарбаев, стало достижение  «позитивных сдвигов в общественном сознании, и в этом контексте она имеет важное идеологическое, общегосударственное значение». Президент уточняет что «речь идет об усилении роли и расширении пределов исторического сознания нации, что является одной из важнейших духовных основ нашей государственности». Позже это пояснение было включено в Концепцию стратегического национального проекта «Культурное наследие» на 2009 – 2011 годы.

Государственная программа «Культурное наследие», первоначально рассчитанная на один трехлетний период, в последующем, учитывая ее результативность и востребованность гуманитарным сообществом страны, была дважды продлена, сначала как Программа «Культурное наследие» на период 2007-2009 гг. и далее на 2009-2011 гг. как Стратегический национальный проект «Культурное наследие».

Благодаря работе научного исторического сообщества, принявшего участие в реализации программы, были открыты многие архивные фонды, приобретены или возвращены ценнейшие рукописи, восстановлены памятники материальной и духовной культуры казахстанского народа, в том числе и международного уровня, например, мечеть Султана Бейбарса в Каире, мавзолей и историко-культурный центр Аль-Фараби в Дамаске. Видимым результатом стал выход в свет новых монографий и сборников исторических документов. При этом публикация огромного массива архивных документов, ранее мало или же совершенно недоступных для казахстанских исследователей, подготовила базу для исторических открытий на многие годы и для многих поколений историков.

Став беспрецедентной в истории Казахстана гуманитарной акцией, реализация Программы «Культурное наследие», инициированная Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, во многом остается уникальным гуманитарным событием не только на уровне страны, но и, пожалуй, на всем евразийском пространстве.

Продолжением работы по формированию исторического сознания стала разработка и реализация инициированной Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым специальной программы исторических исследований «Народ в потоке истории» («Халық тарих толқынында»).

Цель, или точнее цели, разработки программы «Народ в потоке истории» были озвучены на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан, прошедшем под председательством Государственного секретаря РК М.М. Тажина 5 июня 2013 года, среди них – «формирование нового исторического мировоззрения нации; осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана».

Из приведённых примеров видно, что внимание Лидера Казахстана к истории не спонтанное, не конъюнктурное, а основывается на системном подходе, имеет свою логику и последовательность. Это подтверждает в полной мере и содержание  «Семи граней Великой степи» состоящей из двух взаимодополняемых частей. Одна часть статьи – видение Президентом РК ранней истории и выделение наиболее ярких аспектов нашего прошлого, которые стали своего рода вкладом в копилку мировой истории и вторая часть – конкретные точечные шаги, направленные на реальную модернизацию исторического сознания казахстанцев.

Уверен, что неслучайно одним из предложенных главой государства проектом стал «Архив-2025». Н.А. Назарбаев, хотя и не является профессиональным историком, тонко ощущает и понимает механизмы производства исторического знания и следующих за ним изменений в восприятии истории гражданами то есть обновление исторического сознания. Зная, что без архивных источников не может быть восстановлена правдивая история и, опираясь на бесценный опыт предыдущих программ, в первую очередь программы «Культурное наследие», Глава Казахстана предлагает в своей статье новый проект «Архив-2025».

У граждан страны может возникнуть вопрос почему же после многолетних исследований и работы в зарубежных архивах наших историков, в первую очередь в рамках государственной поддержки направленной прямо на выявление и изучение фондов архивохранилищ других стран Президентом предлагается новый, рассчитанный, на семь лет проект по поиску исторических источников? Президент в своей статье четко формулирует причину. Все дело в том, что «многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру». И профессиональные историки это могут легко подтвердить. Так исторически сложилось, что бесценные знания о нашем историческом прошлом содержаться не только в отечественных архивах, которые являются важнейшим хранилищем нашей памяти, но и в многочисленных зарубежных.

Могу наверняка сказать на примере собственной работы в ряде архивов Российской Федерации, таких как Российский архив древних актов, Российский государственный военно-исторический архив или Архив внешней политики Российской империи, в которых храниться информация об истории Казахстана XVI-XVIII веков. В них удалось обнаружить документы, которые до этого не были известны нашим историкам или не введены в научный оборот и таким образом не стали достоянием всех граждан. А таких документов многие сотни и тысячи, которые ждут своего часа, когда в результате кропотливой работы специалистов они окажутся доступными для исторических исследований.

В связи с этим встает вопрос о целенаправленной систематичной работе в архивах, которая позволит выявить новейшие факты о нашей истории на всем ее протяжении и таким образом актуализировать процессы модернизации исторического сознания.  И великолепный проект «Архив-2025» предложенный Главой казахстанского государства в статье «Семи граней Великой степи» может  стать ключевым событием в достижении этих целей.

 

 Н. С. Лапин

Ведущий научный сотрудник

Института истории государства КН МОН РК,

кандидат исторических наук,

ассоциированный профессор (доцент)

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?