Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Исторический шаг к независимости

1652
Исторический шаг к независимости  - e-history.kz
Государство играет судьбоносную роль в истории каждого народа. При разумной организации государственной власти оно способствует консолидации и расцвету общества, защищает от внешних угроз

Но государство, отчужденное от своей основы – народа, становится неконтролируемой политической силой, способной препятствовать общественному прогрессу. История человечества знает немало ярких свидетельств, подтверждающих эти противоположные тезисы.

Исторические факты свидетельствуют о том, что на определенном этапе развития общества, государство возникает по объективной необходимости и должно играть прогрессивную роль в истории народа. Поэтому  заветной мечтой каждого народа было обретение своей государственности. В случаях угрозы существованию этого государства народ поднимается на борьбу за его сохранение или возрождения в случае его утраты.

Такие драматические события имели место в истории казахского народа. Централизованное казахское государство в форме ханства, сформированное в середине XV века, по воле обстоятельств спустя почти три веко была вытеснено из политической жизни казахского общества, а сам народ Великой степи оказался вовлечен в состав вначале Российской, а затем Советской империи. Но идея возрождения собственного государства всегда была путеводной звездой для великих представителей народа. Но, к сожалению, несмотря на героические усилия Абылай хана, Кенесары, лидеров движения «Алаш» и многих других возродить утраченную казахами государственность не удалось до 90-х годов 20-го столетия.

К этому времени Советский Союз, в составе которого наряду с другими республиками находился и Казахстан, был поражен одновременно обострившимися кризисами. Во-первых, полный провал административно-командной плановой экономики. Во-вторых, обострение межнациональных отношений как внутри советских республик, так и между каждой из них и центром. В-третьих, формально-демократический принцип формирования государственных органов при фактически партийно-номенклатурной практике подбора и расстановки кадров. В-четвертых, дискредитировавший себя монопольный статус единственной партии, установившей тотальный идеологический контроль над обществом.

Распад СССР был неизбежен. Вопрос состоял только в том, как быстро это произойдет? Будут ли массовые столкновения? Будут ли человеческие жертвы? В этих условиях союзный центр в лице ЦК КПСС предпринимал отчаянные попытки сохранить СССР в прежних пределах и политической системе. Был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР, разрабатывался проект Союзного договора, который так и не был подписан.

Развал Союза начался. К концу 80-х годов прошлого столетия прибалтийские республики заявили о своем выходе из состава Союза ССР. Другие республики стали принимать декларации о своем суверенитете.

Тревожная ситуация сложилась в Казахстане. Возникли общественные объединения и политические партии разнообразных направлений и ориентаций. Некоторые из них имели открытые или завуалированные националистические и шовинистические оттенки. Нарастала политическая активность рядовых граждан, вызванная резким ухудшением их экономического положения.

В этих условиях немаловажную роль в стабилизации политической ситуации в стране сыграли изменения, внесенные в избирательную систему. 20-го сентября 1989 года депутаты Верховного Совета Казахской СССР внесли  в Конституцию 1978 года положение о том, что 90 из 270 депутатов должны избираться общественными организациями, Академией наук, творческими союзами. Это была, хоть и маленькая, но победа в борьбе за реальную демократию. До этого времени кандидатов в депутаты определяли партийные комитеты разных уровней. Используя методы партийного давления на избиркомы, они обеспечивали их избрание в Верховный Совет. При новом подходе на эти 90 мест в Верховном Совете пришли люди, избранные без вмешательства партийных органов. В последующем, именно эти 90 депутатов задавали тон в острых и свободных дискуссиях, с их активным участием принимались такие важнейшие законодательные акты, как «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР», Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и др. Эти поправки в Конституцию положили начало реальной демократизации общественной жизни. Благодаря им разнонаправленная политическая активность масс стала проявляться на правовой основе. Избирательные компании проходили в свободной от партийного диктата обстановке.

К концу 80-х годов прошлого столетия плановая экономика Советского Союза достигла пика своего кризиса. В условиях отсутствия товаров первой необходимости, разрывов хозяйственных связей между предприятиями, взаимных неплатежах, катастрофического обесценивания советского рубля и других кризисных проблем уже невозможно было решить прежними административно-командами методами, которые к тому же обостряли отношения между центром и союзными республиками. Урезанный в советское время суверенитет не позволял самостоятельно решать свои внутренние экономические проблемы. Сложившаяся ситуация требовала предоставления большой свободы союзным республикам. Центр всячески отрицал это, пытаясь предотвратить надвигающийся распад СССР.

В этих условиях Законом от 24 апреля 1990 г. в Казахстане был учрежден пост президента республики. В этот же день Верховный Совет практически единогласно (при двух голосах против) избрал Н.А. Назарбаева президентом Казахской ССР. Единоличный глава социалистического государства не был предусмотрен ни в ленинской теории государственного строительства, ни в его семидесятилетней истории. Но в условиях общественно-политической и социально-экономической неопределенности система органов советской власти, привыкших работать только по указанию партийных органов, не могла оперативно решать накопившиеся и возникающие общественные проблемы. Среди них особо остро стояли вопросы выстраивания отношений с союзными органами. Для их решения нужен был полномочный и авторитетный представитель республики. Им стал Президент Казахстана. Он стал своеобразным кризис-менеджером, которому предстояло вывести страну из критической ситуации и создать условия для ее устойчивого развития. История современного Казахстана свидетельствует о том, что с этой задачей он справился блестяще.

Учреждение поста президента положило начало процессу десоветизации государственной власти. Многие вопросы, решавшиеся ранее исключительно Верховным Советом, теперь уже рассматривались с участием или по предложению Президента. Деятельность правительства и других государственных органов становится подконтрольной не только избравшему их Верховному Совету, но и Президенту. Но политико-правовой статус Казахстана в качестве союзной республики в составе СССР сохранялся. Хотя, при этом, Конституция СССР 1977 г. и Конституция Казахской СССР 1978 г. признавали республику суверенным государством, таковым она практически никогда не была. Все внутренние вопросы решались по указанию или согласованию с союзными органами и партийными комитетами. Главный признак государства, принципиально отличающий его от других политических организаций – суверенитет, был конституционно провозглашен, но формально он не принадлежал союзной республики. Отсюда возникает вопрос: можно ли назвать совокупность органов управления в республике государством? Более точно все же будет назвать это исполнительным и силовым придатком всесильной в то время КПСС. Неслучайно поэтому в конце 80-х и начале 90-х годов прошел «парад суверенитетов», когда все советские республики стали один за другим принимать декларации о государственном суверенитете. Не стал исключением и Казахстан, который 25 октября 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете.

При обсуждении проекта декларации мнения участников дискуссии разделились. Одни поддерживали необходимость ее скорейшего принятия, обосновывая это тем, что Казахстан отстает от других союзных республик, заявивших о своем суверенитете. Другая группа, состоящая в основном из ученых – юристов, в числе которых был и автор этих строк, не возражала в принципе против принятия Декларации о государственной независимости, но признала неудачным содержание проекта. По их мнению, этот важный политический документ был ориентирован на будущее Казахстана в составе новой, еще не созданной федерации – Союза Суверенных Республик. При этом предусматривалось ограничение суверенитета неподписанным тогда Союзным договором, охрана суверенных прав республики была возложена на республиканские союзные государственные органы. Из-за этих и других положений проекта группа ученых предложила заново написать текст, либо же подготовить вместо него проект закона о государственной независимости. Но большинством голосов это предложение было отклонено, Декларация с этими недостатками была принята.

 

 

Предвидя, что век этого документа будет коротким, к августу 1991 года я, в то время заместитель директора института философии и права Академии наук, и кандидат юридических наук Донаков Т.С. - ныне Председатель Высшего судебного совета, подготовили проект закона «О государственной независимости Республики Казахстан» и передали его депутату Верховного Совета С. Сартаеву для организации его обсуждения принятия в качестве Закона. Но, несмотря на все его усилия, Верховный Совет не принял законопроект к рассмотрению.

Лишь после того, как в декабре 1991 года в Беловежской пуще лидеры России, Белоруссии и Украины подписали соглашение о том, что СССР, как политическая реальность прекращает свое существование, Верховный Совет Республики Казахстан принял 16 декабря 1991 года исторический судьбоносный Конституционный Закон «О государственной независимости».

В этот день исполнилась много вековая мечта казахского народа о возрождении своей государственности. Этот закон открыл новую эру в истории казахов. Дух, идеи, правые положения данного закона стали основой принятия Конституции Республики Казахстан и, благодаря этому, сохраняется его политический смысл, гуманитарное значение и созидательный потенциал.

Еркеш Калиевич НУРПЕИСОВ,

ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

кандидат юридических наук, доцент

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?