Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Есугэй-багатур

1877
Есугэй-багатур - e-history.kz
В год свиньи по восточному календарю или в 1155 году от рождества Христова в Великой степи произошло событие, которое стало одним из поворотных моментов Всемирной истории

В тот год у монгольского воина Есугэя родился сын. Ему дали имя Темучин. С раннего детства его воспитывали в духе воинской доблести и ратных подвигов, которыми славились его предки. Да и сам отец был дл него живым примером отваги и героизма. Природа наделила Есугэя богатырской силой, и родной народ даже удостоил его почетной приставки к имени – багатур.

Примечательно, что сам Темучин не был багатуром. На его физическом развитии сказались голодное детство и тяжелая юность. Эти периоды жизни «Потрясателя вселенной» подробно описаны в монгольской летописи «Сокровенное сказание». У этого исторического документа есть еще и другое название. Исследователи справедливо именуют его «Тайной летописью монголов». Ведь там содержится множество исторических загадок и удивительных открытий, а ключом к ним служат знание древних обычаев и традиций мира степных номадов.

Взять, например, тот факт, что матерью Темучина была Оэлун. Казалось бы, какая тут может скрываться тайна? А ведь, тем не менее, она существует. Дело в том, что для кочевников большое значение имели не только статус и происхождение отца, но и матери.

Есугэй силой отнял Оэлун у меркитского воина Челеду. Иными словами, она стала добычей сильного мужчины. Такое случалось в степи, когда племена находились в состоянии войны.

Какое же положение занимала пленница в семье своего похитителя? Она не имела имущества в виде приданого, и никто из ее родственников не налаживал связей с семьей,  которой она оказалась. Лишенная всех этих привилегий, Оэлун могла стать только наложницей своего господина. Даже несмотря на то, что сама она происходила из знатной семьи рода олхунуд.

Челеду предпринимал попытки освободить Оэлун, но после того, как она родила Есугэю сына, он уже не прилагал усилий. Просто у него не возникло желания кормить и воспитывать чужого ребенка, а точнее – сына врага.

Оэлун имела четырех сыновей: Темучина, Хасара, Кашигуна, Темуге-Отчегина – и одну дочь с красивым именем Темулун. Многодетные женщины пользовались уважением среди кочевников. Вероятно, именно по этой причине современные исследователи ошибочно называют Оэлун женой Есугэй-багатура. На самом деле, его жену звали Сочигел. Ее старшим сыном и законным наследником был Бегтэр, а младшего сына звали Белтугэй.

Сочигел со своими детьми жила в соседнем аиле, а юрта Оэлун располагалась в селении племени тайчиут. Есугэй одинаково заботился и о жене, и о наложнице, а также устраивал жизнь родных детей.

Темучин был еще ребенком, кода отец сосватал для него будущую жену у вождя племени конгират Дай-сэчена. Девочку звали Бортэ. Согласно обычаю, жених должен был познакомиться с родственниками невесты и какое-то время пожить среди них. Для этого Есугэй привез Темучина в аил Дай-сэчена, а сам отправился домой.

На обратном пути он встретил в степи татарских воинов, которые предложили путнику разделить с ними трапезу. Отведав их угощение, Есугэй почувствовал себя плохо, но все же он смог добраться домой, где рассказал о случившемся, и вскоре умер. Так непобедимого в открытом бою степного воина подло отравили враги.

 

Использовались материалы книги «Ханы Золотой Орды» Бегалин К.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?