Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Съезд тюркских народов 1991 года в Казани

738
Съезд тюркских народов 1991 года в Казани - e-history.kz

Годы распада СССР и соцлагеря

Те 1980-е – 1990-е были годами, когда состоялась сдача в небытие прежнего строя жизни в СССР и в части других соцстран. Кто не хотел сдаваться, наказывались. Глава Румынии Н. Чаушеску вместе с женой были расстреляны 15 декабря 1989 года, а глава Югославии С. Милошевич в 1999 году попал под суд Гаагского трибунала и умер в тюрьме. Страны сотрясались митингами, демонстрациями, забастовками и вооруженными конфликтами внутри и с соседями. Дабы росло недовольство советских людей, создавались дефициты товаров (даже носков в магазинах не было!!!), любые поводы для демонстраций, забастовок, конфликтов, прошли бурные, подчас кровавые события в разных частях СССР и - везде был официальный след. К примеру, Карабахская война на Кавказе началась после поддержки сепаратистов в феврале-марте 1988 года на страницах официального органа Нагорно-Карабахского обкома КПСС и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах»... Если Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете в 1988 году, то 12 июня 1990 года уже в Москве Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете.

Первый же официальный отказ от коммунизма прозвучал еще при жизни генсека Л.И. Брежнева в апреле 1982 года из уст секретаря ЦК КПСС Ю. Андропова, который читал доклад ко дню рождения В.И. Ленина и сказал: «строительство коммунизма исключается из практических задач государства». 

Те 20 лет были эпохой хаоса в головах людей, в первую очередь – в самих компартиях. Вот пример из практической жизни: иду по улице где-то в 1992 или 1993-м, уже при Ельцине и меня останавливает Михалыч, четверть века проработавший вторым секретарем РК КПСС и спрашивает: «Губернатор Свердловской области предлагает создать Уральскую республику и наши все «за»!.. А ты как?». Отвечаю: «…татарам и другим народам республики нужны, чтобы сохранить родной язык, культуру, традиции. А вам, русским, зачем делиться»?.. Михалыч: «А чтобы Ельцину было хуже»!..

 А в 1991 г., когда СССР был еще жив, посетил собрание демократов, смотрю – все вокруг хорошие ребята: врачи, учителя, инженеры и даже работники советской власти. А речи у них, как у Михалыча, только с противоположным знаком: «делать всё, чтобы было хуже «коммунякам»!.. Дали брошюру Г. Попова, являвшимся в те годы одним из гуру демократов страны и мэром  Москвы, читаю, а там пишется, что надо страну поделить на 40 или 50 государств... Спрашиваю давшего мне этот опус инженера-связиста: «зачем вам делиться-то, Александр Николаевич»?.. Он: «вона Швейцария какая маленькая, а как хорошо живет»! Я: «Ну, кто вам маленьким даст хорошо жить – посмотри какие волчьи порядки в мире»!.. 

Куда только не толкали перестройщики…

Наше Акбулакское районное казахско-татарское культурно-просветительное общество «Достык» (Дружба), председателем которого я стал, официально стало работать с учредительного собрания 16 декабря 1989 года. И вот из протокола того собрания слова присутствовавшей там секретаря РК КПСС Р.Н. Венгеренко: «Сегодня большое событие в районе – создание вашего центра. Об Уставе и Программе – надо конкретно, вот у немцев в «Возрождении» всё чётко, надо было бы их взять за основу»!..

Пришлось мне отвечать, вот в протоколе: «Мы взяли за основу документы Оренбургского татарского общественного центра «Туган тель». Они более нам подходят, так как главная задача – культурно-просветительная и рассчитана на многие годы. А  немецкий центр «Возрождение» ставит политические задачи, т.е. создание Немецкой автономной республики, после чего их Устав и Программа утрачивают силу. Подобных политических задач «Достык» не ставит, а потому нам не подходят для основы документы немецкого центра. Все конкретные задачи у нас перечислены и в Программе сказано: «В смутное время социальных волнений будем держать молодежь в руках, не давая никому затуманить их головы, удерживая от необдуманных поступков и особо – от какого бы то ни было  противопоставления между людьми разных национальностей. Дружно живут в районе русские, казахи, украинцы, татары, немцы, башкиры, мордва и другие. Пусть культура каждого из них служит опорой для всех нас в самые ответственные моменты жизни, в труде и быту».

Устав и Программа Немецкого общества тогда широко пропагандировались и печатались в «Блокноте агитатора» Оренбургского обкома КПСС. 

Мало того, зимой к нам в Акбулак приезжал представитель ЦК КПСС вместе с завотделом национальностей облисполкома - членов правления нашего общества «Достык» пригласили к первому секретарю райкома партии и беседовали на тему о создании немецкой автономной республики в Казахстане и России. Спрашивал представитель ЦК наше мнение, мы отвечали, что создавать немецкую автономию нельзя. Потом вызвали на  собрание в Оренбурге, где председательствовал первый секретарь Оренбургского горкома КПСС Ю.Д. Гаранькин и делились мнениями активисты немецкого общества «Возрождение» и Оренбургского областного общества «Казах тиле» во главе с председателем М. Тасмурзиным. Наш ответ был, что мы уважаем трудолюбивый талантливый дружелюбный немецкий народ, но немецкую автономную республику создавать нельзя. 

Очень кратко о делах нашего районного общества «Достык»

Решение о его создании созревало по мере выхода официальных документов ЦК КПСС, и мы, инициаторы, старались ориентироваться на рационально полезные никому не вредящие задачи. Я работал в районной газете, и когда речь зашла о возрождении народной культуры и языка, написал летом 1987 года  статью о необходимости изучения родного языка как предмета в школе в казахских аулах и там, где казахи компактно живут. Редактор В.С. Куксин подписал и отправил в печать, а через два часа забрал из типографии и пришел ко мне в кабинет, зачеркнул свою подпись, порвал статью на две части и хитро так буркнул: «…больше не пиши такой национализм»!.. Я понял, что кто-то стукнул в райком и оттуда редактора «поправили». А осенью, как отклик на решения Январского Пленума ЦК КПСС 1987 года по кадрам, написал предложения о представлении казахов в аппаратах РК КПСС, райисполкоме, райкоме комсомола и в других структурах. Тут вошел замредактора Ж. Лукманов, спросил, что пишешь, прочел, сказал «Тамаша!» (отлично) и мы с ним передали по адресу свои предложения Пленуму РК КПСС. Вскоре собрался районный партактив, где разбирали Ж. Лукманова, понизили до ответсекретаря и велели готовиться парторгом в колхоз. Меня разбирали на партсобрании, куда пришли два завотделом райкома партии. Начали с упреков в национализме, а когда дали слово мне, сказал, что недавно приезжал завсектором печати обкома КПСС В.Н. Ушаков и я задал ему вопрос, имеет ли право член партии довести мнения масс до вышестоящего парторгана?.. Обкомовец задумался и через несколько минут ответил, что член партии имеет такое право. И сказал я на собрании, что при этом присутствовал редактор нашей газеты и тот подтвердил мои слова кивком… Тут заворготделом райкома партии похвалил меня: «Товарищ Казиев показал себя опытным партийцем»!.. И – собрание кончилось. А где-то через неделю Ж. Лукманову предложили идти редактором газеты в другой район, но он переехал в Актобе, получил четырехкомнатную квартиру и стал редактором Западно-Казахстанской железной дороги «Стальная магистраль». Так мы на практике узнали, что разные отделы ЦК и обкомов нередко отправляют на места разные указания – даже противоположные друг другу. Если один секретарь ЦК тянулся к «демократии», то другой возглавлял «консерваторов» и даже были те, кто курировал «распад»?!?

Что мы успели сделать – в сентябре 1989 года в трех школах района стал преподаваться казахский язык как предмет 4 раза в неделю, а в 1990 году уже в 6 школах как предмет и в 4 школах факультативно. В школе №2 стали преподавать татарский язык. Лет 15 выпускали страницу «Вас приглашает «Достык» в райгазете и в 1991 году – четыре номера газеты «Ақбұлақ» на казахском языке (дальше денег не хватило), где помещали материалы по истории, культуре и традициям народа. Возродили проведение народных праздников, создали мусульманский приход и открыли мечеть, загородили несколько мусульманских кладбищ. В Покровской средней школе, где директором был К.Б. Рамаданов, создали учительский казахский хор, который ездил по селам и районам и ценители удивлялись: «Мы и не знали, что может быть такой замечательный казахский хор»!.. Где-то в 1992 году удалось устроить на учебу в Атюбинский пединститут 11 ребят и в пединститут Уральска двоих – по специальности казахский язык в русской школе. Были и другие хорошие дела, обо всех не расскажешь.

И вот, об избрании меня на съезд тюркских народов СССР 1991 года в городе Казани в сообщении газеты Акбулакского района Оренбургской области «Степные зори» от 24 января 1991 года: «7 января в Оренбурге состоялся пленум правления областного общества «Казах тиле». В работе пленума приняли участие зав. идеологическим отделом обкома КПСС В.А. Меньшов, инструктор облисполкома А.М. Бобылев, представители областных отделов культуры и образования, члены руководства татарского, башкирского и немецкого областных культурно-просветительских обществ. Были избраны представители на съезд тюркоязычных народов СССР, который состоится в Казани в феврале текущего года. Ими стали М.Б. Тасмурзин и Т.А. Казиев».

Как видите, процесс перестройки шёл под бдительным оком правящей партии и органов государства, в т.ч. избрание делегатов на съезд, работа самого съезда, о котором будет дальше разовор и вот такое длинное вступление дано для того, чтобы читатель проникся пониманием обстановки тех лет, когда определенные структуры правящей партии и государства практически сами отбирают делегатов на съезд, где к ним с обращением создать халифат выступает бородач в полувоенной форме, похожий на Бен Ладена – кто мог такое ожидать?.. 

Под сенью Новоогаревского и халифатского проектов...

На 20 августа 1991 года было назначено принятие Союзного Договора, который могли подписать и автономии, в результате которого автономии приобретали права выхода из существующего государства. Но, как помните, на день раньше 19 августа начался августовский путч и Новоогаревский проект провалился – и 8 декабря того же года собравшиеся в Белой Веже руководители Беларуси, Украины и России объявили о выходе своих стран из СССР, в результате чего СССР разделился на 15 государств... А Новоогаревским процессом так назвали, т.к. в Новоогареве глава государства генсек ЦК КПСС М. Горбачев собирал руководителей союзных республик, обсуждая выдвинутый им и 3 декабря 1990 года поддержанный Верховным Советом СССР проект Союзного Договора. В ходе процесса пошел разговор и о подписании того Договора и автономными республиками, в частности Татарстаном, в результате принятия этого документа и в определенных условиях разделение СССР могло стать на большее число государств. Именно под сенью Новоогаревского процесса были многие выступления ораторов на съезде. 

 ...Казань в тот год сотрясался митингами и перед автобусом, который вез к Дворцу имени Ленина, где проходил съезд, ходили люди с транспарантами, зазывавшие на очередную демонстрацию. В зале собраний съезда на сцене стояли флаги и знамена движений и партий, а вокруг знамени Кокандской автономии ходил энергичный бородатый парень и время от времени бросал в зал зычные призывы: «Объединимся вокруг знамени Кокандского халифата»!.. Как пишется в книге Мухаметдинова Р.Ф. «Зарождение и эволюция тюркизма», в работе съезда 19-21 апреля 1991 года в Казани принимали участие 42 организации тюркских народов: татар 19 организаций, азербайджан 6 организаций, узбеков – 3, казахов, башкир и якутов – по 2, у остальных народов по одной организации. Из невосточных народов – немецкая организация «Возрождение». По типу деятельности 5 народных движений,  6 политических партий, а также культурные общества и ассоциации. Гостем был 3-й секретарь посольства Турции в СССР г-н Эрхан Озсой. Пресса и телевидение было. Приняты Программа, Устав, 20 резолюций и обращений».

Как пишет один из авторов Программы, принятой на том съезде тюркских народов в Казани 19-21 апреля 1991 года Р. Мухаметдинов, ее главными идеями были «демократия и свобода как два главных постулата». Эти две идеи  входили в унисон как раз с целями Союзного Договора, который должен быть подписан и принят 20 августа 1991 года.

Большую часть съезда председательствовал и чаще всех выступал доцент кафедры истории КПСС Казанского госуниверситета, один из организаторов Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) и его первый председатель Марат Мулюков (1930-1997).

Горячим и вдохновенным было выступление Фаузии Байрамовой, писательницы и председательницы партии «Иттифак», известной деятельницы оппозиции в Татарстане и в 1990-1995 годах народного депутата Татарстана.

И что было совсем неожиданно для большинства – перед делегатами несколько раз выступал один из самых активных гуру того съезда – будто сам Бен Ладен, двойник или похожий на него человек!.. Мы же тогда о таком деятеле не слыхали, это потом он стал мелькать в телевизоре... А в зале Дворца  имени Ленина агитировал за создание халифата лет под сорок бородач в полувоенной форме под Че Гевару, говорил по-русски с акцентом и вкрадчиво обещал, что они исламисты - светских людей не тронут!..

Многие читатели, конечно, не знают, что в очень даже светский Афганистан пригласили в правительство религиозников именно по предложению Кремля после прихода к власти М. Горбачева в 1985 году. В статье С. Черняховского «Кто сделал Афганистан исламским государством?» говорится об этом - 4 мая 1986 года Бабрака Кармаля освобождают с поста и главой страны становится Наджибулла, в Конституцию страны вписывается ислам на правах государственной религии и моджахеды, подготовленные службами западных стран, Пакистана и других, приглашаются в правительство!.. Когда же СССР вывел войска, моджахеды пошли в наступление, но откатились, так как военные еще были на стороне Наджибуллы. И пишется в той статье, что «весной 1990 года Наджибулла по согласованию с Кремлем начал аресты военных-халькистов» (Хальк – фракция правящей партии НДПА). И пошел внутренний раздор, а СССР отказал в поставке оружия, боеприпасов и ГСМ... «Конец Наджибуллы был ужасен: когда моджахеды в 1992 году взяли Кабул, его привязали к джипу веревками и протащили по Кабулу, а верные правительству военные были вырезаны. После теракта 11 сентября 2001г. в Афганистан вошли американские войска»...

Религия дело тонкое и однажды, когда зашел разговор о войне на Северном Кавказе, мне пришлось подсказать, что у местных своя традиционная религия, а у спонсоров – с чужими прибавками и через время местные действительно пошли по традиционному пути. Наступил мир.

Как одному выступающему за мир и дружбу при решении острых проблем  победить - двадцать выступающих за конфронтацию и революции?

...В зале сидели лидеры народных движений, писатели, ученые, учителя родных языков, патриоты своих народов, работники культуры, высказывавшие боль и надежды миллионов людей. В перерывах мы знакомились, делились информацией, почувствовали себя как родные, давно не видавшиеся друг с другом. Кумыков, к примеру, поразило, что в Казахстане хорошо знают их замечательного поэта Жырчи Казака и его произведения печатаются в казахских журналах и газетах, и просили прислать те газеты и журналы  им. В большинстве выступлений звучали призывы к немедленням действиям, к выходам на демонстрации и силовому решению назревших проблем. И в то же время вырисовывалась стратегия определенных, внешних сил – использовать энергию народов СССР для создания долгого хаоса и кучи горячих точек, как в Афганистане, на Ближнем Востоке и в других местах...

Рядом со мной сидел студент-казах, учившийся в Казани, он говорил: «Агай, через неделю будет демонстрация, мы тоже пойдем! Казахов в Казани пять тысяч человек»!..

А тут выступал как раз представитель Народного фронта Азербайджана,  показывал на другого делегата: «.. он кагебист, душил демонстрации в Баку в январе прошлого года!», но когда тот предложил воинственную резолюцию, закричал: «Молодец, я к тебе присоединяюсь»!.. Одного из делегатов я увидел после по телевизору в свите главы Узбекистана – видимо, послали для зондажа обстановки, как и таковых из других республик и зарубежных государств.

Выступил с трибуны и я, передал братский салем участникам съезда от казахского народа – такого радостного и долгого звучания аплодисментов в жизни не слыхал – чего-то хорошего эти люди ждали именно от казаха. Я предложил создать Тюркский фонд культуры, а резолюции, ведущие к конфронтаци между собой и с соседями  - отвергнуть. Предложил решение проблем и противоречий только мирным путем. То же самое делал при голосовании за принятие некоторых конфронтационных резолюций, вставал с места и говорил: «...завтра нам будет стыдно за такие резолюции!» и - видел гневные яростные лица членов президума, но вслух никто из них ничего не сказал: кругом пресса, телевидение и представители республик и государств... Сидящие рядом дергали меня за пиджак, шептали: «...зарежут же! Пышақтайды»!.. Но, видать, был строгий приказ кураторов – что никаких эксцессов с участниками съезда быть не должно… Құдай сақтады.

И никто не выступил с поддержкой моих предложений.

Но при голосовании их поддержало большинство делегатов.

Это были те, кто так горячо и долго хлопал при выходе на трибуну ақ көңілді қазақа – молчаливое большинство. 

Братишка-студент, сидевший рядом со мной, в заключительный день съезда сказал: «Агай, я понял: на демонстрацию мы не пойдем»... 

Мирные резолюции съезда способствовали тому, что на громадном пространстве от Алтая до Гагаузии и от Туркмении до Якутии эти 33 года многие жили мирно. Пусть будут мир и счастье у народов! Колхоза нового не надо, ибо в нем хоть было и хорошее, но было и то, что к примеру, половина казахов потеряла родной язык, потому нужно продолжать быть хорошими соседями, общаться, торговать, любить родные традиции и совместно искать пути движения вперед, с учетом интересов и духовных ценностей как каждой страны, так и родного всем нам человечества!

Если, уважаемые читатели, будете искать материалы о съезде тюркских народов 1991 года в Казани – можете не найти, так как он зашифрован как Второй съезд Всемирной Ассамблеи тюркских народов (ВАТН). А Первым съездом ВАТН назван съезд народов Востока 1990 года в Москве, проходивший под руководством Олжаса Сулейменова. Ни он сам, ни делегация из Казахстана на съезд в Казань в апреле 1991 года не приехали, видимо, кто-то помешал приехать. Нет в материалах о «Втором съезде ВАТН (тюркских народов СССР) апреля 1991 года в Казани ни слова о горячих резолюциях и спорах по ним. Каждый материал, видимо, давался в интересах тех групп, чьи интересы как бы защищал автор того материала, а ученым, изучающим ход того съезда, достаются урезанные клочки. Только сбор множества источников может отразить весь ход того съезда. А написать эту статью меня вынудила сегодняшняя обстановка в мире, где идут войны и страшные эксцессы вроде расстрела боевиками зрителей в концертном зале в Москве и последующие события – кто-то опять хочет развязать повсеместные кровавые конфликты на одной шестой территории планеты.

 Люди, будьте бдительны, берегите мир, дружбу, единство в своих странах и добрые отношения с соседями, не поддавайтесь на провокации недоброжелателей! С уважением

Торегали Казиев.

Актобе, Казахстан

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?