Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Перезагрузка науки и образования

1893
Перезагрузка науки и образования - e-history.kz

События «трагического января» заставили весь казахстанский народ задуматься над проблемами не только личного, но и глобального характера, касающиеся всей сложившейся системы нашего бытия. Действительно, на заре независимости, казахстанцы были полны энтузиазма и сворачивали «горы», перед гражданами открылись доныне невиданные возможности в политической, экономической, социально-культурной и других сферах жизнедеятельности. За тридцать лет республика достигла огромных успехов, за эти годы в стране появилась своя научная элита.

Вместе с тем системе науки и высшего образования за прошедшие годы происходили реформы, которые не всегда находили понимание среди отечественных ученых. Сегодня портал Qazaqstan Tarihy обратился к руководителю ЦПНК «Ғылым ордасы» кандидату исторических наук, ассоциированному профессору А.С. Уалтаевой с вопросом о тех шагах, которые предпринимает научная общественность в новых сложившихся реалиях. Стоит отметить, что Алтын Слямкайдаровна является делегатом национального Конгресса историков Казахстана, как руководитель Центра по подготовке магистрантов и докторантов уделяет большое внимание воспитанию нового поколения ученых.

 

В последние годы возросли объемы и расширились виды финансирования научно-исследовательских институтов, появились новые возможности для зарубежных стажировок ученых. Планируется включение в базовое финансирование заработной платы ведущих ученых. Если раньше конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование объявляли на 1-3 года, то теперь уже на 5 лет.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что новые задачи в науке требуют достойного кадрового обеспечения.

В своем выступлении «Уроки «трагического января»: единство общества – гарантия независимости» на заседании Мажилиса парламента Республики Казахстан 11 января 2022 года Глава Государства Касым-Жомарт Токаев поставил четкие задачи необходимости переосмысления и развития всех сфер жизни нашего общества и, в частности, образования и науки.

Первые продуктивные послеянварские шаги активно делает Министерство образования и науки РК. Министр А.К. Аймагамбетов твердо убежден, что что все кадровые решения в сфере образования и науке должны приниматься через прозрачные, равноправные конкурсы на основе честной конкуренции, подготовки высококвалифицированных кадров молодежи, нацеленных на профессионализм и перемены.

2 февраля 2022 года под эгидой Министерства образования и науки Республики Казахстан прошел Форум высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов по развитию интеграции науки и образования. В работе Форума приняли участие министр МОН РК А.К. Айтмагамбетов, директора научно-исследовательских институтов Комитета науки, ректора высших учебных заведений республики. В своем докладе, министр отметил важность интеграции науки, образования и производства для подготовки молодого поколения будущих социалистов, дальнейшему научно-инновационному развитию, как вузов, так и потенциала научно-исследовательских институтов. Поэтому важным моментом стало подписание между Председателем Правления – ректором Казахского национального университета им. аль-Фараби Ж.К. Туймебаевым и директорами научно-исследовательских институтов Комитета науки РК Экономики А.А. Сатыбалдиным, Общей генетики и физиологии Л.Б. Джансугуровой, Биологии и биотехнологии растений К.Ж. Жамбакиным, Проблем биологической безопасности К.Д. Закарья, Истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова З.Е. Кабульдиновым, Проблем горения Т.А. Кетегеновым, Востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Д. Масимханулы, Литературы и искусства им. М.О Ауэзова К.С. Матыжановым, Географии и водной безопасности А.Р. Медеу, Информационных и вычислительных технологий Г.М. Мутановым, Археологии им. А.Х. Маргулана А. Онгарулы, Математики и математического моделирования М.А. Садыбековым, Философии, политологии и религиоведения С.Т. Сейдумановым, Механики и машиноведения им. академика У.А. Джолдасбекова А.К. Тулешовым, Языкознания им. А. Байтурсынова А.М. Фазылжановой, Молекулярной биологии и биохимии им. М.А. Айтхожина К.О. Шариповым, Зоологии Р.В. Ященко, а также генеральным директором комплекса «Ғылым Ордасы» Л.П. Абубакировой Генерального соглашения об интеграции науки и образования, целью которого является стремление к дальнейшему развитию эффективного партнерства в реализации образовательных программ высшего и послевузовского образования и передовых исследовательских проектов по приоритетным научным направлениям, укрепление взаимовыгодных связей между КазНУ им. аль-Фараби и НИИ в подготовке высококвалифицированных кадров, способствующих интеграции науки, образования и производства. Одним из центральных пунктов документа, является подтверждение того, что ученые НИИ являются не соперниками или конкурентами, а соратниками в деле подготовки молодых научных кадров. Между ректорами вузов РК и директорами НИИ КН МОН РК также было подписано более тридцати двухсторонних договоров о дальнейшем сотрудничестве.

В рамках интеграции с 2014 по 2022 годы, 10 научно-исследовательских института «Ғылым ордасы» реализовали более 20 совместных образовательных программ, завершили обучение 559 человек: 385 магистров и 174 докторов PhD, около 100 ученых НИИ были задействованы в учебном процессе, ими опубликовано более 1 000 статей, из них в Базе данных Scopus/TR порядка 200 научных статей. 90% выпускников совместных образовательных программ трудоустроены в НИИ, обучающиеся прошли стажировку в более 55 зарубежных высокорейтинговых вузах и международных научных организациях.

4 февраля в КазНУ им. аль-Фараби состоялась встреча директора института экономики А.А. Сатыбалдина, Генерального директора «Ғылым ордасы» Л.П. Абубакировой и руководителя Центра подготовки научных кадров А.С. Уалтаевой с руководством вуза, где были обсуждены важные вопросы усиления взаимного участия ученых не только в учебном процессе, но и в научных проектах, как НИИ, так и университета. Причем, в вопросе об оплате труда ученых было подчеркнуто, что уровень оплаты привлеченных ученых будет приравниваться к зарплате штатного ППС вуза. Также будет сформирована совместная лабораторно-исследовательская база для обеспечения полноценного прохождения научно-исследовательской практики студентов и совместных исследований ученых.

Таким образом со стороны государства и МОН РК созданы все условия для полноценной работы, настало время перезагрузки отношений между казахстанской наукой и вузовским образованием на уровне самих ученых НИИ и университета.

Каждый казахстанец должен занять активную гражданскую позицию. Надо понимать, что от активности научной общественности зависит будущее нашей страны.

 Читайте также: Нужен мораторий на реформы в сфере образования

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?