Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О книге Б.Г. Аягана «История Улуг Улуса-Золотой Орды. Курс лекций»

1737
О книге Б.Г. Аягана «История Улуг Улуса-Золотой Орды. Курс лекций» - e-history.kz

Б.Г. Аяган - автор большого количества научных трудов, посвященных актуальным проблемам становления и развития государственности в Казахстане. Особое предпочтение он отдает истории Великой степи эпохи раннего средневековья. Так, в 2014 г. вышло его монографическое исследование «Рассветы и сумерки в казахской степи», в 2018 г. - «Абулхаир Шейбанид - последний правитель Дашти-Кыпчака». Углубленному изучению истории постордынских государств на территории Казахстана конца XV - начала XVI в. посвящено исследование жизни и деятельности казахского хана Касыма и Мухаммеда Шейбанида (Шахбахта).

Новая книга Б.Г. Аягана «История Улуг Улуса-Золотой Орды» продолжает серию исследований автора, посвященных истории кочевых и полукочевых государств Евразии. Появление этой книги вполне закономерно: при том, что родовое гнездо чингизидов находилось именно на территории Казахстана, история Золотой Орды прежде не занимала положенного ей места в казахстанской историографии.

История, как ни одна из других гуманитарных наук, уязвима, беззащитна перед натиском конъюнктурных тенденций развития политического процесса. Как пишет Б.Г. Аяган в предисловии к данной книге, наиболее тяжелый удар по объективному освещению истории Улуг Улуса-Золотой Орды был нанесен в советский период, когда существовало негласное табу на изучение истории Золотой Орды, категорически, как «феодальные» и «реакционные», было запрещено произносить имена ханов, султанов и батыров.

От себя добавим: начало политическим репрессиям национальной творческой интеллигенции, уничтожению художественных произведений, отражающих героическое прошлое народов СССР, было положено в 1937 г., после выступления секретаря ЦК и Ленинградского обкома ВКП (б) А. А. Жданова в Уфе на пленуме Башкирского обкома ВКП (б). В декабре 1937 г. за популяризацию башкирского варианта ногайского эпоса Эдиге («Иреукэй менэн Мора^ым») и других памятников устного народного творчества был обвинен в национализме и арестован башкирский просветитель М. Бурангулов. Во второй раз М. Бурангулов подвергся гонениям после постановления ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации» от 27 января 1945 г.

Как пишет Б.Г. Аяган, одиозные постановления ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической работы в Татарской партийной организации» от 9 августа 1944 г., «О работе по составлению очерков по истории Татарской АССР» от 21 марта 1946 г., а также аналогичные постановления, которые принимались в период 1946-1952 гг. относительно «Истории Казахской ССР», нанесли огромный вред деятельности научно-исследовательских институтов, затормозили объективное изучение этого важнейшего периода истории Казахстана.

Как известно, даже в 70-80-х гг. XX в. Любая попытка воссоздать объективную историю тюркских народов пресекалась на корню – достаточно вспомнить реакцию ЦК КПСС на появление книги Олжаса Сулейменова «Аз и Я».

После крушения идеологических постулатов советской эпохи, безусловно, возникла естественная потребность восполнить пробел в изучении средневековой истории народов Золотой Орды.

Актуальность данной темы, по справедливому мнению Б.Г. Аягана, возросла также в связи с тем, что историческое прошлое народов евразийских степей стало вновь активно использоваться в политических играх на постсоветском пространстве.

В книге «История Улуг Улуса-Золотой Орды» автор предлагает свое видение истории образования, возвышения и упадка этого некогда могущественного «мобильно-военизированного» государства. Опираясь на труды предыдущих исследователей, на основе критического анализа огромного комплекса источников, включая арабские, китайские, персидские, тюркские, славянские, армянские, грузинские и др., автор выдвигает и ряд новых положений.

Б.Г. Аяган с особой тщательностью подходит к использованию исторических терминов. Так, наименование «Улуг Улус», по его мнению, наиболее созвучно казахскому и другим тюркским языкам, но одновременно, как синоним, им используется и название «Золотая Орда». История Улуг Улуса- Великой Орды - рассматривается в книге как часть мировой цивилизации. Подвергаются критическому анализу устоявшиеся термины и идеологические доктрины советской эпохи. Строго в хронологическом порядке описываются события, деяния политических персонажей, особенности управления, состояние экономики, состав племен, посольская служба, организация военного дела и т.д.

Материал, изложенный в жанре лекций, позволяет автору легко и непринужденно раскрыть самые сложные вопросы.

При изучении истории отдельных регионов для каждого этапа исторического развития важно четко установить не только официально признанные границы данной территории, но и обширное экономико-географическое и социокультурное пространство предшествовавших эпох, наложивших отпечаток на всё последующее развитие. В отличие от ряда историков, упорно натягивающих золотоордынское «одеяло истории» только «на себя», Б.Г. Аяган не отрицает, а, напротив, подчеркивает, что «империя, созданная Темучином - Чингис-ханом, несомненно, многое вобрала в себя из традиций и племен Тюркского каганата».

Ханство Кипчаков, пишет он, занимавшее огромные территории от Алтая до Дуная (где обитали предки современных казахов, ногайцев, башкир, татар, калмыков и др.) было разбито или покорено войсками Чингиз-хана. «Действительно, эта величественная Орда, самая большая по территории в мировой истории», вобрала в свой состав множество народов, отмечает автор.

Хронологические рамки истории Улуг Улуса-Золотой Орды определены следующим образом: нижняя граница - 1206 год - дата воцарения Джучи в Дешти-Кипчаке, верхняя граница - 1502-1598 годы - названа автором «инерцией единства» Улуса Джучи. Однако, как считает автор, эта хронология может уточняться по мере появления новых работ и новых исследований.

Содержание книги охватывает все процессы, происходившие в обозначенный хронологический период. Материал книги разделен на 5 лекций-блоков, которые последовательно раскрывают перед читателем периоды становления, расцвета и падения государства Улуг Улус.

Заслуживает внимания авторская позиция в объяснении причины распада Золотой Орды и крушения постордынских государств: это - утрата лидерства в научных и индустриальных технологиях. Этот вывод, сделанный Б.Г. Аяганом, может стать толчком для постановки новых задач и новых направлений в исследовании. Кстати, этот тезис подтверждается историей башкирского народа, общественно-политическое развитие которого в золотоордынский период было законсервировано, что исключало возможность прогресса и технологического развития.

В заключении Б.Г. Аяган не ограничивается только обобщением и выводами, а ставит конкретные задачи по дальнейшему исследованию истории Улуг Улуса-Золотой Орды как наиболее длительного этапа в развитии казахской государственности.

В своем исследовательском процессе Б.Г. Аяган не ограничился только традиционными комплексами историографических и источниковедческих материалов. Использование богатейшей казахской литературы, произведений устного народного творчества, уникальных исторических источников - «шежире» придали лекциям особый колорит и живость. Книга снабжена красочными иллюстрациями. Хорошее оформление книги, сочетание научности с доступностью и безукоризненным текстом являются залогом того, что книга Бүркітбай Аяғана «История Улуг Улуса-Золотой Орды» будет востребована читателями, как Казахстана, так и других сопредельных стран. Данный труд займет свое достойное место среди фундаментальных изданий по истории Великой степи.

 

Буканова Роза Гафаровна, 

доктор исторических наук, профессор, 

Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел России, 

e-mail: brg777.50@mail.ru 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?