Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Архивные источники по дипломатическим взаимоотношениям РК

28895

Архивные источники по дипломатическим взаимоотношениям РК являются одним из актуальных вопросов современного периода и представляют огромный интерес для исследователей.

Из архивов Центрального государственного архива (ЦГА) и Архива Первого Президента РК (АП РК) при Казахстанском институте стратегических исследований было получено огромное количество материала по торгово-экономическим, политическим и культурным взаимоотношениям нашей страны с разными странами дальнего и ближнего зарубежья на начальном этапе становления дипломатических отношений нашего государства. Особенно в Архиве Президента РК накоплена обширная база архивных материалов, поделенная на определенные фонды и описи. Прежде всего, это материалы Аппарата Президента и Кабинета Министров РК и документы МИД РК. В основном хранятся документы, составленные или заключенные в первой половине 90-х годов ХХ в. Одним из таких фондов является Фонд № 5-Н Опись 1 дел постоянного хранения за 1992 г. Эти архивные источники были поделены на 2 подраздела. Первый включил документы о внешнеполитической деятельности со странами СНГ, а второй – документы о сотрудничестве со странами дальнего зарубежья. В первом подразделе представлены меморандумы, международные соглашения и документы о подготовке и проведении заседаний советов глав государств и правительств СНГ об организации материально-технического обеспечения, о взаимном экономическом и культурном сотрудничестве со странами СНГ, Балтии и Грузии. Во второй раздел вошли документы об итогах встреч глав государств и правительств, о присоединении Казахстана к международным Конвенциям, заключения международных экспертов по проблемам финансов и инвестиций, налогообложения в республике. Имеются документы о сотрудничестве с ФРГ в подготовке и повышении квалификации специалистов в области экономики, с международными структурами МВФ, Всемирный банк. В Отделе внешних связей сосредоточены документы о национальной внешнеполитической деятельности, о формировании валютного фонда Казахстана и его использовании. Имеются проекты и предложения международных финансовых организаций содержащие коммерческие обоснования затрат, результатов, обязательств и гарантий по предоставлению республике кредитов, а также документы по осуществлению республике кредитов, а также документы по осуществлению контроля за расходованием иностранных инвестиций и кредитов, об экспорте и импорте сырья, бартерных операциях в добывании и перерабатывании промышленности, в сельском хозяйстве. Кроме того в разделе представлены документы о подготовке зарубежных визитов делегации Казахстана и встреч иностранных представителей в республике, о реализации межгосударственных договоров и соглашений.

Большая группа документов по торгово-экономическим отношениям условно разделена по географическим направлениям: со странами Европы и Америки; со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди них имеются документы, отражающие сотрудничество с иностранными фирмами, открытие совместных предприятий. Кроме того в опись вошли отчеты Министерства торговли, Таможенного комитета, Министерства внешнеэкономических связей, Казвнешэкономбанка, МИД о развитии сотрудничества с учреждениями зарубежных стран. Документы отдела культуры и межнациональных отношений освещают государственную политику в сохранении межнационального согласия, по охране и защите культурных ценностей, СМИ в условиях перехода к рыночной экономике. Имеется большой комплекс документов о ходе выполнения правительственных постановлений по культуре, об увековечении памяти лиц, внесших вклад в историю, науку, культуру.

Документы отдела политического анализа освещают составные вопросы реализации международных обязательств РК по поддержанию международной безопасности, контроля над вооружениями, укрепления мер доверия раскрывающих сотрудничество с такими международными организациями, как ООН, НАТО, ОБСЕ, СВМДА, МАГАТЭ. Интерес представляют и документы о социально-политической обстановке в отдельных государствах СНГ, о принятых мерах по стабилизации обстановки и прекращения вооруженных конфликтов в Приднестровье, Нагорном Карабахе и т.д.

В мае 1992г. Республика Казахстан стала членом ЮНЕСКО и получила возможность принимать участие в ряде крупных международных акций (тегеранском конгрессе по культурному и научному сотрудничеству в Азии, и региональных конференциях комиссии стран Европы и Азии и др.) и программ (международная программа ЮНЕСКО подготовки в области планирования образования и администрирования и др.). Казахстан принял участие в долгосрочной комплексной программе ЮНЕСКО «Великий шелковый путь – путь диалога», под эгидой ЮНЕСКО было подготовлено и проведено празднование 150-летия со дня рождения Абая Кунанбаева. Все эти мероприятия также отражены в документах МИД.

В Отделе по делам СНГ имеются документы о создании СНГ, установлении и развитии двусторонних и многосторонних отношений, активизации интеграционных процессов среди государств-участников СНГ, об участии Казахстана в работе Исполнительного Секретариата в Совете Глав государств в СНГ, документы о подготовке и проведении встреч и итогах визитов государственных и политических деятелей, справочно-информационные документы, о внутриполитической, социально-экономической обстановке, внешней политике России, государств Средней Азии, Украины, Белоруссии, Молдовы, Закавказья, Балтии.

В международном отделе сосредоточены тексты выступлений Президента РК и тезисы к ним на международных совещаниях, конференциях, в Конгрессе США, на приемах ФРГ, Франции, Японии, информации об установлении и развитии политических, экономических, культурно-гуманитарных и других отношений между РК и странами Западной и Восточной Европы, Азиатским, Азиатско-Тихоокеанским регионом и документы об участии РК в работе ЕС, о решении проблем немцев, проживающих в Казахстане. В отделе сконцентрированы документы об установлении дипломатических отношений РК с Грецией, Боснией, Герцеговиной, ФРГ, Швецией, Австрией, Англией, Италией, Нидерландами, Францией, Канадой, Мексикой и т.д. В этой связи представляют огромный интерес архивные фонды принадлежащие Управлению стран Америки и Европы. К таким документам, прежде всего, относятся записи бесед министров иностранных дел с дипломатами других стран. Например, запись бесед министра и зам. министра иностранных дел РК с официальными лицами Французской Республики, с сотрудниками Посольства Франции в РК за 1992 г. (со 2 марта по 7 октября) на 7 листах [1]. Данный позволяет проследить за процессом двусторонних консульских взаимоотношений, подведения некоторых итогов торговых связей, обсуждение и решение совместных перспективных вопросов и проблем.

В ходе беседы Министра иностранных дел РК Т. Сулейменова с Государственным секретарем по Внешним делам Французской республики господином А. Вивьеном было замечено, что между двумя странами следует развивать, прежде всего, культурные отношения. Относительно торгово-экономических отношений собеседник отметил, что французская сторона заинтересована в защите инвестиций, арбитраже, в Конвенции о налогах, чтобы избежать двойного налогообложения. Французской стороной подготовлены проекты. Он отметил, что многие фирмы желают сотрудничества с Казахстаном [2].

Во время беседы с Послом Франции Б. де Фуко был обсужден ряд вопросов:

1. Использование ядерной энергии в мирных и военных целях. По данному вопросу было установлено, что Казахстан направил от имени Премьер-министра заявление о вступлении в МАГАТЭ и был готов заключить соответствующее соглашение с этой международной организацией относительно постановки под ее контроль мировых ядерных объектов на территории Казахстана;

2. Относительно приезда в Алматы в мае 1992 г. французского посла для создания консультативной помощи по вопросу государственного устройства, создания Национальной школы администрирования;

3. О предоставлении Посольству Франции исключительного права на приобретение здания для резиденции Посла. По данному вопросу было установлено, что возможна только долгосрочная аренда (до 99 лет). Одновременно был поставлен вопрос о взаимности предоставлении помещений под Посольство РК в Париже [3]. Данный документ официально закрепил согласованные политические и экономические интересы обеих стран. Из ряда документов об установлении и развитии двухсторонних отношений между РК и Республикой Польши за 1992 г. на 11 л. [4] видно, что Правительство Польши 27 декабря 1991 г. признало РК в качестве суверенного государства и поддержало готовность двухсторонних межгосударственных отношений на основе уважения Устава ООН и обязательств, вытекающих из Хельсинкского Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парижской Хартии для Новой Европы. Но самое главное это установление дипломатических отношений выражающихся в установлении экономического, торгового и культурного сотрудничества, а также обмене своими представительствами в ранге Чрезвычайных и Полномочных послов. [5].

Из архивных материалов установлено, что МИД Республики Польша принимает предложение МИД РК о проведении в Алматы переговоров по проектам договора о добрососедском сотрудничестве между двумя государствами, соглашения о взаимной охране мест и памяти о жертвах войны и репрессий, консульской конвенции, а также по вопросам открытия в Алматы Посольства Республики Польша в РК.

Чрезвычайный интерес представляет свод архивных дел содержащих документы двусторонних отношений между РК и ФРГ в сентябре 1992 г. на 68 л. [6]. Особо следует выделить два документа - «О ходе выполнения соглашений с ФРГ» (22.09.93) и «Соглашение между Правительством ФРГ и Правительством РК о поощрении и взаимной защите капиталовложений». Первый документ был составлен в ходе визита Н.А. Назарбаева в ФРГ в сентябре 1992 г.

По данному документу были осуществлены следующие мероприятия:

1. Подписан договор между РК и ФРГ о поощрении и взаимной защиты капиталовложений подписанный в Бонне 22 сентября 1992 г. Ратифицирован Верховным Советом РК 29 января 1993 г.;

2. Создана казахстанско-германская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству;

3. По согласованию с германской стороной подготовлен пакет инвестиционных проектов на общую сумму 1050,62 млн. долл. США;

4. В рамках германской кредитной линии Министерством промышленности предоставлено

48 инвестиционных проектов;

5. Германская сторона предложила заключить следующие соглашения:

1) Между Федеральным Министром экономики ФРГ и Министром экономики Казахстана об использовании вторичного сырья;

2) Соглашение между Правительством РК и Правительством ФРГ о культурном сотрудничестве;

3) Соглашение между Правительством РК и Правительством ФРГ об уходе за военными могилами;

4) Соглашение между Правительством РК и Правительством ФРГ о взаимной помощи при стихийных бедствиях или крупных авариях;

5) Соглашение между Правительством РК и Правительством ФРГ об отправке германских учителей в казахстанские школы;

6) Принятие Верховным Советом РК закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» [6].

Второй документ - «Соглашение между Правительством ФРГ и Правительством РК о поощрении и взаимной защите капиталовложений» экономически подкрепил двусторонние дипломатические связи. В данном документе были оговорены двусторонние права, обязанности и гарантии. Например, 1. Обе стороны были обязаны на своей территории прививать и способствовать осуществлению инвестиций граждан или Компаний других;

2. Обе стороны были обязаны не наносить ущерб случайными или дискриминационными мерами управлению;

3. Обе стороны были обязаны создавать условие для инвестиций, принадлежащих или контролируемых гражданами или компаниями других договаривающихся сторон; и т.д. В общем, данное Соглашение, подписанное в 1992 г. между Правительствами РК и ФРГ, было продлено на 15 лет с датой его подписания [7].

Чрезвычайный интерес представляют некоторые документы ЦГА. В архиве существует целый фонд материалов посвященных непосредственно культурным взаимоотношениям Казахстана с другими странами в начале 90-х годов ХХ столетия. Это фонд, посвященный деятельности Казахского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Отан». Данные этой организации позволили изучить характер и взаимные интересы двусторонней и многосторонней дипломатии нашей страны с зарубежными государствами. Например, Соглашение о культурном сотрудничестве между Государственным комитетом КазССР по культуре и Министерством культуры Турецкой республики [9] закрепило двусторонние интересы обоих государств в области науки, культуры и искусства. Согласно ему, стороны ежегодно стали проводить на взаимной основе Дни культуры и искусства; открыли в обеих столицах (в Алматы и Анкаре) культурные центры и, на взаимной основе ежегодно организовывают в своих странах Недели кинофильмов. В целом, данное соглашение охарактеризовало тенденции взаимного сотрудничества между нашими странами с 1990 по 1992 гг.

Но это еще не весь перечень архивных источников, а только небольшая часть, посвященная начальному периоду становления и развития дипломатических связей нашей Республики.

Архивная база весьма обширна и разнообразна. Особый интерес представляют документы МИД за 1993-1995гг. Они объединены в один фонд и по составу и содержанию, представляют достаточно полную информацию о деятельности внешнеполитического ведомства Казахстана.

По составу и содержанию архивные документы МИД делятся по следующему принципу:

1) Документы Исполнительного (Общего) секретариата являются источником информации о повседневной работе в сфере внешней политики. Основной комплекс документов – переписка МИД с Президентом Республики Казахстан, Аппаратом Президента, Кабинетом Министров, Парламентом, министерствами, ведомствами, научными и общественными организациями Республики Казахстан, с МИД зарубежных государств, посольствами Республики Казахстан за рубежом, посольствами зарубежных государств в Алматы, в Москве, странах СНГ и др, по всем вопросам, входящим в компетенцию внешнеполитического ведомства;

2) Ведущее управление стран СНГ и Балтии. В этом разделе сосредоточены документы о создании Содружества Независимых Государств, установлении и развитии двухсторонних и многосторонних отношений, активизации интеграционных процессов среди государств – участников СНГ, участии Казахстана в работе Исполнительного Секретариата и Совета Глав Государств СНГ, документы о подготовке, проведении и итогам взаимовизитов государственных и политических деятелей, официальных делегаций и лиц всех независимых государств Содружества, справочно-информационные документы о внутриполитической, социально-экономической обстановке, внешней политике России, государств Средней Азии, Украины, Белоруссии, Молдовы, Закавказья, Балтии;

3) Документы Ведущего Управления стран Европы разделены на два комплекса: отдел Западной Европы и отдел Восточной Европы. В отделе Западной Европы сосредоточена информация об установлении и развитии политических, экономических, культурно-гуманитарных и др. отношений между Республикой Казахстан и Бельгией, Великобританией, Данией, Италией, Люксембургом, Норвегией, Финляндией, ФРГ, Швецией, Швейцарией и др., документы об участии Республики Казахстан в работе Европейского Союза, о деятельности Казахстанской ассоциации бывших узников фашизма, о решении проблем немцев, проживающих в Казахстане, о подготовке, проведении и итогах взаимовизитов государственных и политических деятелей, представителей деловых кругов Республики Казахстан и стран Западной Европы, о реализации межгосударственных соглашений и договоренностей и другие. В отделе Восточной Европы сконцентрированы документы об установлении и развитии двухсторонних отношений между Республикой Казахстан и государствами Западной Европы: Республиками Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Социалистической Федеративной республикой Югославии, документы о подготовке, проведении и итогах взаимовизитов государственных и политических деятелей этих стран, участии казахстанских делегаций в международных конференциях и совещаниях, информационно-справочные документы о внутриполитической обстановке, основных направлениях внешней политики государств Восточной Европы, переписка по широкому кругу вопросов;

4) Достаточно полную информацию об установлении и развитии дипломатических отношений, расширении политического, экономического, культурно-гуманитарного, научного сотрудничества между Республики Казахстан и странами Америки можно получить в разделе Управления стран Америки, это записи бесед государственных деятелей, Министра иностранных дел, уполномоченных лиц МИД республики Казахстан с государственными деятелями, послами, представителями посольств США и Канады в Алматы, с неофициальными лицами США и Канады, документы о деятельности казахстанско-американского Совместного Комитета делового развития, Корпуса Мира США в Казахстане, о подготовке, проведении и итогах взаимовизитов государственных, политических и общественных деятелей, представителей военных ведомств, о подписании совместных документов и их реализаций, справочно-информационные документы о внутриполитической и экономической обстановке, внешней политике США и Канады, развитии казахстанско-американских отношений.

Богатую информацию о расширении межгосударственных отношений представляет переписка МИД и Посольства Республики Казахстан в Вашингтоне. Отношения между Республикой Казахстан и странами Латинской Америки в 1992-1995 годах носили «поверхностно-ознакомительный» характер, поэтому на постоянное хранение были оставлены лишь переписка между МИД Казахстана и посольствами стран Латинской Америки в Алматы и Москве.

Внешняя политика Казахстана на азиатском континенте 1993-1995 годах характеризуется особой активностью, что и нашло яркое отражение в отобранных на хранение документах. Раздел Управления стран Азии делится на четыре подраздела: Отдел Китая, отдел стран Дальнего Востока (Япония, Республика Корея, КНДР, Монголия, к этому региону также отнесена Австралия), отдел Южной Азии (Индия, Пакистан), отдел Юго-Восточной Азии и стран Тихоокеанского региона (Бруней, Малайзия, Сингапур, СРВ, Тайланд). По составу и содержанию это документы об установлении дипломатических отношений, развитии политических, экономических, гуманитарно-культурных и торговых связей, о создании системы коллективной безопасности в Азии по модели ОБСЕ, об участии Республики Казахстан в региональных форумах, конференциях, совещаниях (совещание в Алматы по мерам доверия и безопасности в Азии, Токийская конференция по оказанию помощи Новым Независимым Государствам и др.), документы о подготовке и проведении взаимовизитов глав государств и правительств, государственных и политических деятелей, представителей деловых кругов, информационно-справочные документы о внутренней и внешней политике, экономической обстановке в странах азиатского региона.

Однако это лишь малая часть накопленных документов. Архивный материал по данной теме чрезвычайно огромен. Дипломатические двусторонние и многосторонние отношения нашей республики весьма разнообразны. И в рамках одного доклада невозможно охватить весь объем существующего материала. Поэтому данная тема имеет широкий потенциал и требует дальнейшего исследования.

_____________________________________________________

Литература

1 АП РК. Ф 75 – Н. Оп. 1. Д 80. Л. 13-07.

2 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 80. Л. 1.

3 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 80. Л. 6-7.

4 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 86.

5 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 86. Л. 4-5.

6 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 81. Л. 1-4.

7 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 81. Л. 5-6.


Ж.Ж.НЕСИПБАЕВА

СНС Отдела историографии, источниковедения и современной методологии ИИЭ 

им. Ч.Валиханова, к.и.н.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?