Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Кенесары глазами молодых

1591
Кенесары глазами молодых  - e-history.kz
В этом году исполняется 180 лет национально-освободительному восстанию Кенесары. Он пожертвовал своей жизнью за свободу казахского народа, но его личность еще до сих пор не получила должного изучения

В советское время большевистские историки повесили на восстание ярлык патриархально-феодальный. Казахский ученый, историк Ермухан Бекмаханов попытался дать объективную оценку этому движению, но выступление в разрез с коммунистической идеологией было больше, чем преступлением, и за это он был обвинен в «буржуазном ультранационализме», лишен всех наград, степеней, званий и осужден 4 декабря 1952 года по ст. 58-10 УК РСФСР на 25 лет.

Сотрудники портала NDH побывали на студенческой театральной постановке «Соңғы хан» в Школе общеобразовательных дисциплин Университета КАЗГЮУ, поставленной в рамках программы «Рухани жаңғыру» и рады, что студенты постигают национальную историю не только в теории, но и таким оригинальным способом.

Игра актеров в лице студентов первого курса вызвала небывалый аншлаг среди зрителей. Постановка отразила личность хана Кене как руководителя национально-освободительного движения 1837-1847 гг. против царской колонизации края. Ребята полностью перенеслись в эпоху своих предков, отдавших жизни за будущую независимость, искусной игрой оживив в сердцах зрителей память об их заслугах перед будущим поколением. Стоит отметить, что удалось не только воссоздать исторические образы, но и показать казахские национальные традиции и обычаи.

Почетным гостем спектакля был атташе посольства Ирана Махди Есфандиари. Яркой игрой, раскрывающей волнующие моменты отечественной истории, наслаждались студенты КАЗГЮУ, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, а также ученики лицеев «Нур Орда» и «Білім Инновация».

Профессор Школы общеобразовательных дисциплин Университета КАЗГЮУ Лепуда Каримовна Мукатаева рассказала нам о том, как родилась идея спектакля.

- Все началось с рефлексии: после теоретического курса выносили небольшие кейсы в виде спектаклей. Сначала студенты изучают теоретический цикл, потом совершаем исторические экскурсии в Улытау. Студенты прошлых выпусков ездили в Туркестан, Тамгалы, Баянаул, Кокшетау, Чарын, Тараз – средневековые легенды, мечети, мавзолеи. Там они проникались духом, атмосферой, погружались в среду.

Мы долго на Улытау не могли собрать команду, пока преподаватели не начали призывать студентов: «Вам понравится», «не подведите». Попав в Улытау было интересно наблюдать трансформацию сознания молодежи: они сначала делали «селфи», себя приукрашивали, красовались на фоне мавзолея. На второй день стали задумчивы. Третий день студенты теребили экскурсоводов: «А это почему, а это как?». Когда на четвертый день покидали Улытау, они говорили: «Почему мы здесь были так мало? Оказывается, здесь колыбель, сердце казахского народа».

- Осознание постепенно пришло?

- Да. И так они это пропустили через себя. Вернувшись в Астану, начали разрабатывать спектакль, и вот сегодня кульминационный момент. Когда они съездили в Улытау, говорили: «Я только теперь понял, что мы изучали в школе, университете, до конца осознал. Понял, почему так поступал хан».

После того, как мы предложили им подготовить спектакль, они с большим удовольствием приняли в этом участие. Здесь был такой кастинг, некоторые даже обижались.

- Как вы смогли сделать такую эпическую постановку? 

- Да, только сообща. Когда на репетициях иногда студенты отлынивали, мы им напоминали о том, что они сопричастны к истории. Они проникаются этим и становятся другими. После поездки на Улытау, студенты писали эссе. В одном эссе юноша написал так: «На горе «Теректы-Аулие» я поклялся, когда вырастут мои дети, я привезу их сюда и сам расскажу обо всем лично». Девушка Асель написала: «Как я могла жить без этого, не соприкоснувшись с нашей историей лично? Я так благодарна университету за организацию такой поездки». 

- Вы не просто преподаватели истории, но и постановщики-сценаристы?

- Все историки-преподаватели делали общими усилиями. Где-то ребята добавляли. О реквизите договаривались, некоторые вещи делали сами. Посмотрите, на этой белой кошме будут поднимать хана. Но все в единых руках держит в качестве режиссера Медешева Изатхан Бельходжаевна.

Медешева Изатхан Бельходжаевна, директор музея КазГЮУ:

- Впервые «Кенесары» мы поставили три года назад. В этом году в постановке участвовало 112 студентов, среди них 55 человек играли основные роли. В главной роли султана Кенесары выступил Жаныбек Рысбай.

Директор Школы общеобразовательных дисциплин Рахымбек Куатбекулы Жолаев высоко оценил творческий труд студентов.

- Наши студенты самые талантливые, одаренные, смелые, мужественные! 2-3 месяца готовились, день и ночь не спали, до 12 часов ночи репетировали в актовом зале. Мы все знаем, что по инициативе Главы государства в стране идет реализация программы «Рухани жаңғыру», и наше сегодняшнее мероприятие приурочено одному из важнейших направлений - возрождение исторического прошлого. Мы открыли Центр истории Казахстана и Рухани жаңғыру в котором подготовлена собственная концепция по изучению истории Казахстана. Во-первых, студенты изучают историю в теории, потом мы показываем исторические места, где проходили те или иные исторические события и в итоге ребята готовят такой спектакль.

Наша основная цель – показать молодому поколению свою историю, чтобы они гордились этим.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?