Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Национализм в области освещения истории Казахской ССР

2686
Национализм в области освещения истории Казахской ССР - e-history.kz
Портал NDH продолжает публиковать материалы, связанные с темой столетия Октябрьской революции

Можно долго спорить о положительных и отрицательных моментах, которые принесла революция, и рассуждать, что было бы если... Но в истории не существует понятия «если». Мы предлагаем лишь ознакомиться с сохранившимися свидетельствами жизни и культуры тех дней. На этот раз это статья, раскрывающая идеологические «ошибки» общественных и культурных деятелей Казахстана.         

                                                                       

Об идеологических ошибках работников общественных наук Казахстана

Б. Степанов

Важнейшие исторические решения ЦК ВКП (б) о литературе, театрах и кино, вскрывая серьезные ошибки в идейно-политической работе, являются развернутой боевой программой для всех партийных организаций в деле коммунистического воспитания трудящихся нашей страны.

В условиях новой исторической полосы развития Советского государства, в свете грандиозных задач социалистического строительства, осуществление которых приведет к полной победе коммунизма  в нашей стране, величайшее значение приобретают вопросы идеологической работы партии в народе.

Советская социалистическая идеология обнимает все стороны духовной жизни советского общества. Она оказывает огромное влияние на развитие страны, способствует ее более быстрому движению вперед, к коммунизму, вооружает советских людей знаниями для успешного разрешения важнейших задач хозяйственного строительства.

Вся история партии Ленина-Сталина является историей борьбы за интересы народа, освобождение ее творческих сил и энергии для построения такого общественного и государственного строя, где гармонически сочетались бы личные и государственные интересы членов общества, где производственные отношения находились бы в полном соответствии с состоянием производительных сил, где не было бы враждующих классов, а взамен их существовало бы полное содружество членов общества. Нерушимое морально-политическое единство народа.

Создание в СССР такого общественного и государственного строя есть величайший результат осуществления ленинско-сталинской политики, составляющей основу нашего советского строя.

В своей практической деятельности партии большевиков, руководствуясь законами экономического развития общества, на первое место ставят производителей материальных благ, трудящихся, народ.

Именно этим объясняется то огромное внимание, какое коммунистическая партия уделяла и уделяет организации и мобилизации людей на осуществление ее политики.

Борьба со всем тем, что снижает напряжение народа в реализации политики большевистской партии, ослабляет его заинтересованность в скорейшем претворении в жизнь задач партии – является обязательным требованием партии  ко всем работникам науки, литературы, театра, кино.

Решения ЦК ВКП(б) требуют, чтобы наши деятели науки, литературы и искусства беззаветно служили народу, боролись за лучшие, благородные идеалы коммунизма, со всей большевистской страстью несли бессмертные идеи партии Ленина-Сталина в массы. Все безыдейное, аполитичное, не мобилизующее советский народ на борьбу за осуществление идеалов партии, должно быть устранено. Воспитание трудящихся масс, воспитание молодежи в духе безразличия к советской политике, в духе наплевизма и безыдейности приводит к идейному разброду, умалению социалистической идеологии, созданию почвы для враждебной нам буржуазной идеологии.

ЦК ВКП(б) в своем постановлении от 14 августа 1946 года, определяя смысл ошибок руководящих работников журналов «Звезда» и «Ленинград», подчеркнул, что «наши журналы являются могучим средством советского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя, – его политикой».

«Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, – говорится в этом историческом решении, – состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства».

Эта принципиальная линия партии нашла свое прямое преломление и в последующих постановлениях ЦК ВКП(б) по вопросам театров и кино.

Значение и суть решений ЦК ВКП(б) состоит в том, что они требуют, чтобы деятели науки, литературы и искусства не удалялись от современности, а, наоборот, вникали бы во все стороны советского быта, помогая советском государству правильно воспитывать молодежь бодрой, верящей в свое дело, не боящейся препятствий, готовой преодолевать всякие препятствия.

В полном соответствии с указанными постановлениями ЦК ВКП(б) по литературе, театрам, кино ЦК КП(б) Казахстана 21 января 1947 года принял постановление «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР». Это постановление наук ЦК КП(б) Казахстана ясно отвечает на то, как вопросы идеологической работы в свете политики большевистской партии должны решаться в конкретных делах общественной науки в Казахской ССР, в частности при изучении вопросов казахских языка и литературы».

За последние годы в Казахстане была проведена значительная научно-исследовательская работа в области истории, языка и литературы, некоторых вопросов экономики. Об этом свидетельствует большой материал, собранный институтом Академии наук республики, опубликование ряда работ в этой области.

Однако, крупнейшим недостатком в деятельности работников общественных наук республики является их отрыв от современной тематики, от вопросов советского периода в жизни Казахстана, чрезмерное увеличение темами дореволюционного прошлого казахского народа. В частности, Институт языка и литературы не справился с исключительно важной задачей марксистко-ленинского освещения истории казахской литературы, допустив в этом вопросе грубые политические ошибки и извращения. Они выражаются в отрыве литературы, искусства и других форм общественного сознания от условий материальной жизни общества, в отрыве духовной культуры вообще от материальной культуры. Эти ошибки и извращения выражаются в отрицании или затушевывании классовой борьбы в дореволюционном казахском ауле.

Забвение современных тем более не может быть оправдано, ибо первостепенной важности вопросы советского периода до сих пор не разработаны и не освещены в научных трудах.

ЦК КП(б) Казахстана в своем постановлении отметил, что основная ошибка первого издания «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» состоит в том, что история казахского народа до Великой Октябрьской социалистической революции рассматривается не как история производительных сил и производственных отношений, не как история классов и классовой борьбы в Казахстане, а, преимущественно, как история борьбы народов за свою независимость.

В этой книге приукрашивается патриархально-феодальные отношения среди казахов, недостаточно показано угнетение трудящихся масс султанами и ханами, дана однобокая оценка присоединения Казахстана к России и так далее.

ЦК КП(б)К тогда подчеркнул наличие в книге серьезных националистических ошибок в области освещения истории Казахской ССР.

Однако, как это указывается в постановлении ЦК КП)(б)К от 21 января 1947 года, необходимых выводов по вопросам истории не было сделано и ошибки вновь повторены.

 

Материал подготовила Алтынзер Даулетбаева

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?