Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Роль собаки среди тюркских народностей

2001
Роль собаки среди тюркских народностей - e-history.kz
Имеются археологические свидетельства того, что древние жители Казахстана во время возведения дома приносили в жертву собаку и закапывали ее тело под порогом

Собака, считающаяся одним из семи богатств казахов и стоящая во главе их, входит еще в число двенадцатилетнего календаря. Из древнетюркских источников известно, что слово «ит» (собака) имеет очень раннее происхождение, и не подверглось изменениям. В любом из тюркских языков это слово по звуковому составу почти не различается. К примеру: по-татарски «эт», по-тувински «эт», по-узбекски «ит», по-туркменски и по-кыргызски «ит». Если обратиться к языкам Саха и чувашей, считающихся самыми древними среди тюркских, то мы увидим: «ит» (саха), «йыта» (по-чувашски). Учитывая звуковое соответствие между собой тюркских слов, по закономерности перестановки звуков: «а-и» и «д-т» можно допустить возможность изменения корня «ад» в слове «адай» на «ит» (хакасы называют собаку «адай»). Даже эти малые сведения дают понять, что слово «ит» имеет в тюркском языке глубочайшие корни. 

985f8c048f2fba4d68158db45cf68fcb.jpg

Смысл и тайна названий охотничьих собак в казахском языке — кумай и тазы (борзая) — еще не разгаданы. В некоторых тюркских языках эти названия встречаются. Кумай изображается в виде грифона и означает сказочную птицу самурык (симург). Связь его с охотничьей собакой проводят от легенды, в которой у грифона в одном гнезде вылупляются гусь и борзая собака. Видимо, казахи, мечтавшие о быстроногой собаке, приписывали ей «крылатость» и уподобляли птице. 

Что бы там ни было, собака занимает свое заслуженное место среди семи достояний казахов. Однако здесь имеется ввиду не любая собака, а именно борзая. Наряду с быстроногим конем, ловчим беркутом и метким ружьем она является неразлучным спутником мужчины. Конь крыло джигита, собака — ухо дома, беркут — кормилец, ружье — средство защиты (возможно в старину это был лук) — все они имеют свои законные места в сокровищнице. 

a0c6de61c9fa44ecb418dae441eb1056.jpg

Собака, то есть прирученный волк, в древние времена был спутником первых охотников (19-7 тысячелетия до н.э.). По сей день северные народы облагораживают некоторые породы собак (хаски, маламут) путем скрещивания их с волками. С давних пор в мифах многих народов мира собака считается другом человека, помощником и союзником. В эпоху поздней бронзы собака наряду с коровой и овцой входила в группу приносимых в жертву животных. При раскопках города Сарайчик были найдены скелеты четырех собак: две собаки были погребены в глиняной камере, видимо, они были из одного выводка. Другие две собаки похоронены отдельно. Находка относится к XIV — XV вв. Традиция хоронить прославленных скакунов и породистых борзых собак как людей имеет глубокие исторические корни. 

Собаки, чьей первоначальной обязанностью было сторожить жилища людей, со временем стали помогать и в охотничьем деле. С интенсивным развитием скотоводства появились породы собак пастухов. Северные народности запрягали этих четвероногих в нарты, в Юго-Восточной Азии выращивали на мясо. 

6948045ff3b1bd32e4c4dcc420aaf39c.jpg

Тотем собаки является культом эпохи матриархата. В IV — VI вв. до н. э., вплоть до появления гуннов, в племенах саков и массагетов, а в Средней Азии — до прихода зороастризма существовал культ собаки. 

Начиная со звериного стиля саков в наскальных рисунках, вместе с образами оленей, косуль, сайгаков, ирбисов имеются и изображения сцен охоты с собаками. 

Найденные в Саймалыташе останки собак относятся к раннему каменному веку. Скелет самой древней собаки, обнаруженной на территории Казахстана, датируется с XIV в. До н. э. — это кремированные останки двух собак из Буенского кургана (близ Капала) с сохранившимся черепом и несколькими костями. 

В середине 1 тысячелетия до н.э. в Средней Азии и соседних с ней районах распространился обряд погребения собак., как отдельно, так и вместе с хозяином. Голова собаки в склепе Жынгильды в Хорезме, собака, погребенная у родника Каргай, в долине реки Чу в эпоху уйсуней, кости собаки в оссуарии в некрополе Токкала — все это свидетельствует о том, что в древности в Среднеазиатском регионе имел место культ собаки. Считалось, что собака так же, как и лошадь, является проводником в мир иной. Следует отметить, что только на территории Узбекистана при изучении сорока археологических памятников, относящихся к промежутку времени от мезолита до средневековья, найдено около двух тысяч собачьих костей. 

3ee24019d23be238162debf6a4f14edc.jpg

Множество сведений о собаках изложены в знаменитом памятнике древности — Авесте, где говорится, то люди тех времен сравнивали самых священных животных с собакой. К примеру норку называли «водяная собака», ежа — «колючая собака». В связи с тем, что собака превратилась в преданного друга человека, его защитника, стражника, верного слугу, в народном сознании сформировалась целая система верований и поверий, примет и обрядов. В языческих религиях много народов собаке приписывали связь с потусторонним миром и называли «вестницей» смерти. В мифологии разных народов собака стоит на границе между жизнью и смертью, между двумя мирами, являясь посредником между душой и телом. 

Имеются археологические свидетельства того, что древние жители Казахстана во время возведения дома приносили в жертву собаку и закапывали ее тело под порогом. Эти сведения перекликаются с казахской легендой о построении Ак-Мечети, в которой рассказывается о том, что в городской стене была замурована собака. Понтия казахов о четырехглазых собаках созвучны мифу о собаке царя ведического царства мертвых бога Ямы. Зороастризмы верили, что собака защищает от порчи, сглаза и нечистой силы. Казахи связывают с собакой многие другие обряды и поверья, о которых я расскажу вам в следующей статье.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?