Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Состоялась премьера фильма «Аманат»

1961
Состоялась премьера фильма «Аманат» - e-history.kz
31 мая состоялся показ фильма «Аманат» режиссера Сатыбалды Нарымбетова. Картина посвящена Дню памяти жертв политических репрессий.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Ермухана Бекмаханова – первого профессионального историка среди казахстанских ученых, доктора исторических наук,  профессора. В основу фильма легли события ХХ века, который стал трудным периодом для казахов. 

Фильм вызвал самые разные чувства у зрителей: то заставлял грустить вместе с главным героем, то восторгаться им... Конечно же, режиссер продемонстрировал высокое мастерство.

583507d059d35aa45bd2dea26de4aabf.jpg

Берик Айтжанов в роли Ермухана Бекмаханова

Через образ Ермухана Бекмаханова показан период после 1946 года, когда началась третья волна репрессий. В то время казахская интеллигенция вновь подверглась преследованиям, гонениям, суду, каторге.

Ермухан Бекмаханов написал докторскую диссертацию «Қазақстан ХІХ ғасырдың 20-40 жылдарында» – «Казахстан в 20-40 годы ХІХ века». Работа вызвала дискуссию. 5 раз проводилось собрание, на котором обсуждалась данная книга. Каждое из них длилось несколько дней. Мнения разделились надвое.

Кто-то говорил, что восстание Кенесары хана вовсе не было народным, а его действия были подчинены личным интересам. Другие же твердили о том, что в диссертации изложены правдивые факты на основе исторических документов, что восстание на самом деле выражало мысли и чаяния всего народа.

78fe9bab9245a0436ec601ef8807c3a2.jpg

Санжар Мадиев в роли Кенесары хана


Против диссертации «Казахстан в 20-40 годы ХІХ века» высказались: Т. Шойынбаев, Х. Айдарова, М. Акынжанов, А. Нурканов, С. Аманжолов, В. Шахматов, С. Покровский, Б. Сулейменов и другие.

В поддержку Ермухана Бекмаханова выступили: И. Будовниц, А. Нусупбеков, Х. Адьльгиреев, А. Жиреншин, Б. Аспандияров, Е. Дильмухамедов. Нейтральную позицию держали: А. Турсынбаев, Т. Елеуов.

Все эти дискуссии нашли отображение в фильме.

Вместе с тем, в фильме есть и такой персонаж, как Сафар – уважаемый учитель, который сам поставил подпись под написанным на него заявлением.

Этот эпизод картины метафоричен, ведь подобная ситуация имела место в жизни самого Ермухана Бекмаханова. Ему пришлось работать простым учителем истории в средней школе Новотроицкого села Чуйского района.

И хотя его понизили со звания доктора, поставили работать обычным преподавателем в школу, он все это достойно вынес. Бекмаханов обучал детей и вместе с тем приступил к написанию большой исследовательской работы, объем которой составил 800 страниц.

Перед заключением в тюрьму, Бекмаханов успел передать свою работу Ахметжану, который вместе с ним работал в школе. Ахметжан сберег труд историка. После того, как Бекмаханов освободился из тюрьмы, он передал труд историку. У Ермухана Бекмаханова даже выступили слезы, когда он получил свой труд обратно в первоначальном виде.

Впоследствии писатель М. Сарсекен в своей книге «Ноқталанған тарихшы» – «Необузданный историк» подробнее останавливался на данном событии из жизни Ермухана Бекмаханова.

d0bdb21864fe0b56b07f72b64c056a99.jpg

Кадр из фильма «Аманат»

Труд, переданный на хранение Ахметжану, является аманатом. Казахский народ поясняет слово «аманат» так: каждая вещь должна быть на своем месте. Вместе с тем, и соответствующую должность полагается занимать человеку, достойному этой работы. Кроме того, аманатом считается и выполнение человеком взятых обязательств...

Вот и Ахметжан выполнил поручение историка Бехмаханова.

Стоит отметить, что во время всего фильма несколько раз мелькает образ подростка со своей младшей сестрой. Они появляются на экране в те моменты, когда решается судьба Кенесары хана: вот их образы мелькнули в горах, а вот уже при пожаре, снова и снова появляются их тени. Эти образы – своеобразная «символика аманата», используемая автором картины.

Режиссер фильма старается не рассказывать о мелких эпизодах, а заостряет внимание зрителя на крупных событиях. Он хотел показать мечту Кенесары, о чем он думал, как действовал, что заставляло его грустить... Самое главное, Сатыбалды Нарымбетов хотел обратить внимание зрителей на то, что лейтмотивом по всей картине проходит мечта Кенесары о Свободе.

В фильме показана преемственность: Кенесары – Алаш – Бекмаханов – Думан Рамазан (исследователь истории Кенесары).

Кинолента «Аманат» охватывает и период знакомства Ермухана Бекмаханова с Халимой, начиная с того момента, как они познакомились и 20 лет спустя.

Роль Халимы Адамбековны сыграла актриса Карлыгаш Мухамеджанова, Ермухана Бекмаханова – Берик Айтжанов, Кенесары – Санжар Мадиев, следователя – Азиз Бейшеналиев.

Заңғар КӘРІМХАН


Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?