«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Состоялась премьера фильма «Аманат»

2348
Состоялась премьера фильма «Аманат»
31 мая состоялся показ фильма «Аманат» режиссера Сатыбалды Нарымбетова. Картина посвящена Дню памяти жертв политических репрессий.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Ермухана Бекмаханова – первого профессионального историка среди казахстанских ученых, доктора исторических наук,  профессора. В основу фильма легли события ХХ века, который стал трудным периодом для казахов. 

Фильм вызвал самые разные чувства у зрителей: то заставлял грустить вместе с главным героем, то восторгаться им... Конечно же, режиссер продемонстрировал высокое мастерство.

583507d059d35aa45bd2dea26de4aabf.jpg

Берик Айтжанов в роли Ермухана Бекмаханова

Через образ Ермухана Бекмаханова показан период после 1946 года, когда началась третья волна репрессий. В то время казахская интеллигенция вновь подверглась преследованиям, гонениям, суду, каторге.

Ермухан Бекмаханов написал докторскую диссертацию «Қазақстан ХІХ ғасырдың 20-40 жылдарында» – «Казахстан в 20-40 годы ХІХ века». Работа вызвала дискуссию. 5 раз проводилось собрание, на котором обсуждалась данная книга. Каждое из них длилось несколько дней. Мнения разделились надвое.

Кто-то говорил, что восстание Кенесары хана вовсе не было народным, а его действия были подчинены личным интересам. Другие же твердили о том, что в диссертации изложены правдивые факты на основе исторических документов, что восстание на самом деле выражало мысли и чаяния всего народа.

78fe9bab9245a0436ec601ef8807c3a2.jpg

Санжар Мадиев в роли Кенесары хана


Против диссертации «Казахстан в 20-40 годы ХІХ века» высказались: Т. Шойынбаев, Х. Айдарова, М. Акынжанов, А. Нурканов, С. Аманжолов, В. Шахматов, С. Покровский, Б. Сулейменов и другие.

В поддержку Ермухана Бекмаханова выступили: И. Будовниц, А. Нусупбеков, Х. Адьльгиреев, А. Жиреншин, Б. Аспандияров, Е. Дильмухамедов. Нейтральную позицию держали: А. Турсынбаев, Т. Елеуов.

Все эти дискуссии нашли отображение в фильме.

Вместе с тем, в фильме есть и такой персонаж, как Сафар – уважаемый учитель, который сам поставил подпись под написанным на него заявлением.

Этот эпизод картины метафоричен, ведь подобная ситуация имела место в жизни самого Ермухана Бекмаханова. Ему пришлось работать простым учителем истории в средней школе Новотроицкого села Чуйского района.

И хотя его понизили со звания доктора, поставили работать обычным преподавателем в школу, он все это достойно вынес. Бекмаханов обучал детей и вместе с тем приступил к написанию большой исследовательской работы, объем которой составил 800 страниц.

Перед заключением в тюрьму, Бекмаханов успел передать свою работу Ахметжану, который вместе с ним работал в школе. Ахметжан сберег труд историка. После того, как Бекмаханов освободился из тюрьмы, он передал труд историку. У Ермухана Бекмаханова даже выступили слезы, когда он получил свой труд обратно в первоначальном виде.

Впоследствии писатель М. Сарсекен в своей книге «Ноқталанған тарихшы» – «Необузданный историк» подробнее останавливался на данном событии из жизни Ермухана Бекмаханова.

d0bdb21864fe0b56b07f72b64c056a99.jpg

Кадр из фильма «Аманат»

Труд, переданный на хранение Ахметжану, является аманатом. Казахский народ поясняет слово «аманат» так: каждая вещь должна быть на своем месте. Вместе с тем, и соответствующую должность полагается занимать человеку, достойному этой работы. Кроме того, аманатом считается и выполнение человеком взятых обязательств...

Вот и Ахметжан выполнил поручение историка Бехмаханова.

Стоит отметить, что во время всего фильма несколько раз мелькает образ подростка со своей младшей сестрой. Они появляются на экране в те моменты, когда решается судьба Кенесары хана: вот их образы мелькнули в горах, а вот уже при пожаре, снова и снова появляются их тени. Эти образы – своеобразная «символика аманата», используемая автором картины.

Режиссер фильма старается не рассказывать о мелких эпизодах, а заостряет внимание зрителя на крупных событиях. Он хотел показать мечту Кенесары, о чем он думал, как действовал, что заставляло его грустить... Самое главное, Сатыбалды Нарымбетов хотел обратить внимание зрителей на то, что лейтмотивом по всей картине проходит мечта Кенесары о Свободе.

В фильме показана преемственность: Кенесары – Алаш – Бекмаханов – Думан Рамазан (исследователь истории Кенесары).

Кинолента «Аманат» охватывает и период знакомства Ермухана Бекмаханова с Халимой, начиная с того момента, как они познакомились и 20 лет спустя.

Роль Халимы Адамбековны сыграла актриса Карлыгаш Мухамеджанова, Ермухана Бекмаханова – Берик Айтжанов, Кенесары – Санжар Мадиев, следователя – Азиз Бейшеналиев.

Заңғар КӘРІМХАН