«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Кто для казахов Александр Затаевич?

7929
Кто для казахов Александр Затаевич?
Имя Александра Викторовича Затаевича, знатока народной казахской музыки, известно каждому культурному человеку Казахстана.

Старанием и любовью он сберег от забвения яркую самобытную музыкальную культуру нашего народа. Народ полюбил его, оценил, доверил ему свои песни, а значит, и душу. Прикоснувшись к нашей истории, Затаевич нашел свое призвание и обрел известность.

Став собирателем народных казахских песен, он всецело отдался этой работе. В Оренбурге в течение 1920-1923 годов им записано 1500 песен и кюйев. В предисловии к первому сборнику песен казахского народа он писал: «Записывал я всех, кто только мог мне предложить свои исполнения и кого только из лиц музыкальных и сведущих я умышленно или случайно находил».

Именно в Оренбурге Затаевич в 1920 году встретился с известным певцом-импровизатором Исой Байзаковым. Он был восхищен песенным, музыкальным и поэтическим творчеством Байзакова.

Записав от Исы ряд интересных песен и народных мелодий, Затаевич так определил дарование Байзакова: «Иса Байзаков, молодой, полный находчивости и темперамента поэт-импровизатор и недурный певец, декламирующий и поющий с большой пластикой и выразительностью. В сценическом отношении также очень одаренная натура, прирожденный актер, с даром отчетливой дикции, выразительного жеста и утонченной мимики. Быстрые как каскад стихотворные импровизации на заданную из публики тему или просто – на брошенное оттуда восклицание – вызывали на моих глазах удивление и восторги не только широкой аудитории, но и отдельных серьезных и компетентных ценителей».

От Исы Байзакова Затаевич записал тогда такие интересные народные песни, как «Какен», «Бике», «Маныш-Конша», «Жар-жар» и «Танысу». Все они вошли в сборник «1000 песен казахского народа», вышедший в 1925 году, который был премирован КазЦИКом и Наркомпросом РСФСР. Позднее, в 1935 году, Затаевичу удалось записать от Байзакова еще ряд песен – «Гакку», «Алтай», «Кен Сарай», «Бир бидай», «Калка» и др. «Гакку» вошла впоследствии без изменений в первую казахскую оперу «Кыз Жибек», которая стала популярной в Казахстане и всем Советском Союзе.

В 1926 году  Затаевич совершил большое путешествие по Семипалатинской губернии. Он побывал в Семипалатинске, Павлодаре, Каркаралинске, в течение двух недель записывал песни в степных аулах Кууской волости. В Каркаралинске собиратель казахских песен встретился с Кали Байжановым, акыном из Баянаульского района. Это был профессиональный певец, талантливый продолжатель традиций народных акынов. Затаевич записал от него песни «Ыргакты», «Буртытбай», «Кокжендет» и другие. Голос Кали сохранен для потомков в записи на грампластинках и магнитофонной пленке, которые хранятся  в Национальной Академии наук Казахстана.

 

В Павлодаре Затаевич был в августе 1926 года. Шесть недель работал он здесь и записал 340 песен. Здесь же он встретился с певицей Майрой Шамсутдиновой. «Не успел большой пассажирский пароход «Ленинград», на котором я ехал вверх по Иртышу из Омска в Семипалатинск, отвалить от павлодарской пристани, как снизу, из окон каюты 3-го класса, послышались звуки красивого грудного и благородного по тембру контральто, невидимая мне обладательница коего пела казахские песни под совершенно неожиданный аккомпанемент… на большой гармони! Конечно, через минуту я был уже внизу и увидел там окруженную публикой брюнетку лет 30, красивую и худощавую, с серьезным продолговатым лицом и ярким румянцем на несколько впалых щеках. Я стоя слушал ее пение. В манере передачи песен у нее выходили на первый план: известная властность, повелительность, размах и темперамент, т.е. как раз те качества, которые я никогда не встречал у казахских певиц», – писал Затаевич. Из обширного наследия Майры Затаевич записал 14 песен – «Каракоз», «Увайра», «Ал карай кок», «Бакша» и другие.

cb84b48b4027e1c10aa2c40d901fc0e8.jpg

Записав много казахских песен и кюев, Затаевич подготовил большой фундаментальный сборник «1000 песен казахского народа», впервые изданный в 1925 году. В нем названо 280 имен исполнителей. Его предваряли слова самого Затаевича: «Вам, мои дорогие друзья-джигиты, посвящаю и вам возвращаю я этот труд, сработанный совместно с вами в годину голода, холода и эпидемии».

В 1936 году Александра Затаевича не стало. Казахский народ высоко ценит и чтит память собирателя казахских песен. В 1954 году на его могиле в Москве был воздвигнут памятник с изображением музыканта-этнографа, слушающего народного акына. 

0b1e5f00eaa264a570bc84bf742fd654.jpg