Парламентская республика за 23 месяца своего существования смогла создать все государственные институты. Республика обладала своими вооруженными силами, имела свои посольства в зарубежных государствах. 18 октября 1991 года Азербайджан объявил о своей государственной независимости и провозгласил себя правопреемником АДР, признав государственными герб, гимн и флаг той республики.
В ноябре 1918 года после окончания Первой Мировой войны для предотвращения крупных мировых вооруженных конфликтов была созвана Парижская мирная конференция, созданная по инициативе стран-победительниц. Фактически на конференции победители Первой Мировой войны заново делили геополитическую карту мира. В работе конференции принимали участие делегаты 27 стран, но послевоенную судьбу мира решали крупные державы. Накануне приезда в Париж президент США Вудро Вильсон провозгласил свою знаменитую речь, вошедшую в историю как «14 пунктов Вильсона». Новые принципы дали надежду на свободу и независимость малым народам, недавно ставшим на путь независимости. Один из принципов был таким: для того, чтобы гарантировать политическую независимость равноценных больших и малых стран должна быть создана Лига Наций. Азербайджан хотел видеть свое имя в Лиге Наций. Молодая республика нуждалась в гарантиях независимости и территориальной целостности со стороны крупных мировых держав.
Правительство Азербайджана начало формировать делегацию на Парижскую мирную конференцию еще в конце 1918 года. Официальный мандат о полномочиях членов делегации был подписан 7 января 1919 года. В списке были А. Топчибашев, М. Гаджинский, А. Агаев, Э. Шейхульисламов, М. Магераммов, М. Мехтиев и Д. Хаджибеков.
Мамед Магераммов родился в 1895 году, учился в Санкт-Петербургском императорском университете на медицинском факультете, позже продолжил образование в Московском университете. В 1918 году участвовал в работе Азербайджанского парламента. В январе 1919 года в качестве советника делегации был направлен на Парижскую мирную конференцию. После апрельского переворота 1920 года остался в Париже, принимал активное участие в работе делегации кавказских народов, функционировавших в Париже. Был одним из активистов организации «Прометей». С 1929 по 1939 год был членом национального азербайджанского центра, ведал казначейством этой структуры. Был известен как коллекционер древних книг и антиквариата, владел в Париже небольшим магазином. До конца своей жизни боролся за восстановление государственной независимости Азербайджана.
Члены делегации должны были отправиться в Европу через Константинополь, но сначала надо было получить разрешение у представителей стран-победительниц. Процесс получения согласия затянулся и они были вынуждены надолго задержаться в Константинополе. В отеле они проводили встречи и вели переговоры с представителями великих держав. Тогда, наряду с делегацией из Азербайджана, в Константинополь прибыли представители ряда малых народов бывшей Российской империи. Все дороги в Париж пролегали через Константинополь и доступ на конференцию был только с разрешения стран-победителей. Азербайджанская делегация никак не могла получить соответствующее разрешение.
Сегодня 17 октября, а мы все еще не выехали в Париж. Чем дальше от Баку, тем сильнее ощущается слабость состава делегации. Наши соседи включили в состав своей делегации 12 самых известных и авторитетных деятелей. Вдобавок, в Париже и в Лондоне имеются свои люди, свои комитеты. Вам серьезно надо подумать об усилении состава делегации. Оставляет желать лучшего и наше материальное положение. Нам говорят, что без солидных финансов в Париже ни одного дела не сделаешь. Мы мечтаем в наших сердцах о благоденствии нации, единственная наша цель – независимость.
А. Топчибашев.
Алимардан-бек Топчибашев родился в 1865 году. В 1888 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. В 1902–1905 годах стал первым мусульманином, возглавившим Бакинскую городскую думу, был редактором газеты «Каспий», депутатом первой Государственной думы России и председателем его мусульманской фракции. Сразу после обретения Азербайджаном независимости был отправлен в статусе министра послом в Турцию, а 7 декабря 1918 года был избран Председателем Парламента. В декабре 1918 года был назначен председателем делегации Парижской мирной конференции. После установления Советской власти в Баку не возвращался. До конца своей жизни боролся за восстановление государственной независимости Азербайджана.
Азербайджанская делегация постоянно испытывала финансовые затруднения. Это было вызвано прежде всего тем, что Азербайджан был менее известен в Европе, чем Грузия или Армения. Поэтому А. Топчибашев вел большую пропагандистскую работу. Азербайджанская делегация делала все, чтобы статьи об Азербайджане появились в различных изданиях, газетах и журналах. Задержка с выездом во Францию, вне всякого сомнения, приобрела чисто политический характер. Представителей малого народа старались не допустить в Париж. В сложном положении оказались азербайджанцы, потому что их считали народом, близким к бывшей турецкой империи, а значит проигравшей стороной. Имело значение также то, что из всех представителей народов Кавказа именно армяне считались союзниками Антанты. Поэтому армянская делегация стала первой, оказавшейся в Париже 1 января 1919 года. Она сделала все, для того, чтобы азербайджанская делегация оставалась в Константинополе. Между тем делегация, образовавшаяся по соседству с Азербайджаном на Кавказе, правительство Грузии, Армении и Северного Кавказа уже получили разрешение и часть из них находится в Париже.
7 апреля 1919 года в Париж разрешили поехать только троим членам делегации: Гаджибекову, Магераммову и Гаджинскому. Азербайджанское правительство для участия на конференции согласилось даже на такой вариант. Получив это разрешение, действительный министр иностранных дел Зиятханов отправил телеграмму в Тифлис диппредставителю Азербайджана Джафарову:
«Прошу по радио немедленно передать в Константинополь Топчибашеву следующую телеграмму: Правительство предлагает членам делегации не задерживаться и постараться немедленно выехать в Париж. Если вам лично нельзя попасть на Парижскую конференцию, то правительство предлагает вам передать председательство Гаджинскому и во что бы то ни стало направить делегацию».
После длительных и изнурительных переписок и многочисленных встреч 22 апреля 1919 года делегация на итальянском пароходе отплыла в Париж. 2 мая была в Лилле, откуда на скором поезде продолжила путь в Париж. Азербайджанская делегация смогла попасть в Париж 9 мая 1919 года. Разместившись в парижском отеле «Кларидж», члены делегации приступили к выполнению своих официальных обязанностей. Начались встречи с представителями стран-участниц конференции, была организована широкомасштабная работа по пропаганде Азербайджана.
Этот снимок был сделан в те самые майские дни в парижском отеле «Кларидж». Видно, как они, молодые и энергичные, с большим энтузиазмом взялись за работу.
Нужно сказать, что уже в мае был зафиксирован достаточно весомый успех. В частности, состоялись встречи с лидерами стран Антанты и 28 мая президент США принял А. Топчибашева. На этой встрече Алимардан-бек сделал смелое заявление о том, что азербайджанское правительство не признает никого, будь то Колчак, Деникин или кто-то другой, желающий восстановить Российскую империю в старых границах. Для азербайджанцев есть только азербайджанское правительство и азербайджанский парламент.
Прожив в Париже месяц, повстречавшись с Президентом США Вудро Вильсоном, члены азербайджанской делегации стали лучше понимать истинные мотивы великих держав. Западные державы не были заинтересованы в создании множества маленьких государств. Народам Кавказа нужно было думать о создании Кавказской конфедерации, то есть об объединенном Кавказе.
В начале июня стали муссироваться слухи о возможном признании союзниками правительства белогвардейского адмирала Колчака, а значит Азербайджан мог вновь остаться в составе России. Поэтому 5 июня Председателю Парижской мирной конференции и премьер-министрам стран-союзников была вручена нота протеста. В документе говорилось:
Независимо от того, кто придет к власти в России, Азербайджанская Республика, имеющая свое правительство и свой парламент, в состав России не войдет.
В те же дни члены делегации вручили Вудро Вильсону Меморандум о независимости Азербайджана. В меморандуме были отражены несколько моментов – при внимательном изучении географического положения страны видно, что Азербайджан отделен от России цепью Кавказских гор, народ не имеет ничего общего со славянскими народами Москвы и России и с этнографической точки зрения. Однако лидеры мировых держав думали иначе. Союзники делали ставку на так называемое «Белое движение», то есть на сторонников единой неделимой России, на Деникина, адмирала Колчака и надеялись поражение большевиков. А вопрос независимости народов их волновал в меньшей степени.
В добавок ко всем пережитым проблемам и трудностям члены иранской делегации адресовали конференции Меморандум, в котором выдвинули претензии на всю территорию Азербайджана.
Гражданская война на Кавказе вызвала серьезное беспокойство. Поэтому члены делегации вручили на конференции 4-ю по счету ноту протеста в связи с угрозой, которую создали войска Деникина для Грузии и Азербайджана.
Другим направлением работы членов делегации была подготовка агитационных материалов об Азербайджане. Эта деятельность была поставлена на хорошем уровне, выходил бюллетень Азербайджана на французском языке, издавалось много брошюр, газетных статей.
В сентябре 1919 года М. Гаджиского с отчетом о подписанных в Париже экономических договорах отправили в Баку. Его возвращение в Париж ожидалось через два месяца, но Гаджинский остался в Баку. Представители союзов прохладно относились к представителям малых народов. В этом отношении ярко проявлялись двойные стандарты международной политики: на встречах говорили о поддержке борьбы за независимость, но на деле ничего не делали.
17 ноября 1919 года в тональности конференции появились новые мажорные нотки! Премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж выступил в Палате общин, два раза упомянув Азербайджан в своем выступлении. В беседе с госсекретарем США Полком Ллойд Джордж предупредил, что единая большевистская Россия представляет серьезную опасность для Европы и поэтому «следует признать независимость Грузии, Азербайджана, Украины, Бессарабии, Прибалтики, Финляндии и, возможно, Сибири». Ввиду опасности, которая угрожала Кавказу от большевиков, отступающих под их натиском деникинцев и кемалистов, которые могут договориться с русскими большевиками лорд Керзон предложил немедленно признать де-факто Азербайджан и Грузию. 12 января 1920 года Верховный Совет союзников принял решение: «Союзные и объединенные государства совместно признают правительства Азербайджана и Грузии на уровне де-факто».
15 января в МИД Франции состоялась встреча генерального секретаря МИД Франции Жюля Камбона, английского представителя Филиппа Керра и представителя Италии маркиза де ла Торрета с представителями Азербайджана и Грузии. А. Топчибашеву было вручено решение о признании Азербайджана де-факто. Азербайджан и Грузия официально и в соответствии с международными юридическими нормами были признаны независимыми государствами. Этим актом республики считаются суверенными государствами, отдельными от России. В этот день азербайджанская делегация получила множество приветственных телеграмм, в том числе от делегаций Грузии, Эстонии, Ирана, Индии, Украинского бюро в Лозанне, комитета «Франция-Кавказ» и других.
Версальский мирный договор вступил в силу 10 января 1920 года после того, как его ратифицировали Германия и 4 страны, являющиеся союзниками (Великобритания, Франция, Италия и Япония). Из проигравших стран этот документ подписала только Германия с ее союзниками, в том числе Турция.
К сожалению, оккупация страны большевиками 28 апреля 1920 года приостановила процесс широкого признания независимости Азербайджанской республики. Из-за смены власти, членам делегации, принимавшим участие в Парижской мирной конференции, не удалось вернуться на родину. Временная поездка в Париж превратилась для них в командировку длиною в жизнь.
В январе 2016 года в Азербайджане был выпущен документальный фильм «Командировка длиною в жизнь», подготовленный при поддержке фонда Гейдара Алиева. Этот фильм повествует о судьбе азербайджанской делегации, командированной в 1919 году на Парижскую мирную конференцию. Творческая группа проводила исследования в архивах Баку, Тбилиси, Москвы, Санкт-Петербурга и Парижа, встречалась с учеными, специалистами по азербайджанской эмиграции во Франции.
Что интересно, в фильме «Командировка длиною в жизнь» несколько раз упоминалось, что на парижской мирной конференции принимали участие делегаты из Сибири, Средней Азии. Может быть там надо искать след деятельности представителей казахской интеллигенции? Тогда 100-летняя история может получить новое увлекательное продолжение!