Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О научной поездке в Грузию по программе «Народ в потоке истории»

821
О научной поездке в Грузию по программе  «Народ  в потоке истории» - e-history.kz
С 28 по 31 октября 2015 года автору этих строк удалось посетить Грузию в рамках реализации программы «Народ в потоке истории», инициированной Президентом страны Н.А. Назарбаевым

Цель поездки была направлена на системное изучение деятельности Первого Президента Республики Казахстан и его роли в становлении казахстанской государственности в ходе участия в исследовательской работе по данной программе. 

 Согласно плану командировки мне надо было ознакомиться с работой Института истории и этнологии, а также посетить архивы и высшие учебные заведения. План включал даже поиск кыпчакских воинов, выступивших в средневековье в поддержку Давида Строителя — одного из основателей грузинской государственности. Кроме того, я планировал ознакомление с Тбилиси, посещение исторических мест — Мцхеты — древней столицы страны и Дома-музея И.В. Сталина (Джугашвили) в городе Гори.

1bcb1bc79036c0b53675db800cadb309.jpg

В отличие от прежних времен, когда путешествия длились месяцами, сегодня путь короток — прямой рейс из Астаны через порт Актау, доставит вас в Тбилиси за пять-шесть часов, а полет из Актау в Тбилиси занимает всего лишь один час. 

Поездка в Грузию была продиктована следующими принципами:

 а) она имеет древнюю письменную историю. Несмотря на глубокие катаклизмы, грузины сумели сохранить самобытную историю и яркий национальный характер. Общеизвестно, что грузины хорошо знают свою историю и берегут памятники культуры; 

 б) Грузия, как одна из постсоветских стран выбрала свой путь развития. Было важно проследить и провести сопоставительный анализ между странами; 

 в) Грузия является исторической родиной И.В.Сталина (Джугашвили), чья деятельность по созданию тоталитарного строя оказала огромное влияние как на развитие СССР, так и историческое прошлое Казахстана.

 С момента моего прибытия в Грузию, как и предполагалась, работа шла по плану. Основными моими консультантами и собеседниками были директор Института истории и этнологии, д.и.н., профессор Важа Кикнадзе, а также коллеги-историки Автандил, Вахтанг и другие. Институт истории и этнологии в настоящее время выведен из состава Академии Наук Грузии и относится к Тбилисскому государственному университету. По мнению историков, это привело к снижению уровня научных изысканий. Университет, подчинив себе институты, не сумел поднять на должный уровень науку. 

 Все книги и учебники печатаются на грузинском языке, хотя высок и авторитет английского языка. Данная проблема не позволила мне, в достаточной мере, изучить систему преподавания грузинской истории.

 Учебник по истории Грузии, приобретенный мной, был написан американским ученым, долгое время жившим в Грузии. Данный учебник по своей структуре и другим параметрам мало чем напоминает казахстанские аналоги.

 Анализ также показал , что молодежь страны крайне неохотно идет в науку. В отличие от Казахстана, наука в Грузии стремительно стареет. Более того, талантливая молодежь предпочитает эмигрировать за рубеж. Большую роль в воспитании молодежи играют средства массовой информации. 

Огромное впечатление на меня оказало посещение древней столицы Грузии — Мцхеты. Прекрасные строения, величественные храмы, где покоится прах великих сынов Грузии — Вахтанга Горгасалия, князей Багратиони.

 В Грузии много храмов, причем они построены в горах, на высоте, благодаря чему они хорошо обозреваемы издалека. Люди с огромным уважением относятся к духовным ценностям. Что примечательно, священнослужители храмов очень приветливы и сами инициируют беседы. Многие из них спрашивали: «Вы откуда? Из Казахстана?». Некоторые из них, говорят, служили в Казахстане, есть и те, которые вспоминают тех, с кем довелось служить. Мое представление, что в храмах служат только строгие и аскетичные люди, было значительно поколеблено. 

221761029d6e90cf3be537a396d52e28.jpg

Профессор Б. Аяган перед грузинской церковью

Посещение памятных мест продемонстрировало, что в Грузии прекрасно сохранены многие памятники истории. Среди посетителей исторических памятников преобладает молодежь, что подтверждает огромную воспитательную роль храмов, замков и др.

 В один из дней мы с замечательным ученым, профессором Важой Кикнадзе поехали в город Гори, который расположен в 30-40 километрах от Тбилиси. По казахстанским меркам — рядом со столицей. В Гори, меня, как профессионального историка, не раз писавшего о руководителе СССР И.В. Сталине, интересовало место его рождения и условия, в которых он вырос.

 

b81ccf33cbee42c00b10e4a6c0ca2476.jpg

 

28b3ff025e2903a3fd8d72b31cda40f3.jpg

Домик, где родился и вырос И.Сталин (Джугашвили), хорошо сохранился. В комнате, в которой он родился, с трудом умещаются 3-4 человека. Как объяснила гид, семья Джугашвили, будучи только арендатором, не была собственником этого дома. Отсутствие денег не позволяло им приобрести собственное жилье.

 

bdd2b1db82a749055897b6f33ea76a29.jpg

 

70cf8b90d98a0ce1543f7e9d82e9c33a.jpg

Из этого дома шестнадцатилетний Сосо (Иосиф Сталин) уехал и позже, не очень охотно приезжал на Родину. Об этом домике пишет в своих воспоминаниях дочь Сталина — Светлана Алиллуева, вспоминая поездки к матери Сталина — Екатерине Геладзе. Как пишет Роберт Такер — один из самых глубоких исследователей истории сталинизма: «Сосо Джугашвили а вырос в обстановке острого семейного конфликта и материальной нужды». 

be76506cafa52d1d59e3435e77eec5a6.jpg

В 50-ые годы ХХ века в Гори был сооружен помпезный музей в канонах идеологии советских времен. Этот музей функционирует и в настоящее время.

c3676c19a41b52328425e9e5a6da106a.jpg

f71a99ebe81504ffbe31a838fc34bbd8.jpg

079daefa68c82c76ab1af75728f3ae8a.jpg

За время пребывания в Грузии мне удалось побывать и в Русском театре им. Грибоедова.  

54ac97ba9380a97e4e83de0487f9742f.jpg

Грузинский стол. г. Тбилиси, октябрь 2015 года 

 Поездка позволила мне сделать следующие выводы: историческая наука в различных странах СНГ развивается по-разному; везде наблюдается отток кадров, мало молодежи; недостаточное финансирование. Возможно, особняком здесь стоит Казахстан, где работают целевые государственные программы и ощущается поддержка государства. 

 

Директор Института истории государства, д.и.н., профессор Б.Г. Аяган

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?