Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История границы Казахстана

3898
История границы Казахстана - e-history.kz
25 лет назад, 13 января 1993 года, был принят Закон «О государственной границе Республики Казахстан»

У любого государства есть своя территория, очерченная определенными границами. Как ни странно, но ни Казахское ханство, ни Казахская ССР не имели юридически оформленных границ и тем более, они не были признаны международным правом. Поэтому оформление государственной границы Казахстана шло фактически с нуля.

Согласно Конституции РК, «территория Казахстана является целостной, неприкосновенной и неотчуждаемой».

13 января 1993 года был принят Закон «О государственной границе Республики Казахстан», который фиксирует государственную границу как линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства.

Протяженность границы Казахстана по суше составляет 13400 километров. Водная граница составляет 3000 км. Процесс установления границы проходил в трех направлениях: с Китаем, с республиками Центральной Азии и с Российской Федерацией.

Разграничение казахстанско-китайской границы осложнялось наследием Советского Союза – спорными территориями. Советские дипломаты долгое время не признавали их наличие. Но в 1969 году А.Н. Косыгин встретился с китайским премьером Чжоу Эньлаем и спросил его о спорных участках. Они сверили китайские и советские карты и выявили разночтения по линии прохождения госграниц. Площадь оспариваемых участков составила 34 тыс. кв. км. Проблема была еще и в том, что СССР в нарушение договоров 1861, 1864 и 1881 годов пошел на фактический захват прилегающих территорий.

Границы на этих участках первоначально были установлены Чугучакским протоколом 1864 года. В 1870 году Хабарасуйским протоколом было установлено конкретное прохождение границы, что было зафиксировано на договорах 1869, 1870 и 1883 годов. Эти договора, согласно нормам международного права, не прекращают своего действия. Российско-китайские договора XIX века и явились основой для решения пограничных вопросов между Казахстаном и сопредельными государствами. Но российские комиссары порой допускали вольности и переносили граничные метки вглубь Китая. Из-за чего, на отдельных участках сложились две границы: договорная и фактически охраняемая.

Кроме того, в Хабарасуйском протоколе на русском и маньчжурском языках имелись разночтения. По первому спорному участку в русском тексте предусматривалась установка трех пограничных знаков на перевалах, в обход долины реки Чоган-обо с юга. В маньчжурском тексте указывалось общее направление границы на западе, об установлении пограничных знаков на одноименных урочищах. Относительно второго спорного участка на советских картах граница была смещена в сторону Китая на 15 километров. В тексте Чугучакского протокола от 25 сентября 1864 года данный участок принадлежал Китаю. Так что долина реки Сарычильды, текущей на юг, должна была полностью отойти Китаю. Китай в новых условиях заявил о своих правах на эти территории. Применительно к казахстанско-китайской границе речь шла об участке примерно в 900 кв. км. С самого начала РК заявила, что, нужно искать компромисс, опираясь на Чугучакский протокол 1864 года и другие документы, а также на сложившиеся реалии.

В 1992 году между РК и КНР были заключены 5 договоров, в которых точно определяется казахстанско-китайская граница. При заключении Соглашения 1994 года остались несогласованными участки в районе перевала Чоган-Обо и реки Сарычильды. Впоследствии территория была разделена: Казахстан получил 537 кв. километров, Китай — 407 кв. километров. Общая протяженность казахстано-китайской границы составила более 1782 километров.

Урегулирование границ РК с Центральноазиатскими республиками

Границы между советскими республиками обозначались на картах, но не на местности. После распада СССР республики заявили о неизменности существующих границ. Глава государства отмечал необходимость завершения делимитации границ между всеми странами региона. И Центральная Азия осознала, что открытые рубежи используются для незаконного вывоза сырья, металлов, энергоносителей, нелегального оборота наркотиков, оружия, миграции, что представляет угрозу национальной безопасности.

С точки зрения соответствия Конституции СССР административная граница между Казахской ССР и Узбекской ССР была самой урегулированной. Сложность же состояла в том, что 200 километров границы с Узбекистаном (общая протяженность – 2351 километр) проходили по густонаселенной местности. Это Сарыагашский и Махтааральский районы в Южно-Казахстанской области и Ташкентская и Джизакская области Узбекистана. Во избежание взаимных претензий, сторонами за основу были приняты административно-территориальные границы, установленные в 1950-е – 1960-е годы.

Узбекистан имеет особую позицию по отношению к «афганской проблеме», на угрозу со стороны которой неоднократно указывал Президент Казахстана. Это оказывает серьезное воздействие на региональную безопасность и выводит проблему границы на новый уровень.

Проще всего прошла делимитация с Туркменией, поскольку граница проходила по южной оконечности плато Устюрт по пустыне всего 426 километров. За основу для подготовки делимитации границы были приняты Постановления Президиума ЦИК СССР от 27 декабря 1932 года и топографические карты, с согласованной линией границы Президиумами Казахской ССР и Туркменской ССР 1972 года. Главами обоих государств 5 июля 2001 года в Астане в рамках визита в Казахстан Президента Туркменистана был подписан Договор о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы, в котором было описано 425,8 км границы, за исключением 280 метров, примыкающего к стыку государственных границ Казахстана, Туркменистана и Республики Узбекистан. В ноябре-декабре 2001 года в Ашхабаде был согласован Договор между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о точке стыка государственных границ.

Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской границы проводились с ноября 1999 года по декабрь 2001 года и основывались на Договоре о вечной дружбе от 8 апреля 1997 года и Меморандуме о делимитации государственной границы между Казахстаном и Кыргызстаном от 17 июля 1998 года. С августа по ноябрь 2001 года делегации провели несколько рабочих встреч с выездами на местность, в результате которых была согласована казахстанско-киргизская граница. Договор между Казахстаном и Кыргызстаном был ратифицирован Парламентом РК в июле 2003 года. Протяженность границы с Кыргызстаном составила около 1242 км, с Туркменистаном – около 426 км, с Узбекистаном – 2351 км.

Делимитация границы между Казахстаном и Россией

Делимитация границы началась с запада на восток, от побережья Каспийского моря в дельте реки Волги и до точки стыка границ Казахстана, России и Китая на хребте Южный Алтай. За основу были взяты административно-территориальные границы между Казахской ССР и РСФСР, сложившиеся к моменту распада СССР.

Выяснилось, что эта граница нередко основывалась на противоречащих друг другу картах, материалах земле- и лесоустройства. Другой блок проблем был связан с тем, что внутренние границы в СССР не являлись серьезными ограничителями в ведении хозяйственной деятельности и расположении населенных пунктов, а граница на местах не всегда совпадала с изображениями на картах.

Прохождение линии границы там, где хозяйственные или социальные объекты одной стороны оказались на территории другой, было урегулировано взаимными предложениями и обменами площадями. Первый протокол по делимитации казахстанско-российской государственной границы был подписан еще в 1998 году. А 18 января 2005 года Н.А. Назарбаев и В.В. Путин подписали Договор о казахстанско-российской государственной границе.

Следующий этап устройства границы – ее демаркация, то есть обозначение линии границы на местности с помощью специальных пограничных знаков. В 2003 году Казахстан приступил к демаркации границы с Туркменистаном и Узбекистаном.

Демаркация необходима для обеспечения безопасности страны, недопущения противоправного изменения государственной границы, незаконного использования приграничной территории Казахстана.

На заре независимости Президент Н.А. Назарбаев не раз подчеркивал: «Нет задачи важнее, чем сохранение территориальной целостности и независимости Казахстана». И сегодня можно с уверенностью констатировать, что вместе с утверждением государственной границы большая задача по упрочению территориальной целостности, поставленная в Послании Президента «Казахстан-2030», завершена успешно. Создана прочная основа национальной безопасности на долгую историческую перспективу. 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?