Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахи в ВУЗах Казани

2297
Казахи в  ВУЗах Казани - e-history.kz
Кого из казахов, обучавшихся в период начиная с ХІХ века по 1917 год, мы знаем: цифры и факты?

Во время существования Российской империи было очень мало собранных, исследованных материалов о молодых казахах, обучавшихся в университетах и институтах. Как писал общественный деятель, ныне покойный Галым Ахмедов, советские историки придерживались позиции «до 1917 года только лишь 22 казаха имели высшее образование». В документах 20-х годов ХХ века содержалась информация об их трудах. Много людей в то время были активными членами казахского общества, но писать, говорить о них было запрещено. Чтобы восполнить этот пробел сотрудники Музея истории казахской медицины выпустили книгу «Первые врачи-казахи» о высокообразованной интеллигенции в сфере медицины. Но книга была изъята из библиотек под предлогом: «Книга, не отвечающая идеологическим требованиям компартии Советов, она  оттачивает националистические чувства народа», и была сожжена.  

Хоть в те времена в Казахстане эта тема и была под запретом, профессор Казанского государственного университета, доктор исторических наук Рафик Измаилович Нафигов постоянно писал в своих трудах о казахской молодежи, обучавшейся в университете. Сведения Р.И. Нафигова по этой тематике взяли за основу своих трудов ученики: Савея Мухметдиновна Михайлова, Алексей Геннадьевич Циунчук. От казахстанских авторов – академик Салык Зиманов, ученые Сакен Созакбаев, Мухтар Кулмухамед в своих трудах обобщили часть исторических сведений того времени о казахах-юристах с высшим образованием.  

Выдающийся академик Салык Зиманов в своей научном исследовании «Россия и Букеевское ханство», опубликованном в 1982 году издательством «Ғылым», используя исторические документы, доказал, что при непосредственном участии Жангир хана было получено согласие российской администрации обучать  в высших учебных заведениях казахскую молодежь. Ученый пишет, что из Букеевской орды в 1844 году на обучение было направлено четверо молодых людей. Но их имена не указаны.

В книге Галыма Ахмедова, выпущенной в 1996 году под названием «Алаш Алаш болғанда», говорится об Альмухамеде Куатове, который в 1847 году окончил Казанский университет. Автор писал, что сведения он позаимствовал из одной республиканской газеты. Куатов Альмухамед Ахметович – один из этой четверки. В архиве Казанского университета значится, что в 1844 году он стал студентом Казанского университета, окончил учебу в 1847 году, в 1848 году получил звание «кандидат». Это бесспорно первый магистр права среди казахской молодежи.

Академик Р.И. Нафигов в книге «Габдулла Токай и его окружение» приводит множество архивных данных о том, что студенты-казахи в Казани активно участвовали в общественных и культурных мероприятиях. Также он упомянул, что студенты Казанского университета Иса Кашкынбаев, Абубакир Иманбаев в клубе Восток делились мнениями с татарской интеллигенцией. При непосредственном участии казахской молодежи в Казани в научных обществах обсуждались казахские песни, стихи, сказки, традиции и обычаи, с их помощью до 1917 года Казанским издательством были выпущены более 700 сборников книг. У них был даже свой хор. Эти материалы обнаружил искусствовед Геннадий Макаров в ходе исследования творчества татарского композитора Султана Габаша, сведения он нашел в одном из Казанских архивов, документы и список песен, исполненных казахской молодежью он в 1996 году показал Батыржану Кенжетаеву. Перечислялись следующие песни: «Тойбастар», «Хайлилай-ау» (2-й вариант), «Сырымбет», «Сәулем», «Ақсаусақ», «Ұлтым- қазақ», «Елім-ай», «Әгугәй», «Жерім-ай», «Үриай», «Гөргәй» и Соқыр қыз, Әмірхан, Құнанбай аға, Киургей, Бек Ахмет.

Газета «Жұлдыз (Звезда)» от 11 декабря 1908 года писала, что на пластинке выпускаемой татарской интеллигенцией, были записаны и казахские песни «Әмірхан», «Көке». В 437-м номере газеты «Қояш» 1914 года говорится о том, что в исполнении казаха Нурбаева на пластинку записаны казахские песни «Қарға», «Ғайземжан», «Зылиха».

Благодаря полученным знаниям казахская молодежь могла бороться за интересы своего народа. Написанные ими труды высоко ценились среди ученых-преподавателей университета. От имени администрации Казанского университета к военному губернатору Тургайской области пришла телеграмма следующего содержания: «... 28 мая 1822 года решением Научного совета Казанского университета Жансултан Сайдалин окончил курс, защитил кандидатскую диссертацию и ему присвоена степень «магистр права»».

Жансултан Сейдалин, проанализировав документ Российской империи «Правила временного управления степного края» 1867-1868 годов, обратился к властям с требованием не оказывать давления через систему военно-административного управления на кочевой образ жизни, обычаи и традиции. Он доказывал, что климат и географическое положение степи очень удобны для развития животноводства. Сейдалин – второй магистр права среди казахов, получивших обучение в Казани.

 

Решением Научного совета Казанского университета от29 мая 1844 года хан Букеевской Орды – Жангир стал Почетным членом научного совета университета. В августе 1995 года, во время празднования 150-летия Абая Кунанбайулы президент Татарстана Минтимер Шаймиев собственноручно вручил Президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву копию диплома о почетном членстве Жангир хана в Научном совета университета. Этот документ был найден в Казанском университете уроженцем Аулиекольского района Костанайской области Батыржаном Ауесханулы Кенжетаевым.

На вопрос «Сколько казахской молодежи получило высшее образование в городе Казань до 1917 года?» исследователи отвечают по-разному. Впервые этим вопросом официально занялся сын Жангир хана – генерал-султан Губайдулла Букеев. Во время службы в Министерстве внутренних дел России в Санкт-Петербурге в 1882 году он отправил письмо губернатору Оренбурга Н.А.Бахметову с просьбой предоставить сведения о количестве детей казахов-выпускников гимназий, о том в какие вузы они поступили и где работают выпускники этих вузов: «...эти сведения нужны Дмитрию Андреевичу Толстому», – говорится в письме.  В ответном письме сообщается, что один из двух молодых людей поступил в Санкт-Петербургский вуз, а другой в Казанский университет, но молодой человек (Омиржан Бекмухамедов), поступивший в Казанский университет, умер от брюшного тифа.

Интересные сведения о казахской молодежи, поступившей в Казанский университет, содержатся в Воспоминаниях Н.Ильминского. В них говорится, что в 1829 году татарин Иса Бикмаев и казах Оразалы Курбанов с помощью адъюнкт-профессора Казанского университета И.Халфина хорошо сдали экзамен профессору Элтману, и были зачислены на факультет востоковедения Казанского университета. Но по состоянию здоровья О.Курбанов не смог закончить учебу... Позже он представлял российской администрации проекты об открытии школ на территории казахской степи, помогал И.Алтынсарину.

Первый список казахской молодежи, обучавшейся в Казанском университете, был опубликован в книге доктора исторических наук С.М.Смайловой «Казанский университет в духовной культуре народов Востока России» (ХІХ век) выпущенной в 1991 году, на 341-343 стр. книги  в таблице №24 под №19 записан Алдияров Нурмухамед Кауменулы, его национальность ошибочно указана как татарская. На 336-стр в таблице № 23 под №10 указан Куватов Альмухамед Ахмедович с 1844-1848 гг. действительный студент, 1848 г. кандидат».

В книге «Западный Казахстан на стыке этнокультур», изданной в 2001 году в Уфе, ученый-исследователь Г.С.Султангалиева пишет: «В 1836-1866 годы Казанский университет окончили 23 молодых человека из Оренбургского края, двое из них – казахи, остальные татары и башкиры». Один из казахов – Альмухамед Куатов, окончивший восточный факультет в 1847 году, а второй казах – неизвестен.

Благодаря трудам исследователей, на основе найденных в архивах Казанского университета, Ветеринарного института документов список выпускников-казахов был дополнен.

Бахытжан Кенжетаев пишет, что казахская молодежь с 1877 года начала поступать в Казанский университет, до 1917 года поступили 37 молодых людей,  из них 20 человек закончили учебу, в Казанский ветеринарный институт поступили 18 человек, из них окончили учебу – 15. А Султангалиева говорит, что в университет поступило 31 человек, а окончило – 21, 19 казахов поступили в Ветеринарный институт и все его окончили.

В тот же период в университет поступило 50 казахов, из них 30 человек окончили учебу, двое скончались. 13 человек по разным причинам оставили учебу либо перевелись в другие учебные заведения. В конце списка указаны 5 студентов, информацию о них еще нужно уточнить. В Ветеринарный институт поступили 25 казахов, окончили  – 22, двое из них были отчислены за неоплату, один был отчислен по состоянию здоровья.   

Если системно изучать архивы университета и института, то нашли бы еще много документов, которые пролили бы свет на судьбу многих известных личностей того периода. Эти люди были уважаемы в своем крае. Будучи лидерами духовных преобразований во всей казахской степи и лидерами национальных движений они сплотились под знаменем АЛАШ. Их нужно помнить, их наследие изучать.

Использованные в ходе написания статьи научные данные не были изданы на территории Казахстана. Поэтому эти книги необходимо издавать  через госзаказ и вносить их в базу цифровой библиотеки. Для получения доступа к электронной системе документов, касающихся казахской истории, которые содержатся в хранилищах Казанского архива, необходим координатор с казахстанской стороны. Срок меморандумов, подписанных 4-5 лет назад руководителями государственных архивов, истекает впустую. В студенческие годы я был очень огорчен, узнав, что я первый от Казахстана запросил и получил информацию, включавшую документы о казахской молодежи, обучавшейся в Казанском университете....

Я уверен, что мы сможем возродить и историческое сознание, и национальный код через познавательные данные о трудах известных личностей тех регионов и патриотов родной земли, как и говорилось  в статье Президента РК Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»…

 

Дәлелхан Талыбай 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?